Литература влияет на формирование личности ребёнка. Однако на этот процесс часто смотрят шаблонно, без учёта реального развития. Давайте поговорим об относительности возраста. К сожалению (или к счастью), те этапы, которые выделяют в жизни человека, очень условны. Но психологи и педагоги порой воспринимают эти ориентиры слишком буквально. Бывают случаи, когда ребёнок опережает свой возраст – или наоборот. Причём в некоторых аспектах он может быть впереди своих сверстников, а в каких-то – отставать.
Более того, развитие становится всё более ранним. И это создаёт сложности. Ведь литература прошлых веков бывает более наивной, чем тот стиль мышления, который принят сейчас. При всей своей глубине и яркости, книга писателя-классика не может дать ответы на вопросы детей. Имеются в виду те вопросы, которые касаются сегодняшней жизни. Современный человек кажется более поверхностным, но зачастую ему приходится решать гораздо более сложные вопросы. Не всегда можно предугадать, какие новые задачи поставит перед нами цивилизация.
Конечно, классическая литература даёт нам ответы на вечные вопросы о добре и зле. Но и в этой сфере развитие очень условно. Нормы часто бывают искусственными, архаичными. Они нацелены на безопасность, но гораздо более продуктивен собственный взгляд на мир. Когда ребёнок мыслит нешаблонно, то у него больше шансов проявить моральные качества в сложных ситуациях, где готовые решения не годятся.
Тест «Психология: процессы формирования и развития» нацелен на эффективную самопроверку педагога. Вы можете решить для себя, нужно ли вам повторить данную тему. Если же потребуется наша помощь, то будем рады предложить вашему вниманию курс «Литература: теория и методика преподавания в образовательной организации». Его структура удобна и понятна, ведь мы стремились поддержать учителей в их непростой работе.
Развитие – важная задача. Без внимательного отношения дети могут неправильно понять свою душу. Однако примеры из классической литературы в этом смысле универсальны: их необязательно трактовать точно так же, как в прошлом веке. Они привлекательны для молодёжи именно своей вечной новизной. Нужно дать ребятам свободу понимать произведения по-своему. Тогда они будут развиваться в соответствии с духом времени. Это очень важно для их будущей счастливой жизни. Необходимо доверять себе, чтобы индивидуальность смогла раскрыться во всех отношениях.