Литература важна в развитии ребёнка. Она создаёт условия для его самостоятельного мышления, а значит – и постепенного понимания окружающего мира и отношений между людьми. Однако понимание классических произведений становится для каждого следующего поколения всё более сложным. Ведь речь идёт о реалиях, далёких от нашего времени. Порой затруднительно понять мотивы того или иного героя, не зная культурного контекста. История – лучший помощник литературы, потому что только совместно эти дисциплины приносят нужный результат. Нельзя игнорировать проблемы, которые влечёт за собой исторически безграмотное чтение.
Но важно и другое: контекст создания того или иного произведения. Иными словами, необходимо понимать, в каких условиях оно было написано. Какие предшественники были у автора, какие литературные направления были до того, к которому он сам принадлежит. Без ответов на эти вопросы сложно понять его замысел и всю многослойность произведения. А значит, есть некоторая вероятность, что ребёнок, выросший на простых книгах, не будет понимать глубины классической литературы. Она будет казаться ему запутанной, слишком умственной, лишённой особого смысла.
Нами разработан довольно подробный тест «История русской и мировой литературы», который помогает проверить: установлены ли в вашем мышлении все нужные взаимосвязи между писателями разных стран и времён? Проверяются следующие знания и навыки:
- Понимание культурного контекста в связи с историческим, где разные направления и стили выстроены в единую последовательность.
- Способность оперировать фактами и цифрами литературного прошлого различных государств.
- Установление связи между литературой и мифологией, а также между литературой и религией.
При получении тех результатов, которыми вы до конца не удовлетворены, предлагаем вам записаться на курс «Литература: теория и методика преподавания в образовательной организации». Он поможет вам в более детальном и глубоком понимании данной тематики. Исторические корни литературного наследия очень важны. Они помогают более тонко и верно чувствовать значение символики, поведения героев, развязки и финала. В противном же случае можно не заметить довольно важные мысли – а значит, остаться равнодушным к литературе. Необходимо предотвратить подобную реакцию у учащихся, тогда есть шанс их культурного развития.