Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

МБОУ "Иванчиковская СОШ". Автор: Шилина Татьяна Викторовна. Работа №107251

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Народные традиции и промыслы
Описание:
Классный час «Ярмарка народных промыслов России» был проведен в 3 классе. Данному мероприятию предшествовала большая работа: ребята знакомились с народными промыслами, узнавали историю и особенности каждого из них. Нам удалось собрать предметы народного творчества и сделать выставку к празднику. Были созданы презентации и подобран соответствующий музыкальный материал. Результат мероприятия: возрос интерес к русскому народному творчеству, красоте, созданной руками людей, воспетой в стихотворениях и песнях.
Работа:

МБОУ «Иванчиковская СОШ»

Льговского района

Курской области

Внеклассное мероприятие «Ярмарка народных промыслов России»

Подготовила:

учитель начальных классов

Шилина Татьяна Викторовна

Цели: приобщать подрастающее поколение к великим ценностям русской культуры; ознакомить детей с русскими традициями, промыслами и ремеслами; воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа; развивать познавательный интерес и творческие способности учащихся.

Форма: игра «Путешествие в Город мастеров».

Предварительная работа с детьми:

а) предложить детям найти в своем доме изделия народных промыслов, попытаться определить их категорию (хохлома, гжель, палех, дымковская игрушка, , матрешки и т. п.);

б) шестеро детей сыграют роли мастеров; каждый «мастер» должен представить народный промысел (хохлома, жостово, гжель, палехская миниатюра, городецкая роспись, посадские платки, дымковская и кожлянская игрушки), пользуясь дополнительными материалами к классному часу или иной информацией; «мастера» должны будут ответить на вопросы (ответы - в тексте сценария) и провести «Что? Где? Когда?»;

Музыкальное оформление:

а) плясовая русская народная музыка;

б) русские народные частушки.

Оборудование:

приготовить две коробочки (два «волшебных сундучка»), в одну положить кусок глины, в другую - комок бумаги;

проектор, компьютер, презентация «Народные промыслы России».

Оформление

На доске повесить карту «Адреса русских промыслов».

 

 

 

 

 

Кировская область -------------Дымковская

игрушка

Курская область -------------- Кожлянская игрушка

План классного часа

1. Вступительное слово.

2. Игра «Путешествие в Город мастеров».

а) реклама художественных промыслов;

б) вопросы мастерам и мастерицам:

- где же делают эти вещицы;

- секреты мастерства;

в) музыкальная пауза;

г) «Что? Где? Когда?»

3. Моя художественная коллекция.

4. Подведение итогов (рефлексия).

5. Заключительное слово.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Каждый народ должен знать истоки своей культуры, свои корни. Только так можно сохранить свое национальное достоинство.

Русская земля богата талантами. В каждой семье можно найти посуду, мебель, платки, матрешки, изготовленные народными художниками. Изделия русских народных промыслов можно увидеть в крупнейших музеях мира. Искусные мастера - кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики - на весь мир прославили своим трудом маленькие города и села, где зародились их уникальные промыслы.

Сегодня мы с вами попадем на ярмарку в Город мастеров. Сюда прибыли представители семи русских промыслов. На этой карте мы видим, где расположены центры этих всемирно известных русских ремесел. Павловский Посад, Гжель, Жостово находятся недалеко от Москвы, Палех - в Ивановской области, Городец и Хохлома - недалеко от Нижнего Новгорода, Дымково- в Кировской области, а Кожля- в Курской области.

Мастера покажут нам свои изделия, расскажут о своих промыслах, ответят на вопросы. Итак, ярмарка!

II. Игра «Путешествие в Город мастеров»

Реклама художественных промыслов

(Звучит русская народная песня «Тимоня».) Слайд- шоу «Ярмарка народных промыслов» (слайд 1)

Кл. руководитель: Что за праздник? Что случилось?

Просто ярмарка открылась,

Приглашаю в сей же час

Всех на ярмарку я вас.

Продавайте, покупайте!

Про ребят не забывайте.

Покупайте для души

Ложки, кубки и ковши.

Посмотрите, вот какой.

Весь хотим вам показать

И подробно описать.

