Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

программа "Береста Сибири". Автор: программа "Береста Сибири" ☼. Работа №113919

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Детский сад
Описание:
Программа направлена на развитие связной речи дошкольников на основе ознакомления с традициями и бытом русского народа. посредством создания мини- музея.
Работа:

Содержание
Страница
Информационная карта
3
1.
Пояснительная записка
5
2.
Концептуальные подходы к реализации программы
8
3.
Возрастные особенности детей
10
4.
Организация образовательного процесса
13
5
Учебно-тематический план
15
6
Механизм реализации программы
19
7
Мониторинг
21
8
Литература
22
Информационная карта
Наименование программы
ПРОГРАММА
дополнительного образования по развитию связной речи у детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и бытом русского народа посредством создания мини-музея Береста Сибири
Направленность программы
Образовательная
Основание для разработки программы
Конвенция о правах ребенка
Закон РФ Об образовании от 29.12.2012 №273
Концепция дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1727-р.
Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655 Об утверждении и введении в действие Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Постановление администрации города от 17.09.2014 №1858 Об утверждении муниципальной программы Развитие образования города Нижневартовска на 2015-2020 годы
СанПиН 2.4.1.3049-13
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерством образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155
Заказчик программы
Родители дошкольников
Составители
программы
Павлова Вера Борисовна, высшая квалификационная категория, воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детский сад № 90 Айболит
География программы
ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, ул. Ленина 17 б
МАДОУ г.Нижневартовска ДС № 90 Айболит
Телефон: 8(3466)24-27-47 Факс: 8(3466)67-11-87
Исполнитель программы
Участники образовательно-оздоровительного процесса
Цель программы
Развитие связной речи детей дошкольного возраста через ознакомление с историей, бытом и традициями русского народа посредством создания мини-музея.
Задачи программы
Развивать речевую и мыслительную деятельность, диалогическую контекстную речь, умение оценивать ситуацию и аргументировать свои выводы, память, воображение;
Учить составлять описательные рассказы о растениях родного края по плану, отвечать на вопросы полными предложениями;
Учить чувствовать характер поэтического произведения, запоминать содержание и выразительно рассказывать на память;
Учить проводить аналогию по цвету и способу действия; заканчивать предложения, согласовывая подбираемые слова;
Учить составлять рассказ по структурно – логической схеме;
Обогащать словарный запас новыми словами, образными выражениями, эмоционально – оценивающей лексикой;
Учить проводить разбор загадок анализировать, делать выводы, строить логические высказывания;
Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к экспонатам мини-музея;
Знакомить с малыми фольклорными формами, жанрами русского фольклора;
Ожидаемые результаты реализации программы
Сформировано умение слушать и понимать речь у 70% воспитанников;
Сформировано умение сочинять сюжетные рассказы по предметам русского быта, с помощью взрослого, строить рассказ по заданной теме у 65% детей;
Развито умение различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;
Проявляют интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов о традициях и быте русского народа, придумывать продолжение или конец истории, рассказы по аналогии, рассказы по плану и т.д.;
Сформировано умение пересказывать произведение по ролям, близко к тексту, строить простые предложения с опорой на пиктограммы у 80 % детей;
Проявляют в рассказах индивидуальные способности к творческой речевой деятельности 30 % воспитанников;
Срок действия программы
1 год
Ресурсное обеспечение реализации программы
Муниципальный бюджет
Пояснительная записка
Введение
Связная речь –
результат общего развития речи,
показатель не только речевого,
но и умственного развития ребенка.
Л.С. Выготский
Программа ориентирована на решение проблемы формирования связной речи у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с традициями, бытом русского народа посредством создания мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения, что обеспечивает определенное государственным стандартом качество образования, уровень развития детей, адекватный современному уровню общественного развития.
В программе представлены пути формирования диалогической и монологической речи на основе ознакомления с традициями и бытом русского народа как условие наиболее полного речевого развития, и подготовки дошкольников к школьному обучению.
В программе обозначены условия организации, материально-техническое, информационное, методическое обеспечение образовательного процесса для достижения максимально эффективного результата.
Программа ориентирована на создание условий для формирования инновационной модели, развития партнерских отношений между детским садом, родителями детей дошкольного возраста.
Актуальность программы
Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства.
К числу важнейших задач по развитию речи с детьми относится формирование связной речи. Это необходимо как для наиболее полного речевого развития, так и для подготовки дошкольников к школьному обучению. Связная речь является основой общения. Под связной речью понимают смысловое и развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. К сожалению, в настоящее время актуализировалась проблема развития у детей связной речи.
