Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Занимательная грамматика» . Автор: Юрченко Елена Геннадьевна. Работа №113991
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Цильнинская средняя школа муниципального образования
«Цильнинский район» Ульяновской области
Принята на заседании
методического (педагогического) совета
от «____»___________2019 г.
Протокол №_______
.
Утверждаю:
Директор МОУ Цильнинской СШ _________________Чуносов Е.Ю.
« » _____________ 2019г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально-педагогической направленности
«Занимательная грамматика»
Возрастная категория: 8 – 9лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Юрченко Елена Геннадьевна, педагог
дополнительного образования
р.п. Цильна
2019 г.
Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленно
сть прог
раммы – социально-педагогическая
Дополнительность
программы
заключается в
том, что она
позволяет показать
обучающимся
, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. В процес
се изучения грамматики обучающиеся
могут увидеть “волшебство знакомых слов”, понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у
детей стремление
совершенствовать свою речь.
Актуальность
программы
определена тем, что
обучающиеся 8-9 лет
должны
иметь мотивацию к изучению русского языка
, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Урок не может вместить все то, что интересует детей, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов обучающихся и для привития речевых умений предусматривает данная программа.
Она
даёт возможность
обучающимся
раскрывать богатства русского языка,
знакомить
с такими фактами, которые не изучаются на уроках.
Отличительной особенностью
является то, что
обучение детей
на занятиях
вы
ходят за рамки
учебников
.
Обучающиеся
приобретают мног
ие жизненные навыки,
учатс
я самостоятельно подбирать и
анализировать материал, пользоваться справочной литературой.
Инновационность
данной программы
заключается в том, что она
включает новые для
обучающихся
задачи,
не содержащиеся в базовом курсе
. Творческие задания позволя
ю
т решать поставленные задачи и выз
ы
вать интерес у
обучающихся
к русскому языку
.
Адресат программы
. Программа ориенти
рована на детей 8-9лет
,
которым интересно узнавать нечто новое о русском языке
.
Предлагаются
различны
е виды деятельности с учетом
возрастных и физиологических особенностей, интересов детей и потребностей родителей в дополнительном образовании
.
Объём и срок реализации
программы - 1 учебный год с перспективой развития и коррекцией план
ирования. Объем часов в год – 35 часов
.
Форма обучения
– очная.
Особенности организации образовательного процесса
—о
бучающиеся
сформированы в группу о
дного возраста. Состав группы 10-16
человек.
Состав – постоянный.
Режим занятий
– 1 раз в неделю (35 часов
в год), продолжительность занятия – 40 минут.
График проведения занятий : вторник 13.05-13.45
Уровень реализуемой программы
-
базовый.
2.Цель: Формирование личности, владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями. Показать обучающимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку .
Задачи:
Развитие интереса к изучению тайн русского языка.
Воспитание умения видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное.
П
ро
буждение потребности у
обучающихся
к самостоятель
ной работе над познанием русского
языка;
Р
азвитие творчества и обогащение словарного запаса;
С
овершенствование об
щего языкового развития
обучающихся
;
У
глубление и расширение знаний и пре
дставлений о литературном языке;
В
оспитание культуры обращения с книгой;
Развитие смекалки и сообразительности
;
П
риобщение детей
к самостоятельной исследовательской работе;
Развитие умения
пользоваться разнообразными словарями;
Формирование психологической готовности
обучающихся
к участию в конкурсах
, олимпиадах.
3.Содержание программы
3.1 Учебный план программы
№ п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего
Теория
Практика
Раздел 1.Чудесные превращения слов- 6 ч.
1-2
Прятки с предлогами
2
1
1
Наблюдение. Разгадывание и составление ребусов.
3-4
Наши имена
2
1
1
Опрос.
Сообщение на тему
« Моё имя»
5
Секреты анаграммы и метаграммы. Шарады.
1
1
Составление и решение шарад.
6.
Турнир грамотеев
1
1
Викторина
Раздел 2.Лексика и фразеология- 7ч.
1.
Слова –родственники
1
1
Решение проблемных задач.
2.
Работаем со словарём
1
1
Опрос
3
Знакомство с омонимами
1
1
Наблюдение.
4-5.
Антонимы и синонимы
2
1
1
Решение логических задач с антонимами и синонимами.
6.
Фразеологизмы и пословицы
1
1
Решение проблемных задач.
7.
Турнир грамотеев
1
1
Викторина
Раздел 3.Секреты орфографии-10ч.
1-2
« Ошибкоопасные» места.
2
1
1
Тематические кроссворды.
Шаблоны- головоломки
3
«Зеркальные и незеркальные слова».Орфографичес
кая зоркость
1
1
Решение проблемных задач.
4.
Добрый волшебник-ударение.
1
1
Наблюдение.
5.
Гласные без хлопот.
1
1
Индивидуальное выполнение заданий по карточкам.
6.
Согласные в слабой и сильной позиции.
1
1
Тематические кроссворды
7-8
Опасные согласные.
2
1
1
Наблюдение.
