Как известно, предмет педагогики – это педагогический процесс в целом, во всей его многогранности. Причём эта наука вырабатывает такие принципы и методы, которые позволят достичь успеха в воспитании детей. В педагогике – множество направлений, и каждое из них служит отдельной цели. Поэтому специальности в этой области могут быть довольно различными. При желании сменить акцент своей деятельности потребуется повышение квалификации или даже переподготовка.
Деятельность педагога сложно назвать односторонней. Ведь учащиеся принимают активное участие в образовательном процессе. Более того, они способны влиять на учителя в ответ. Это обогащает его внутренний мир, даёт ему бесценный опыт. Хотя лидерская роль преподавателя сохраняется (ведь он отвечает за результаты процесса), тем не менее, вряд ли он единственный лидер в данном случае. На ребят могут оказывать влияние их ровесники – формальные и неформальные лидеры класса.
Педагог может выбрать авторитарную модель общения с детьми или предпочесть гармоничное взаимодействие с партнёрских позиций. В последнее время педагогика тяготеет ко второму решению. Это говорит о росте и развитии общества, о смене парадигмы. Такое образование можно назвать гуманистически ориентированным, поскольку оно опирается на ценность человеческой индивидуальности и таланта.
Тест «Общие вопросы педагогики в образовании» поможет вам вспомнить теорию, а также найти достойный повод для размышлений. В практической деятельности учителя бывают сложные моменты, которые вспоминаются при чтении методических материалов. С той же целью вы можете открыть для себя наш курс «Химия: теория и методика преподавания в образовательной организации». Он ориентирован на учителей-химиков, однако у нас есть курсы и для других предметников, а также для классных руководителей. Вы можете вбить в поиск название вашей дисциплины и увидеть возможные варианты.
Необходимо учитывать многозначность термина «образование», который подразумевает не только и не столько целенаправленную передачу знаний, сколько естественный процесс развития, где личный выбор учащихся играет огромную роль. Когда индивидуальность – на первом плане, то необходимо полностью учитывать мнение и волю детей. Это было бы помощью им в выборе своей судьбы и в осознанном движении к своим первым целям.