Дошкольный возраст - интенсивный период формирования речи. Современные педагоги сталкиваются с проблемой правильного и качественного обучения детей речи.
Формируя и совершенствуя навыки связной речи педагог закладывает основы успешных коммуникативных актов. Развитие у детей умения выстраивать развернутые высказывания позволит им правильно излагать свои мысли, сделав их понятными для других. Как показывает практика, целесообразно применять различные технологии развития связной речи. Создание мини-музея эффективно при работе с детьми над всеми видами речевого развития ребенка: пересказ, заучивание стихотворений, составление рассказов по картине, описательный рассказ.
Существенную роль в организации работы с детьми оказывает мини-музей, созданный в развивающей среде группы.
Материалы экспозиций музея, систематизированные и представленные для детей в доступной форме, дают детям реальную возможность соприкоснуться с историческим и культурным наследием русского народа. Мини-музей является элементом развивающей предметно-пространственной среды, которая дает существенный результат в речевом развитии ребенка дошкольного возраста, в воспитании будущего гражданина.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы; самостоятельно излагать суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития детской речи.
Цели и задачи
Цель: Развитие связной речи детей дошкольного возраста через ознакомление с историей, бытом и традициями русского народа посредством создания мини-музея.
Задачи:
Развивать речевую и мыслительную деятельность, диалогическую контекстную речь, умение оценивать ситуацию и аргументировать свои выводы, память, воображение;
Учить составлять описательные рассказы о растениях родного края по плану, отвечать на вопросы полными предложениями;
Учить чувствовать характер поэтического произведения, запоминать содержание и выразительно рассказывать на память;
Учить проводить аналогию по цвету и способу действия; заканчивать предложения, согласовывая подбираемые слова;
Учить составлять рассказ по структурно – логической схеме;
Обогащать словарный запас новыми словами, образными выражениями, эмоционально – оценивающей лексикой;
Учить проводить разбор загадок анализировать, делать выводы, строить логические высказывания;
Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к экспонатам мини-музея;
Знакомить с малыми фольклорными формами, жанрами русского фольклора;
1.4 Ожидаемые результаты
Дети овладевают умением
Пересказывать литературные произведения, самостоятельно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;
Понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе;
Пересказывать произведение по ролям, близко к тексту;
В описательных рассказах о предметах или явлениях точно и правильно передавать особенности, подбирая нужные слова;
Сочинять сюжетные рассказы по картинке, из опыта, по игрушкам; с помощью взрослого строить свой рассказ по заданной теме;
Различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;
В составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывать сказки с характерными особенностями построения (зачин, присказка, волшебные предметы, превращения и т.д.);
Проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов, придумывать продолжение или конец истории, рассказы по аналогии, рассказы по плану и т.д.;
Проявлять в рассказах индивидуальные способности к творческой речевой деятельности;
Уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднения.
Активно владеть бытовым словарём, точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение и материал
Уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять их на этой основе в группы (посуда, мебель, одежда, и т.д.)
Понимать и использовать средства языковой выразительности (образные сравнения, эпитеты, метафоры и др.)
Концептуальные подходы к реализации программы
В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной. Как было показано в исследованиях А. М. Леушиной, основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребенок переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д. Б. Эльконина, происходит к 4-5 годам. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства языка.
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.
Связность речи, по мнению Рубинштейна С. Л., – это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя.
Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа связаны лишь формально.
В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.
Основные принципы программы:
• Принцип системности и последовательности;
• Принцип условий свободы развития ребенка
• Принцип концентрации внимания
• Принцип специально подготовленной обучающей среды
• Принцип актуального и ближайшего развития
Вся развивающая среда, каждый дидактический материал устроены таким образом, что содержат внутри себя прямую цель, работающую на утончение изолированной способности ребенка, и в то же время – косвенную, работающую на зону его ближайшего развития.
3.Возрастные особенности психического развития детей
Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.
В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем (Я хочу быть таким, как Человек-Паук, Я буду, как принцесса и т.д.
В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре.
В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).
Существенные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем (Кто будет…?). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре Театр выделяются сцена и гримёрная). Игровые действия становятся разнообразными.
Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка.
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку семь—десять тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым. Объём памяти изменяется не существенно, улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства.
В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное.
Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.
На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.
Круг чтения ребёнка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков и действий и поступков других людей.
В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.
В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение).
