Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

урок "Что такое творчество". Автор: Агапенкова Ирина, ГКОУ РО "Зерноградская специальная школа -интернат". Работа №113774

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Профессиональное мастерство
Описание:
Основная цель этого урока - введение учащихся в понимание сущности человеческого труда и процесса творчества.
Работа:

 

Открытый урок по технологии 5 класс

«Что такое творчество»

Подготовила и провела:

учитель технологии Агапенкова И.П.

 

 

 

Конспект урока по теме:

«Что такое творчество»

Предмет

технология

 

Класс

5

 

Уровень

Базовый

 

Учебник

Технология 5 класс под редакцией В.М.Казакевича

Место урока по программе в курсе обществознания 5 класс

Тема «Труд и творчество», урок № 24

Цель урока

Введение учащихся в понимание сущности человеческого труда и процесса творчества.

Задачи урока

Образовательные:

Сравнить работы человека и «работы» животных

;

Познакомить с видами творчества.

Развивающие:

Создать выставку творческих работ учащихся;

Развить творческие способности, фантазию и воображение;

Способствовать развитию художественного вкуса учащихся;

Научить обобщать полученные знания по теме;

Способствовать развитию коммуникативных навыков работы;

Сформировать умение выделять ключевые эпизоды, анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения

, логически строить ответ.

Воспитательные:

Воспитать культуру взаимоотношений, поведения, общения, здорового образа жизни, культуры умственного труда, управления своей деятельностью;

Способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся;

Выработать активную жизненную позицию;

Воспитать патриотизм на основе традиций творчества.

УУД

Личностные УУД

Высказывать свое мнение о проявлении творчества в учебном процессе и своих чувствах, которые ты испытал.

Познавательные УУД

Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров

Коммуникативные УУД

Готовить сообщение на тему «Народное творчество»

Регулятивные УУД

Проверять и оценивать результаты работы

Планируемые результаты

 

Образовательные:

Закрепить понятие труда, как жизненной необходимости человеку.

Закрепить знания о ремесле, творчестве, мастерстве.

Развивающие:

развитие навыков анализа и сравнения;

развитие логического и образного мышления;

формирование умения делать и обосновывать логические выводы;

формирование навыков самостоятельного поиска информации;

совершенствование умения учащихся обобщать материалы источников, оценивать различные точки зрения на проблему, обосновывать собственную позицию.

Воспитательные:

формирование у учащихся отношения к труду, как к одной из важнейших ценностей человека;

воспитание уважительного отношения к труду человека

формирование навыков индивидуальной и коллективной работы.

Тип урока

комбинированный

Форма урока

Лабораторная работа

Основные понятия

Творчество, воображение, фантазия.

Оборудование урока

Мультимедийная доска, презентация Microsoft PowerPoint «Труд и творчество», таблица «Отличие труда животного от труда человека», творческие работы учащихся, альбомные листы, клей, цветная бумага

Литература

Поурочные разработки. Пособие для учителей»; Лосич Л. Н. Сувениры-самоделки. М.,1998.

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

Этап урока

Время

Формируемые умения

Деятельность учителя

Результат совместной деятельности

Организацион-ный

момент

 

Актуализация знаний по теме «Труд»

5 минут

 

 

 

Предметные: умение работать с исторической информацией (датами, фактами);

Метапредметные:

Регулятивные: умение принять учебную задачу;

Коммуникатив-ные: умение аргументировать свою точку зрения;

Интеллектуаль-ные: умение анализировать, выстраивать логические цепочки.

Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную атмосферу.

Мы начинаем наш урок. На прошлых занятиях мы говорили, что такое деятельность. Деятельность – это форма активного отношения человека к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

На прошлом уроке мы начали изучение такого вида деятельности человека как труд. Сейчас нам необходимо вспомнить основные моменты, связанные с данной темой.

1.карточки (практическое задание)

Определить, что из проделанного называется деятельностью, а что активностью?)

2. Чем определяется активность животных?

3.Чем определяется деятельность человека?

