Есть что-то странное в словосочетании «теория литературы». Наверно, это связано с пониманием, что литература – это не теория, а наша жизнь. Есть несколько причин, почему это так. Во-первых, книги говорят нам о чувствах. Причём не всегда о тех, которые нам уже знакомы. Иногда они предсказывают то, что мы почувствуем только завтра. Но тем интереснее, когда этот «прогноз» внезапно не сбывается – судьба умеет импровизировать.
Во-вторых, наши любимые персонажи показывают связь между разными эпохами. Они словно живое воплощение Истории. Пусть в замысле автора много личностного, что отходит от строго научной трактовки. Зато эти исторические события можно по-настоящему прожить, погрузившись в них. Любые неточности лишь повод вспомнить, как всё было на самом деле. Вот почему литература и история всегда идут рука об руку. Даже фантастические романы часто черпают свои идеи из прошлого, хотя пишут о будущем.
В-третьих, книга – это зеркало самого автора. А так как у одного писателя часто бывает много произведений, то мы можем собрать из этих отражений его индивидуальность. Это не так просто, потому что и здесь реальность тесно соседствует с вымыслом. Но если не претендовать на точность, а чувствовать душу писателя сквозь его фантазии, то это обогащает внутренний мир. В этом таится знание другого порядка – не умственное, а психологическое.
Тест «Литературоведение как особая наука. Теория литературы» разработан для того, чтобы в краткой форме проверить познания педагогов. Пусть он не покажет всех вероятных пробелов, но выявит самые очевидные. А курс «Литература: теория и методика преподавания в образовательной организации» создан в помощь тем учителям, которым хотелось бы полноценного погружения в данную тематику. Материалы разбиты на разделы, которые расположены в логичном порядке. Это упростит вашу работу с информацией и будет способствовать быстрому запоминанию.
Литературоведение действительно можно считать особенной наукой. Ведь оно нацелено не просто на понимание текста, а ещё и на постижение мира чувств и мыслей человека. Это более глобальное направление, чем кажется при поверхностном рассмотрении. И очень важно, чтобы в предмет вникли не только ученики с гуманитарным складом мышления, но и будущие физики, математики, программисты. Это поможет им мыслить более объёмно и впоследствии обрести жизненную мудрость.