4.Организация образовательного процесса
Реализация программы осуществляется в ходе непосредственно образовательной деятельности.
Занятия построены на чередовании различных видов деятельности :
рассматривание,
слушание,
познавательные беседы,
выполнение творческих заданий.
Периодичность - 1 раз в неделю.
Длительность - 25 минут (36 занятий, 14ч.10мин).
Форма работы:
коллективная,
подгрупповая
и индивидуальная в зависимости от решаемых задач НОД.
4.1 Методы и приёмы
Методика использует методы, разработанные в дидактике. Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.
Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.
Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.
В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.
Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т.е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.
Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.
5. Учебно-тематический план.
Планирование ориентировано на решение проблемы формирования связной речи у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с традициями, бытом русского народа посредством создания мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения, что обеспечивает определенное государственным стандартом качество образования, уровень развития детей, адекватный современному уровню общественного развития.
В планировании представлены занятия на формирование диалогической и монологической речи на основе ознакомления с традициями и бытом русского народа как условие наиболее полного речевого развития, и подготовки дошкольников к школьному обучению.
Ме
сяц

Тема
Цель
Сентябрь
1
Диагностическое №1
2
Диагностическое №2
3
Экскурсия в этнографический музей
Расширить и углубить знания детей о быте русского народа на Севере.
4
Прошлое и настоящее нашей Родины
Формировать представление о прошлом нашей Родины, учить детей делать сравнительную характеристику жизни детей древних славян и детей современной России.
Всего НОД: 4 ; часа: 1ч.40 мин.
Октябрь
5
Береза - символ России
Сохранить и передать культурное наследство предков. Дать знания о символе славянского культа России- берёзе.
6
Презентация "Как жили наши предки"
Познакомить с бытом русского народа в древности: избы, печки и т.д. Развивать связную речь.
7
Русский быт Севера (Экскурсия в этнографический музей)
Познакомить с особенностями быта русского народы на Севере. Обогащать словарный запас у детей. Расширить и углубить знания детей о быте русского народа на Севере.
8
Рассматривание иллюстраций о природе нашей Родины
Обратить внимание, что в русских лесах часто встречается береза. Продолжить работу над грамматическим строем речи.
Всего НОД: 4 ; часа: 1ч.40 мин.
Ноябрь
9
Предметы быта из бересты: Волшебное превращение
бересты
Ознакомление с предметами из бересты (посуда, игрушки). Учить составлять описательный рассказ. Познакомить детей со свойствами бересты. Активизация словаря.
10
Рисование "Береза белая моя"
Научить рисовать дерево - березу.
11
Оформление выставки "Березка русская моя"
Обобщить и закрепить знания детей.
12
Чтение и заучивание стихов о березе с использованием пиктограмм
Обратить внимание на образные выражения о березе. Учить отвечать на поставленные вопросы, активизировать умственную деятельность.
Всего НОД: 4 ; часа: 1ч.40 мин.
Декабрь
13
Культура русского народа Рассматривание иллюстраций людей в русских национальных костюмах
Приобщить детей к культуре русского народа, воспитывать любовь к Родине, способствовать к развитию духовности. Показать повседневную и праздничную одежду. Вызвать интерес к таланту русского народа.
14
Составление описательного рассказа по кукле в русском национальном костюме.
Учить детей составлять короткий описательный рассказ, называть предметы одежды.
15
Роспись матрёшки (подготовленной на занятии по ИЗО)
Познакомить с историей создания матрешки. Активизировать употребление прилагательных. Учить расписывать изделия из соленого теста. Подбирать признаки к предмету.
16
Игры детей с куклами в русской национальной одежде. Русские народные игры
Учить описывать предметы одежды, значение слов кокошник, косоворотка. Способствовать обогащению словаря. Учить четко произносить слова, используемые в играх. тренировать память.
Всего НОД: 4 ; часа: 1ч.40 мин.
Январь
17
С Новым годом поздравляем! "Посиделки"
Пополнить знания у детей о традициях празднования Нового года на Руси и в других странах; почему елочку на Новый год украшают? Праздник Рождество. Воспитывать интерес к народному быту, формировать образную речь. Обогащать словарь названиями предметами быта.
18
Русские народные сказки Слайдовая презентация "Иллюстрации к р.н. сказкам"
Рассказать детям о жанре, развивать интерес к культуре русского народа, отвечать на вопросы по содержанию. Закрепить название, содержание русских народных сказок. Рассматривание костюмы. Вспомнить как называется русская национальная одежда - сарафан, косоворотка.