4. Носить воду решетом, толочь воду в ступе, о какой деятельности идет речь

5. Ветерок спросил, пролетая:

— Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

— Золотые руки растят!

Обратив внимание учащихся на это четверостишие и выразительно зачитав его, учитель спрашивает, о каком человеке можно сказать: «У него золотые руки». Выслушав ответы, нужно подвести учащихся к выводу о том, что такую фразу можно сказать о человеке, который воплощает в жизнь то, чему он научился и что он сам придумал. Именно об этом и пойдет речь на уроке.

Эпиграф урока: Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества.
(Максим Горький.)

Повторение пройденного материала, готовность к дальнейшей совместной деятельности

Введение темы урока, постановка цели и задач

3 минуты

Умение сформулировать и принять учебную задачу.

 

Наша цель на этот урок следующая:

осознание сущности процесса творчества и определить характерную черту творчества.

Поставленную цель мы достигнем через решение следующих задач:

Продолжим развитие творческих способностей, фантазии и воображения;

Создадим выставку творческих работ.

 

Осознание цели и задач урока, готовность к дальнейшей совместной деятельности

Изучение новой темы

23 минуты

Личностные: воспитание уважения к истории своей страны, формирование эстетичности чувств, понимание важности семьи и уважения к родителям;

Предметные: умение работать с историческими датами, фактами, событиями; знание терминов, умение работать с историческими понятиями.

Метапредметные:

Информационные: умение работать с печатными источниками информации, умение извлекать необходимые знания из художественных образов, умение слушать устную речь учителя;

Регулятивные: умение принять учебную задачу;

Коммуникатив-ные: умение работать в группах, договариваться, умение выполнять учебную задачу в отведенное время, умение высказывать свою точку зрения, аргументировать, умение принимать точку зрения своего собеседника, умение задавать вопросы на уточнение;

Интеллектуаль-ные: умение анализировать и делать выводы.

 

Ребята! А умеете ли вы не только смотреть, но и видеть, замечать вокруг себя красоту природы, человека. Умеете ли вы не только слушать, но и слышать, неповторимый, захватывающий полет звуков, понимать красоту музыки, природы?

Какие памятники истории есть на территории нашей слободы.

Один из них я хочу Вам сейчас покажу. Узнаете?

Слайд 2-4

Ст.44 Конституции РФ

Слайд 5

Расписаться на памятнике истории или культуры, как и на окрашенной стене или живом дереве, - значит расписаться в том, что ты не культурный, дикий человек и ничего не понимаешь в красоте. Испортить памятник культуры – значит оскорбить мастера, который его создавал, отдавая не только свой труд, но и здоровье, ум, чувства.

Выдумка, фантазия, воображение неотделимы от творчества.

Мир фантазии огромен и многообразен. Не будь фантазии и воображения, у нас бы не развивалась наука, и мы бы так и остались в каменном веке. Первым фантазером был человек, сумевший рассмотреть палку-копалку и двинувший вперед всю цивилизацию. А русские мечты народных сказочников о ковре-самолете и печке-самоходке, воплотившиеся в постройке космического корабля и автомобиля? Без воображения современный школьник не усвоил бы ни одного предмета, потому что не смог бы конструировать в своей голове образы и оперировать понятиями.

Таким образом фантазия и воображение необходимы нам в повседневной жизни и свойственны некоторым профессиям.

Какие профессии называются творческими?

Слайд 6

Слайд 7

(писателей, поэтов, артистов, художников, композиторов).

Правильно, каждая их работа рождена фантазией и воображением, новизной, не похожа на предыдущую.

Сейчас мы с вами попробуем пофантазировать, будем развивать свое воображение. Интересный способ ввести себя в состояние фантазии заключается в том, чтобы вообразить смешение различных видов восприятия, то есть представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета. Попробуйте проделать что-то в таком роде:

 

Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните… Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего ветра, тепло солнечных лучей, чистоту морозного воздуха. Чтобы нам сейчас с вами начать творить прекрасное и дарить этим радость людям, давайте закроем глаза и прислушаемся, как звучит радость в ваших маленьких горячих сердцах.

Что удалось услышать? Что вы почувствовали?