Шаблоны- головоломки.
9.
Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
1
1
Решение проблемных задач.
10
Турнир грамотеев
1
1
Викторина
Раздел 4.Строительная работа морфем- 4 ч.
1-2
Образование новых слов. Труженик-морфема
2
1
1
Опрос
3.
Части слова.
1
1
Индивидуальное выполнение заданий по карточкам.
4.
Турнир грамотеев
1
1
Выполнение заданий творческого и поискового характера.
Раздел 5.Части речи—5 ч.
1
Здравствуй, имя существительное.
1
1
Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.
2
Здравствуй, имя прилагательное.
1
1
Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.
3.
Здравствуй, Дедушка глагол!
1
1
Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.
4.
Путешествие в страну глагола.
1
1
Тематические кроссворды.
5.
Защита проектов на тему « Части речи».
1
1
Защита проекта.
Раздел 6.Секреты пунктуации- 3ч.
1
Знакомство со сказкой о запятой.
1
1
Опрос
2.
Как много значит запятая
1
1
Наблюдение.
3.
Итоговое занятие - олимпиада
1
1
Олимпиада
3.2 Содержание учебного плана
Раздел 1.Чудесные превращения слов .
Теория: Знакомство с ребусами, содержащие предлоги. Знакомство со значениями имён. Знакомство с анаграммами, метаграммами и шарадами.
Практика: Разгадывание и составление ребусов. Игра « Где спрятался?» Узнать ,что означает твоё имя, в честь кого тебя назвали. Решение и составление анаграмм, метаграмм, шарад. Викторина.
Раздел 2.Лексика и фразеология.
Теория: Рассказ о родственных словах. Обучение работе со словарём. Развитие речи, памяти, умения определять родственные слова. Знакомство со словарём омонимов. Знакомство с омонимами, обогащение словарного запаса. Развитие логики. Закрепление знаний об антонимах и синонимах. Знакомство с фразеологизмами и их значением и происхождением. Практика: Игра «Лишнее слово». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Игра « Закончи пословицу». Решение логических задач с антонимами и синонимами. Викторина.
Раздел 3.Секреты орфографии.
Теория: «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Орфографическая зоркость. Добрый волшебник ударение. Гласные без хлопот! Опасные согласные. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Повторение написаний буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Практика: Развитие орфографической зоркости. Тренировочные упражнения . Игра « Помоги Незнайке» . Игра «Опасные соседи». Решении ребусов. Игры со словами с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Отгадывание загадок. Индивидуальное выполнение заданий по карточкам. Проверка умений отгадывать кроссворды загадки ребусы. Викторина.
Раздел 4.Строительная работа морфем.
Теория : Морфемика и словообразование.
Практика: Игры со словами. Работа со словарём. Тренировочные упражнения. Выполнение заданий творческого и поискового характера. Выделение частей слова.
Раздел 5 . Части речи.
Теория: Возникновение слов в языке. Здравствуй, имя существительное. Здравствуй, имя прилагательное. Знакомство с особенностью части речи – глагол. Роль глагола в речи. Грамматические признаки глагола.
Практика: Рисование картинок к слову. Описание предметов. Отгадывание загадок, в которых предмет описывается. Путешествие в страну глагола. Отгадывание загадок, в которых есть глагол. Выполнение проекта на тему « Части речи».
Раздел 6. Секреты пунктуации
Теория: Знакомство со сказкой о запятой. Роль запятой в тексте. Обучение выразительному чтению.
Практика : Олимпиада.
4.Планируемые результаты
Личностные результаты:
осознавать
роль языка и речи в жизни людей;
адекватно оценивать себя, других;
осознавать
необходимость получения знаний;
учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
учиться выражать свои мысли, аргументировать;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
выбирать эффективный способ решения ребусов, головоломок
;
пользоваться словарями;
осуществлять анализ и синтез
;
овладевать художественными средствами языка;
перерабатывать полученную информацию: группировать слова, предложения;
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе;
у
частвовать в диалоге
;
Предметные результаты:
Обучающиеся должны знать:
правила правописания слов с изученными орфограммами;
признаки согласных и гласных звуков;
отличие «многозначных слов» от «омонимов»;
отличие звука от буквы;
состав слова;
признаки родственных слов;
грамматические признаки имени существительного
, имени прилагательного, глагола
;
виды текстов;
Обучающие должны уметь:
з
адавать вопросы
;
разбирать слова по составу;
проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроиз
носимых согласных в
корне слова
;
работать со словарем;
группировать и подбирать слова на определенные правила;
обозначать н
а письме интонацию перечисления;
правильно употреблять час
ти речи при составлении текстов;
отгадывать загад
ки, ребусы, головоломки, шарады;
находить родственные слова;
строить причинно-следственные цепочки;
находить ошибки в построении предложений;
делать умозаключения
;
работать с дополнительной литературой.
Раздел №2 «Комплекс организационно – педагогических условий».