19
Рассказывание р.н. сказок по серии сюжетных картин. Д.игра "Составь картинку"
Восстанавливать содержание сказки, опираясь на серию картинок, правильно выстраивать сюжет. Учить детей составлять целостную картинку из нескольких деталей, описывать конечный результат.
20
Рисование "Мой любимый сказочный герой"
Учить передавать свое отношение к любимому сказочному герою, передавая его отличительные особенности.
Всего НОД: 4 ; часа: 1ч.40 мин.
Февраль
21
Викторина к русским народным сказкам
Закрепление знаний о содержании р.н. сказок. Развивать связную речь, закрепить название деталей русской народной одежды- кокошник, сарафан, тулуп.
22
Музыкальные народные инструменты, прослушивание аудиозаписи
"Русские народные мелодии"
Познакомить детей с русскими народными инструментами. Различать и называть по звучанию инструмент. Обратить внимание на мелодичность, красоту исполнения. Развивать музыкальное восприятие. Воспитывать эстетические переживания при прослушивании мелодий.
23
Русские народные хороводные игры
Учить четко произносить слова, используемые в играх, тренировать память.
24
Народные умельцы Пополнение выставки изделия народно-прикладного искусства
Продолжить знакомить детей с русскими народными художественными промыслами. Учить узнавать промысел по характерным чертам. Обогащать словарных запас у детей. Вызвать у детей чувство восхищения талантом русского народа, чувство гордости за свой народ. Называть предметы русского быта.
Всего НОД: 4 ; часа: 1ч.40 мин.
Март
25
Д.игра "Составь картинку"(музыкальные инструменты)
Учить детей составлять целостную картинку из нескольких деталей, описывать конечный результат.
26
Народные праздники, традиции, обряды
Продолжить знакомить детей с русскими народными праздниками, приобщать к культуре родной страны.
27
Загадки, пословицы, потешки
Приобщать детей к фольклору. Понимать смысл пословиц и поговорок, объяснять своими словами.
28
Составления описательного рассказа о предметах из бересты
Учить детей составлять короткие описательные рассказы, с опорой на предметы из бересты. Развивать связную речь.
Всего НОД: 4 ; часа: 1ч.40 мин.
Апрель
29
Золотое веретено
Познакомить с предметами обихода — прялкой, веретеном, со сказкой Золотое веретено.
30
Головные уборы Обувь
Познакомить с русскими головными уборами. Рассмотреть иллюстраций, куклы в русском народном костюме. Рисование Роспись кокошника. Знакомство с русской народной обувью (из чего делали, когда надевали). Рассматривание иллюстраций обуви, лаптей, валенок. Рисование Роспись сапожка.
31
Посуда
Веселые ложки
Знакомство с предметами обихода посудой (из чего делали, как использовали). Рассматривание иллюстраций. Рассматривание деревянной посуды' глиняной посуды, чугунов, подносов, предметов русских промыслов Хохломы, Гжели, Жостова. Познакомить с предметами обихода - деревянными ложками (из чего делали и как изготавливали). Рассмотреть ложки. Рисование Роспись ложки.
32
Русский самовар
Познакомить с историей возникновения самовара (как использовали). Рассмотреть иллюстрации, самовара.
Всего НОД: 4 ; часа: 1ч.40 мин.
Май
33
В тереме расписном я живу. К себе в избу всех-гостей приглашу
Познакомить с избой и предметами русского народного быта. Рассмотреть предметы. Рассмотреть иллюстраций. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.
34
Пасха
Продолжить знакомить детей с русскими народными праздниками - Пасхи. Приобщать детей к духовной культуре русского народа.
35
Прощание с избой
Фольклорный праздник (русские народные песни, хороводы, игры, потешки, загадки)
Словесные народные игры. Пение частушек. Прощальное чаепитие. Воспитывать в детях чувство восхищения талантом русского народа.
36
диагностическое
Всего НОД: 4 ; часа: 1ч.40 мин.
Тематический план (сотрудничество с родителями)
Цель: заинтересовать родителей в организации мини-музея Береста Сибири для успешного развития связной речи посредством ознакомления с традициями, бытом русского народа.
Месяц
Форма работы
сентябрь
Наглядно-информационное обращение к родителям с сообщением о начале работы мини-музея Береста Сибири: цель, задачи работы; о создании условий (приобретение экспонатов для мини-музея).
октябрь
Наглядная информация с описанием истории предметов быта русского народа.
Анкетирование с целью ознакомления с семейным опытом по сбору семейных коллекций.