Кл. руководитель : (слайд 2) Посмотрите, какая интересная и знакомая для нас шкатулка и коробочка. Как же называется такой промысел?

Дети: Городец.

Ученик:

Есть на Волге город древний, 
Под названьем Городец. 
Славится по всей России, 
Своей росписью творец.

Распускаются букеты,(слайд 3)

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

Кл. руководитель: А вот одна из городецких легенд:

На высоком берегу Волги стоит древний Городец. По преданию, основал его еще в 12 веке князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец.

Но Городец - Малый Китеж восстал из пепла, как сказочная птица Феникс. В этом городе, возвращаясь из Орды, умер заболевший в пути великий полководец князь Александр Невский.

Городец стоял на бойком месте. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Они строили корабли и щедро украшали их резьбой и красивой росписью.

 

Кл. руководитель : (слайд 4) Посмотрите, рядом на прилавке посуда. Как она называется? А какое время года напоминает?

Дети: Зиму. Гжель.

Ученик:

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы, (слайд 5)
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь:
Известно всем в народе ее названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой, (слайд 6)
Не встретите на свете вы красоты такой! 
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.

(слайд 7)

Кл. руководитель:

Подходите, подходите,

На товары поглядите!

Привезли издалека

Мы не ситцы, не шелка,

И не кольца, и не брошки-

Расписные чудо- ложки!

Ребята, посуда из чего сделана, как называется?

Дети: Из дерева. Хохлома.

Ученик: Посуда не простая

А точно – золотая!

С яркими узорчиками

Ягодками и листочками

Называется она –

 Золотая хохлома.

Роспись хохломская (слайд 8)

Словно колдовская

В сказочную песню

Просится сама

И нигде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша хохлома.

Кл. руководитель: Когда-то давным-давно от царской немилости сбежал в керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе избу, смастерил лавки, стол, полки, дело дошло и до посуды. Из дерева же вырезал он себе чашки, плошки, ложки. Прилетели к нему птицы, он стал их кормить пшеном. Однажды среди прочих птиц прилетела к нему жар-птица. Он и её накормил пшеном. Когда жар-птица улетела, в благодарность за доброту взмахнула она крылом. Коснулась его посуды - и она стала золотой.

Никто жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует её по - своему. Кроме птиц нарисованных вырезают и посуду в виде птиц, чаши, ковши. Очень любят хохломские мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы, ягоды: землянику, смородину, рябину, калину.

(слайд 9)

Кл. руководитель:

Почтеннейшие господа!

Посмотрите вы сюда.

Игрушки вятские

На все манеры

Вот вам барабан,

А вот и кавалеры.

У барынь алые щеки и губки,

Нарядные платья и теплые шубки.

 

Дети, вы знаете такие глиняные игрушки? Как они называются (Ответы детей)

Ученик:

Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой (слайд 10)
Свистульками звонкими
С голосами тонкими, 
Пестрыми фигурками. 
Кошечками Мурками,
Расписными петухами,
Курицами, индюками,
Змейки, ленточки и точки.
Клетки, кольца, завиточки,
Веселит, ласкает взор
Пестрый Дымковый узор.

 

Кл. руководитель: Как появились такие игрушки? Ответом на этот вопрос послужит старинная легенда.

 

Как-то очень давно на поросшем лесном берег реки Вятки построили наши предки город, окружили его крепостными стенами, глубокими рвами. А на другом берегу со временем появилось поселение – слобода.

По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки дружно поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской. Но не только караваи хлеба поспевали в жарких печах. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной красной глины посуду, а еще дудочки-свистульки. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали. Потому и дымили очаги гончаров.

А свистульки в виде зверюшек и птичек делали не для забавы детворы. В старину вятичи встречали Ярилу - бога солнца и плодородия – веселым свистом глиняных дудочек. То-то шума и веселья было! Тот весенний праздник назывался в народе “Свистунья”.

Старинная легенда рассказывает, что однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная… Казалось, нет от них спасения. Но вятичи –люди находчивые. Придумали горожане “военную” хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу веселой “Свистуньей”. И в наши дни мастера делают свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник.

