Можно ли считать педагогику наукой? Ведь речь идёт о слишком малоизученной области – о человеческом развитии. Многое удалось понять, и всё же главное – впереди. Дети удивят нас ещё не раз, так как они часто ведут себя не так, как мы ожидаем. Да, какие-то возрастные особенности повторяются из поколения в поколение. Но всегда есть некая уникальная черта характера, которая выбивается из ожидаемых качеств.
Между тем – всегда ли преподаватель достаточно внимателен, чтобы заметить индивидуальность ученика? Проще всего сделать вид, что это просто случайное отклонение от курса. И только мудрый педагог заметит, что наука способна объяснить не всё. Наше внимание нуждается в постоянной тренировке. Необходимо напоминать себе о том, что нельзя «дремать» в общении с детьми. Следует быть готовыми к сюрпризам.
Наверно, следует понимать педагогическую науку более широко. Это не то же самое, что физика или биология с их (по большей части) точностью. И тем более это не математика. Ребёнок – настоящее чудо, которое способно менять реальность. Нужно помогать детям сохранять заряд креативности и доброты всю жизнь. Тогда они поразят ещё многих и будут рады помочь другим в раскрытии индивидуальности. Наверно, это единственная эстафета и традиция, которая стоит сохранения, продолжения.
Тест «Педагогика как наука: вопросы воспитания и обучения» содержит интересные вопросы, над которыми можно долго размышлять. Конечно, некие правильные ответы тоже подразумеваются. Если не удалось их выбрать при прохождении, то мы рекомендуем записаться на курс «Литература: теория и методика преподавания в образовательной организации». Однако хотим подчеркнуть, что педагог складывается не из соответствия общественным ожиданиям. Его специальность такова, что приходится видеть научные тенденции раньше, чем новые идеи будут доказаны.
Учить детей сложно, однако всегда интересно: такая работа помогает сохранять молодость души. Преподаватель перенимает от детей неуёмную жажду знаний и живое чувство юмора. Важно, чтобы этот обмен происходил постоянно. Педагогу следует перенимать у ребят всё лучшее, на что способна юность. А взамен он может поделиться знаниями, дать опору на пути развития. Однако, чтобы это сделать, нужно понимать: развитие не может происходить ожидаемым способом, оно гораздо шире любых описаний и формул.