Язык – это регламентированная система, в которой всё подчинено определённым правилам. Не исключено, что часть учащихся представляет это себе хорошо, однако остальные далеко не сразу понимают данную особенность языковых предметов. При преподавании литературы более чем важно. Ведь, рассуждая о смысле и стилистике произведений, дети должны понимать красоту речи автора и глубокий смысл его слов. А это невозможно без верного понимания языка в целом. Причём речь не просто о современной его версии, а ещё и о более ранних, так как в прозе и поэзии легко встретить слова, которые сегодня в нашей речи не употребляются. Порой способность учащихся правильно трактовать речь автора и героев напрямую зависит от знания этих слов.
Детям могут быть близки чувства и мысли тех или иных героев изучаемых произведений. Но своеобразный «языковой барьер» может помешать им своевременно понять это. Педагогу следует терпеливо разбирать речевые особенности каждой книги, иначе будет невозможно с полным правом требовать от ребёнка глубоких знаний по данному предмету. Чтобы пояснения не были скучны для детей, необходимо оживлять уроки, привносить в них элемент творчества.
Наше тестирование «Нормы русского литературного языка» способствует проверке преподавателем собственных познаний. Речь идёт о самих закономерностях, согласно которым выстроен язык. Тест определяет подготовленность педагога по критериям, перечисленным ниже:
- Понимание наиболее важных разделов современного русского языка, таких как морфология, орфоэпия, морфемика – и других.
- Знание особенностей более ранних форм языка, которые характерны для некоторых произведений классической литературы.
- Умение грамотно применять верные методики, чтобы пробуждать в детях интерес к предмету.
Курс «Литература: теория и методика преподавания в образовательной организации» поможет педагогам восполнить пробелы. Сложно представить себе программу обучения начальной и средней школы без углубления в особенности русской речи. Без этого затруднено понимание не только литературы, но также истории, математики и прочих гуманитарных и технических дисциплин. Чтобы избежать подобных проблем, следует в должной мере включить в план уроков изучение языковых норм. Это поможет учащимся в дальнейшем жизненном пути, поскольку они смогут быть действительно культурными людьми, речь которых не вызывает недоумения.