 

Кл. руководитель: (слайд 11)

 Среди жемчужин Курского края числятся деревня Кожля и село Дроняево.  Кожля –  родина Кожлянской игрушки, Дроняево – другого уникального промысла – Дроняевского гончарства. Эти промыслы известны с XVII века. Изделия здешних мастеров продавались на ярмарках  по всей России.

(слайд 12)

Кожлянская игрушка – не просто забава, а такая же визитная карточка Курского края, как голосистые соловьи и пахучая антоновка.

Чем же отличается игрушка из Кожли от  изготовленных в других областях России? Кожлянская игрушка – это, свистулька. Её начинали делать  с музыкальной части. Глину для лепки брали только дроняевскую, её ещё называют синей. В сыром виде она отливает синевой, а после обжига становится белой. Например, Дымковскую игрушку мастера подбеливают, подкрашивают, а кожлянскую  – нет. Ещё одна отличительная черта игрушки из Кожли – на ней нет «налепов», то есть всевозможных отдельно сделанных деталей, потом прилепленных на игрушку. Всё в ней слито воедино, но показано самое характерное. Лепили барынь, всадников на конях, баранов, птичек и прочих традиционных для русских игрушек сюжеты. Вылепили – теперь нужно раскрасить. Здесь тоже неукоснительно следовали  традиции. В росписи используются четыре основных цвета: жёлтый, красный или розовый, синий или фиолетовый и зелёный.

Кл. руководитель: (слайд 13)

Выходи-ка на прогулку,

Покупай у нас шкатулку.

Палехская миниатюра –

Для тех, у кого губа не дура!

 

Ученик:

Плещутся звезды в мерцающих далях, 
Светится снег, хоть в ладони бери. 
Сказочный Палех, загадочный Палех  (слайд 14)
Скачет на тройке в отсветах зари. 
Ожили краски и в душу запали, 
Русским напевом заслушался мир. 

Сколько кудесников вырастил Палех,
Сколько диковин красою затмил!
Вешнее солнце в шкатулке хранится,
Не увядает старинный секрет.
Кисти взлетают, как крылья Жар-птицы.
Палех рисует России портрет.

 

Кл. руководитель: Мастера Палеха славились как искусные иконописцы. С ранних лет отдавали мальчиков для обучения этому ремеслу. Над иконой трудилось несколько мастеров: кто-то рисовал одежды или пейзажи, кто-то лица и руки. Палехские иконописцы расписывали чудесными фресками церкви и храмы по всей России. Даже в Московском Кремле, в Грановитой палате работали мастера из Палеха - Братья Белоусовы.

Но время шло, искусство Палеха оказалось вдруг никому не нужным. Обиделись многие художники и уехали из родных мест в поисках лучшей доли. Новую славу Палеху принесло искусство лаковой живописи на шкатулках из папье-маше. И живы традиции старинных мастеров-иконописцев.

 

Кл. руководитель: (слайд 15)

Хотите подарок?

Примите решение:

Купите для дома украшение!

Пользуются постоянным спросом

Наши жостовские подносы!

Ученик:

Вот жостовский чёрный изящный поднос (слайд 16)

С букетом из лилий, пионов и роз.

В нём бликами летнее солнце играет,

Каймой золотистой по краю сверкает.

Чтоб круглым и гладким поднос получился,

Сначала жестянщик над формой трудился

И долго шпаклёвкой его грунтовал,

И лаком поверхность не раз заливал.

Чтоб роспись художник нанёс на металле,

Фон чёрный на нём должен быть или алым

И краски нежнейшие сада и луга.

Вот кисть живописца пустилась по кругу.

Вальсирует ловко и быстро кружится,

Мазками упругими краска ложится.

И вот разлетелись по чёрному лаку

Пионы, ромашки, розаны и маки.

Художник в работе не любит повторов,

У мастера много красивых узоров.

И как ни похожи букеты на них,

А в Жостово дважды не встретишь таких.

 

Кл. руководитель: ( слайд 17)

Для всех девушек отрада –

Платки из Павловского Посада!

Ученик: Разноцветные платки,

Набивные шали

Скольких женщин на Руси

В праздник украшали!

Научились мастера

Павлова Посада

Набивать узоры трав

Луга или сада.

