Творчество – самая субъективная сфера деятельности. Человек, который оценивает чужое произведение, всегда вносит нечто своё, потому что речь не о цифрах, а о чувствах. Существующие критерии не всегда работают, ведь невозможно нормально ориентироваться в стилях: каждый день появляются новые. А опора на старые принципы критики уже не даёт нужного результата.
Точно так же обстоят дела с оценкой знаний по литературе. Допустим, можно оценить, знает ли ребёнок подробности событий в том или ином произведении, помнит ли имена второстепенных героев и т.д. Но есть и более зыбкая область. Это трактовка авторского замысла. Современные дети понимают реальность совершенно по-своему. И было бы странно навязывать им какие-то иные взгляды. То, что педагог может счесть ошибочным восприятием, не всегда является таковым. Иногда это просто своё мнение.
Однако, даже если говорить о фактической части знаний, ребята не всегда виноваты в том, что не помнят что-либо. Эти подробности попросту не заинтересовали детей, потому и не остались в памяти. Думать на языке прошлых культур – это сложно, а если не уметь – ещё и скучно. И необходимо очень осторожно и вдумчиво подходить к процессу, тактично заинтересовывая детей. Да, увы, у школьной программы есть определённый темп прохождения, можно не успеть достичь результатов, но делать попытки стоило бы. Порой нужно найти компромисс с существующей системой. Педагогу в наших условиях приходится постоянно делать это – такова неизбежная данность.
Тест «Вопросы контрольно-оценочных процедур по литературе в образовательной организации» поможет вам повторить опорные пункты данной темы. А при наличии серьёзных пробелов есть другая возможность – запись на курс «Литература: теория и методика преподавания в образовательной организации», который составлен с пониманием современных стандартов. Он полностью учитывает трудности детей при изучении литературы.
Следует заботиться о том, чтобы ребята вынесли из уроков что-то полезное, практически применимое. Удивительно, но произведения классиков могут многому научить – в особенности это касается темы построения любовных отношений, столь интересной школьникам. Если они представят себя участниками событий, то им будет проще проникнуть в тайны символики и в моральные аспекты. Любовь – ключ ко всему, что связано с творчеством и с жизнью в целом.