ноябрь
Круглый стол Традиции моей семьи
декабрь
Консультация для родителей:
"Развитие связной речи у дошкольников через ознакомление с предметами быта русского народа.
яварь
Мастер-класс Изготовление хантейских оберегов
февраль
Консультация для родителей:
Традиции русского народа.
март
Консультация Как праздновали пасху на Руси
апрель
Фото - отчет о проделанной работе
май
Совместный конкурс рисунков Люблю берёзку русскую
6. Механизм реализации программы
6.1 Этапы реализации программы
сентябрь
октябрь-апрель
май
Диагностический
Цель:
определение содержания, приемлемых методов
Собственно-коррекционный
Цель:
Апробация и внедрение
программы
Аналитический
Цель:
анализ результатов
6.2 Управление реализацией программы
Основными исполнителями программы являются педагоги (воспитатели), которые тесно взаимодействуют в процессе ее реализации с педагогом-психологом, и родителями воспитанников. Контроль осуществляет заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.
Эффективность программы анализируется исполнителями программы совместно с заместителем заведующего по воспитательной и методической работе, результаты обсуждаются на итоговом педагогическом совете.
6.3 Кадровое обеспечение
Настоящую программу может реализовывать воспитатель ДОУ, знающий приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, педагогику, детскую, возрастную; индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, возрастную физиологию; методы и формы мониторинга деятельности воспитанников; педагогическую этику; теорию и методику организации свободного времени воспитанников; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы установления контактов с воспитанниками разного возраста
6.4 Материально-техническое обеспечение программы
В программе обозначены условия организации, материально-техническое, информационное, методическое обеспечение образовательного процесса для достижения максимально эффективного результата.
Групповое помещение оборудовано необходимыми пособиями и атрибутами для реализации программы:
мини-музей предметов быта русского народа из бересты;
демонстрационный материал с изображением предметов – посуды;
иллюстрационный материал;
различные игрушки из дерева;
подбор художественной литературы;
дидактические игры;
мультимедийный проектор;
компьютер;
диски и т.д.
карта изучения монологической речи
критерии оценки изучения диалогической речи
карта изучения коммуникативных умений у дошкольников
Мониторинг реализации программы
Оценка речевого развития детей осуществляется в процессе выполнения детьми творческого задания.
Уровень выполнения задания
Высокий уровень
Рассказ, пересказ составлен самостоятельно, полностью передаёт содержание серии картин, текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются сложные предложения. Соблюдаются грамматические нормы родного языка, речь плавная, паузы единичны.
Заучивание стихотворных текстов происходит легко и быстро. При воспроизведении заученного ошибок практически нет, чтение размеренное, выразительное
Средний уровень
Рассказ, пересказ составлен с помощью (побуждения, стимулирующих и наводящих вопросов). Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения при пересказе, единичные несоответствия, отсутствие художественно-стилистических элементов, единичные нарушения структуры предложений, большое количество пауз. Заучивание стихотворных текстов происходит с небольшими затруднениями, при чтении наизусть наблюдаются ошибки, выразительность чтения достигается не всегда, особенно при публичном чтении
Низкий уровень
Рассказ, пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются смысловые ошибки, пропуски частей текста. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств. Употребляются простые предложения.
При заучивании наизусть наблюдаются перестановки слов, требуется многократное повторение. При воспроизведении стихов ребёнок допускает ошибки. Выразительность чтения на низком уровне.
Протокол обследования развития связной речи детей старшей группы

Фамилия, имя
Использует в речи сложные предложения
Составляет рассказ по сюж. картинке
Заучивание наизусть, чтение стихов
Итоговый показатель
Мониторинг реализации программы – кратность 2 раза в год.
8. Литература
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим с социальной действительностью. М.,2002г.ООО"Элизе трейдинг",
Алябьева Е.А. Тематические дни в детском саду.М., 2006г. Творческий центр.
Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Воронеж-Ростов-на Дону, 2002г. ТЦ"Учитель"
Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина М., 2004г. Творческий центр.
Мазин В. "Этнографический музейный комплекс имени Т.Д.Шуваева" Музей для детей, Нижневартовск,2002г. Издательств "Приобъе"
Натарова В.И., Карпухина Н.И. Моя страна практическое пособие. Воронеж, 2005г. ТЦ "Учитель"
Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2012г.
Тумакова Г.А., Максакова А.И. Учите играя М., 2003г.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста М., Владос 2002г.
Ушакова О.С., Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий) М., ТЦ Сфера, 2006г.
11
Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×