Длинных нитей переплёт (Слайд 18)

В узелки вязали –

Бахромою из кистей

Кромку украшали.

Знал заветный сундучок

С девичьим нарядом

Яркий праздничный платок

Павлова Посада

 

Классный руководитель. Вопросы мастерам и мастерицам

А теперь вопросы не для газеты –

Мастера открывают свои секреты. (Загадки о народных промыслах)

 

-Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы...

А ну, назови-ка меня!

(Дымковская игрушка.)

 

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелёчек, завиток,

Здесь хозяева три цвета:

Черный, красный, золотой.

Кто привез товар такой?

(Хохлома)

 

-Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки.

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят,

И точки черно-белые

На солнышке блестят.

(Городецкая роспись.)

 

-Кто ответит на вопрос,

Что за сказочный поднос?

Есть букет в нем крупный, яркий:

В середине - цветом жарким

Он сияет, а вокруг - словно дети встали в круг,

Много маленьких цветочков,

И травинок, и листочков,

И узорная кайма по подносу пролегла?

Отвечаем на вопрос -

(Это жостовский поднос.)

 

-Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно, с Севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

(Гжель.)

 

- Эта игрушка

Ребятам всем подружка.

Путь, чтоб сделать её – длинный.

Она лепится из глины,

В печь, затем её кладут,

И огнем часами жгут,

Чтоб была прочна, игрива,

И певуча и красива.

Она с виду хороша,

У неё есть и душа

Курская, раздольная,

Словно ветер вольная.

(Кожлянская игрушка)

 

Музыкальная пауза.

«Мастера» поют частушки о народных промыслах.

 

-Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтобы было веселей!

 -Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.

-Дуйте в дудки, бейте в ложки

В гости к нам пришли матрёшки,

Ложки деревянные,

Матрёшечки румяные.

 

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские –

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

 

Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая,

Узоры золотистые!

 

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо-конь и чудо-птица-

Это значит Городец.

 

Наша русская игрушка,
Не стареет сотни лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.

 

Ты играй моя гармошка
Ты подруга подпевай
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй.

 

Классный руководитель. Ну а теперь, мастера и мастерицы, предлагаю вам сыграть в игру под названием «Что? Где? Когда?»

Нашу игру по старинке мы начинаем с разминки.

Первое задание - найти у пословицы окончание!

 

1. Без труда не выловишь и рыбку из … (пруда).

2. Терпение и труд все... (перетрут).

3. Глаза боятся, а руки …(делают).

4. Труд кормит, а лень…(портит).

5. Делу время, а потехе … (час).

6. Сделал дело, гуляй … (смело).

7. Любишь кататься, люби и саночки …(возить).

8.Не откладывай на завтра то, что можно сделать …(сегодня).

9. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело … ( делается).

10.Семь раз отмерь, один … (отрежь).

Разминка закончилась. Вас ждёт викторина.(Слайд- шоу «Викторина»)

 

Кл. руководитель. Молодцы! Наградой за ваши знания послужит видео «Сказочная история Курской глиняной игрушки»

 

Кл. руководитель. А теперь - не пустячок,

А волшебный сундучок

(Показывает первую коробочку.)

-Слушайте вопрос внимательно

И ответ обдумайте тщательно.

Это вам не кот в мешке.

Что в волшебном сундучке?

 

Это добро валяется под ногами,

Кто его поднимает

И к нему труд свой добавляет,

У того получаются здания,

Посуда, игрушки, изваяния!

А кто не хочет пачкаться и мараться,

Тому лучше за это добро не браться.

(Глина.)

-А теперь следующий вопрос (показывает вторую коробочку).

Из этого материала

Тоже можно сделать немало.

Если его размочить,

А потом проварить,

А потом можно лепить шкатулки,

Игрушки и разные безделушки.

В Палехе нашли этому материалу такое применение,

Всему миру на удивление!

(Бумага.)

Кл. руководитель.

Закончилась игра, ребята,

А теперь пора объявить результаты.

(Объявляет результаты.)

А теперь, давайте ещё раз посмотрим на великолепные изделия русских народных промыслов.

(Презентация «Русские народные промыслы»)

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×