Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Музыкально-просветительская лекция "Крылья, ноги и хвосты". Автор: Клементьева Нина Михайловна. Работа №113872

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Методические разработки педагогов
Описание:
цель данной лекции - популяризация знания о музыке. основное содержание ее заключается в рассказе о нетривиальных способах игры на музыкальных инструментах: не только руками, но и ногами и даже носом. лекция сопровождается фото- и видео-показом. также содержится интерактивный компонент.
Работа:

Научно-популярная лекция

"Крылья, ноги и хвосты"

Текст Клементьевой Н. М.

 

Возрастная адресация: учащиеся средних школ 4-6 класса.

Примерное время: 35-40 минут.

 

Цель: популяризация знания о музыке.

Задачи:

познакомить детей с необычными способами игры на музыкальных инструментах

рассказать детям об устройстве инструментов

познакомить их с

историей инструмента

побуждать детей к активному восприятию подаваемого материала, к соучастию, самостоятельному мышлению, обращению к их памяти и жизненному опыту

учить высказывать свое впечатление от прослушанной музыки и нового знания.

 

В лекции предусмотрен интерактивный момент. Предполагаемые ответы публики обозначены многоточием.

 

Необходимое оборудование: рояль или пианино, ноутбук с подключенными к нему проектором и проекционным экраном.

 

***
"Птичка, полетели, там столько вкусного!" ( видео 1)

…В этом чудесном мультфильме шел спор о том, как лучше и быстрее перемещаться в пространстве и какие части тела лучше для этого использовать.  Оставим решение этого спора на усмотрение героев мультфильма) А я спрошу вас,  чем обычно играют музыку - крыльями, хвостами?)...

Правильно, руками.  А поют? ... ртом, логично. Им же пользуются при игре на некоторых инструментах, каких? ....

( картинка 1 исполнитель на духовом инструменте)
Не стану отрицать, что это удобнее всего, но  бывает,  что при игре на музыкальных инструментах используются совсем другие части тела. Об этом и сегодняшний рассказ.

Все вы видели барабан (картинка 2) Расскажите, чем на нем играют.... верно, на малом барабане палочками. а на большом?... колотушкой (картинка 3) Так было спокон веков . Но в 20 веке появилась эстрадная музыка,  где роль ударных инструментов возросла в разы. Хозяйство  ударника тоже разрослось, рук на всё перестало хватать.    И тогда додумались управлять некоторыми ударными при помощи педали. (картинка 4: большой барабан из ударной установки) А вы и не задумывались, правда? Ведь педаль спрятана внутрь барабана!

Видео: джазовая музыка с участием ударной установки (3)

Многие знают, что педаль есть и у фортепиано, но вот зачем она? Почему у некоторых инструментов 2 педали, а у других - 3? ...

Все верно,  правая педаль используется чаще. Все же знают, что внутри рояля молоточки бьют по струнам? Так вот, при нажатии правой педали от всех струн отодвигаются глушители (картинка 8), и струны звучат столько, сколько им позволяет природа. (лектор демонстрирует это на рояле) Проще говоря, звуки сливаются. Если делать это на пиано, то есть тихо,  можно создать эффект дымки. Если на одном аккорде и  форте (громко) - звук будет объёмнее и ярче. И таких эффектов много.
Левая же педаль нужна для еще более тонких нюансов: она придвигает все молоточки к струнам,  их замах становится меньше, и звук, соответственно, чуть более приглушенным, матовым.

А вот третья педаль, что есть лишь у некоторых моделей роялей и пианино? Она располагается между правой и левой и делает следующее: при ее нажатии между молоточками и струнами спускается специальная мягкая шторка, и молотки бьют прямо через этот мягкий слой. Как вы думаете, что произойдет со звуком? .... правильно, он станет глухим и тихим.  а зачем это нужно? верно, для домашних занятий в позднее время, чтобы не тревожить окружающих.  А может ли пригодиться средняя педаль на концерте?... Ну да, лишь в исключительных случаях, если композитор задумал какой-то спецэффект…)

Есть педаль и у дальнего родственника фортепиано - челесты. Кто слышал о челесте? ... я не удивлена) Это довольно редкий инструмент. (картинка 9) С фортепиано его роднит наличие клавиш и молоточкового механизма, а разница в том, что вместо струн в челесте установлены металлические пластины (картинка 9), издающие при ударе молоточками мелодичный звон, вроде колокольчиков (видео 4: "Танец феи драже " П. Чайковского.)

Вы еще не устали? это хорошо, ведь напоследок вас ждет гвоздь программы - австралийская флейта. На ней играют не ртом, как на всех нормальных духовых, а ... носом! Этот уникальный инструмент можно встретить в деревнях австралийских аборигенов (картинка 10)
Конечно, нос выталкивает воздух с куда меньшей силой, чем рот, однако многие первобытные народы тихоокеанского региона приписывают носовому дыханию некую особую энергию. Носовые флейты особенно распространены в Полинезии, где они стали национальным инструментом, но их можно найти в разных регионах, например, африканских (Танзания)
Исполнитель обычно набивает одну ноздрю табаком, затыкает тряпочкой либо зажимает пальцем. А вот так звучит носовая флейта (видео 5) Волшебно, не правда ли?))

Прежде чем я с вами попрощаюсь, задам такой вопрос: знали ли вы, что настоящие музыканты всегда поют ушами?) … А что это значит? … Правильно, умница. Это, конечно, говорится в переносном смысле : нужно петь, внимательно слушая себя , других поющих , учителя и, чаще всего, инструмент, например, пианино, который играет сопровождение. Так что уши важны не менее, чем голос. «Поем ушами»)

Ребята, наша лекция подошла к концу. Вам понравилось? Что нового вы узнали сегодня? …Теперь вы можете блеснуть своими знаниями о необычных способах исполнения музыки перед родителями и друзьями) А есть такие, кому захотелось поиграть на тех инструментах, о которых сегодня шла речь? … Я думаю, что у вас получится, потому что если что-то очень–очень захотеть, то оно непременно сбудется.

Всего вам доброго, до новых встреч!

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×