Особое место в культуре любого народа имеет народное творчество

Слайд 8-9

Жостовская роспись

Слайд 10-11

Дымковская игрушка

Слайд 12-13 хохлома

 

 

Учебная задача: А сейчас я вас попрошу послушать притчу и понять из нее, что помогает человеку видеть красоту, а что мешает.

«Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой – возвышались седые горы. Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человеком с горячим сердцем, а другой – человек с холодным сердцем. Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал: «Какое оно сильное, могучее, вечное море». А человек с холодным сердцем сказал: «Да, много воды».

Подошли они к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза: «Смотри, какой прекрасный цветок. Да это же и есть та красота, которую мы ищем». «Где ты видишь этот цветок?» – удивился человек с холодным сердцем, – это же серый камень. Вот и трещины в нем, вот и пылью покрыт он, камень». «Да, камень, но там внутри цветок розы, – возразил человек с горячим сердцем. – Надо только добраться, освободить его из каменного плена».

Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал серый камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море. Наконец из-под осколков камня показался цветок удивительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена. Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихли, и безбрежное море стало, как зеркало. Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прислонился пальцем к чудесному изваянию и сказал: «Да, крепкий камушек».

Беседа:

Что помогает человеку видеть красоту, а что мешает?

Легко ли было человеку с горячим сердцем добраться до цветка в сером камне?

(Упорство, настойчивость, доброе сердце, трудолюбие.

Эти же качества нам понадобятся сейчас).

Творчество – это способ самореализации человека. Творчество – это источник добра, истины и красоты.

Как вы думаете каждый человек способен к творчеству? А вы?

Сейчас мы с вами постараемся разглядеть красоту весны. Если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получится прекрасной. А чтобы настроиться на соответствующий лад, давайте вспомним отрывки из стихов на весеннюю тематику.

Стихотворение

Работать вы будете в парах, но не забывайте, что вы в одной лодке, или выплывете вместе, или утонете вместе. Поэтому работайте сообща и прислушивайтесь к мнению друг друга.

В любой момент вы можете обратиться за помощью. Но прежде чем приступить к работе, обменяйтесь добрыми взглядами. А теперь преступайте!

Работа в парах.

Вы славно потрудились! Вы достигли цели, которую мы ставили в начале урока – осознали процесс творчества через создание картин весны.

Какая же главная черта творчества - новизна.

Изучение новой темы, получение опыта работы в парах с различными видами информации, приобретение умения выделять ключевые эпизоды, анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, логически строить ответ.

Проверка и контроль знаний

7 минут

 

Слово учителя.

Здесь нам с вами поможет импровизированный кусочек весны! Сейчас вы будете передавать его из рук в руки по классу пока звучит музыка, если музыка перестанет звучать и дракон останется в ваших руках, то вам предстоит ответить на мой вопрос

1.Что такое творчество?

2.Назови несколько творческих профессий?

3. какие качества необходимы для творчества?

4.Назови главную черту творчества?

Первичное закрепление и усвоение нового материала.

Рефлексия

1 минута

 

 

«Пантомима»

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы.

Анализ ситуации на уроке

Домашнее задание

1 минута

 

Д.З. практикум стр.90

Я хотела бы сказать вам огромное спасибо за вашу работу на уроке и каждому из присутствующих хочу подарить кусочек весны!

Готовность к выполнению домашнего задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Легенда о хохломе

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

 

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Дымковский промысел — возник он  в XV–XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки. Именно там развилась и сложилась потомственная традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, передаваемая от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки: Никулины, Пенкины, Кошкины… Каждая из них имела свои особенности изделий в форме и пропорциях, колорите и орнаментах. Здесь, в слободе, в  XIX веке жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц.

«Свистунья»


        В прошлом изготовляли игрушки в слободе Дымково целыми семьями, копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали. Ближе к началу ярмарки «Свистуньи-свистопляски», которая проходила в четвертую субботу после Пасхи, игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках привозили яркий самобытный товар в город Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости ( Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. с 1825 г. появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки.

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные.

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×