2.1. Календарный учебный график
№ п/п
Месяц
Чис-ло
Время прове
дения заня-тия
Форма заня
тия
Коли-чест-
во часов
Тема занятия
Место проведе-
ния
Форма контроля
Раздел 1.Чудесные превращения- 6 ч.
1.
Сентябрь
3
13.05-13.45
Беседа
1ч.
Прятки с предлогами
Кабинет № 12
Наблюдение
2.
Сентябрь
10
13.05-13.45
Практикум
1ч.
Прятки с предлогами
Кабинет № 12
Шаблоны - головоломки
3.
Сентябрь
17
13.05-13.45
Беседа
1ч.
Наши имена.
Кабинет № 12
Опрос
4.
Сентябрь
24
13.05-13.45
Семи-нар
1 ч.
Наши имена.
Кабинет № 12
Сообщение на тему
« Моё имя»
5.
Октябрь
1
13.05-13.45
Практикум
1ч.
Секреты анаграммы и метаграммы. Шарады.
Кабинет № 12
Решение проблемных задач.
6.
Октябрь
8
13.05-13.45
Практикум
1ч.
Турнир грамотеев
Кабинет № 12
Викторина
Раздел 2. Лексика и фразеология-7 ч.
Тренировочные упражнения
7.
Октябрь
15
13.05-13.45
Беседа
1ч.
Слова-родственники.
Кабинет № 12
Решение проблемных задач.
8.
Октябрь
22
13.05-13.45
Беседа
1ч.
Работаем со словарём.
Кабинет № 12
Опрос
9.
Ноябрь
5
13.05-13.45
Беседа
1ч.
Знакомство с омонимами.
Кабинет № 12
Наблюдение
10.
Ноябрь
12
13.05-13.45
Практикум
1 ч.
Антонимы и синонимы
Кабинет № 12
Решение логических задач с антонимами и синонимами.
11.
Ноябрь
19
13.05-13.45
Практикум
1ч.
Антонимы и синонимы
Кабинет № 12
Решение проблемных задач.
12.
Ноябрь
26
13.05-13.45
Беседа
1 ч.
Фразеологизмы и пословицы.
Кабинет № 12
Решение проблемных задач.
13.
Декабрь
3
13.05-13.45
Практикум
1ч.
Турнир грамотеев
Кабинет № 12
Викторина
Раздел 3. Секреты орфографии-10 ч.
26.11
Беседа
14.
Декабрь
10
13.05-13.45
Беседа
1 ч.
« Ошибко
опасные» места.
Кабинет № 12
Тематичес
кие кроссворды.
15.
Декабрь
17
13.05-13.45
Практикум
1ч.
« Ошибко
опасные» места.
Кабинет № 12
Шаблоны- головоломки
16.
Декабрь
24
13.05-13.45
Практикум
1ч.
«Зеркальные и незеркаль
ные слова».Орфографическая зоркость
Кабинет № 12
Решение проблемных задач.
17.
Январь
14
13.05-13.45
Беседа
1ч.
Добрый волшебник-ударение.
Кабинет № 12
Наблюдение
18.
Январь
21
13.05-13.45
Практикум
1ч.
Гласные без хлопот.
Кабинет № 12
Индиви
дуальное выполнение заданий по карточкам. Тематичес
кие кроссворды.
19.
Январь
28
13.05-13.45
Практикум
1ч.
Согласные в слабой и сильной позиции.
Кабинет № 12
Тематичес
кие кроссворды.
20.
Февраль
4
13.05-13.45
Беседа
1ч.
Согласные в слабой и сильной позиции
Кабинет № 12
Наблюдение
21.
Февраль
11
13.05-13.45
Практикум
1 ч.
Опасные согласные.
Кабинет № 12
Шаблоны- головоломки
22.
Февраль
18
13.05-13.45
Практикум
1ч.
Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Кабинет № 12
Решения проблемных задач.
23.
Февраль
25
13.05-13.45
Практикум
1ч.
Турнир грамотеев
Кабинет № 12
Викторина.
Раздел 4.Строительная работа морфем-4 ч.
24.
Март
3
13.05-13.45
Беседа
1ч.
Образование новых слов. Труженик-морфема
Кабинет № 12
Опрос
25.
Март
10
13.05-13.45
Практикум
1 ч.
Образование новых слов. Труженик-морфема
Кабинет № 12
Индиви-
дуальное выполнение заданий по карточкам.
26.
Март
17
13.05-13.45
Практикум
1 ч.
Части слова.
Кабинет № 12
Индиви-
дуальное выполнение заданий по карточкам.
27.
Март
31
13.05-13.45
Практикум
1 ч.
Турнир грамотеев
Кабинет № 12
Выполнение заданий творческого и поискового характера
Раздел 5.Части речи- 5 ч.
Презентация
28
Апрель
7
13.05-13.45
Беседа
1ч.
Здравствуй, имя сущест
вительное
Кабинет № 12
Индиви-
дуальные карточки с заданиями различного типа
29.
Апрель
14
13.05-13.45
Беседа
1ч.
Здравствуй, имя прилагательное
Кабинет № 12
Индиви-
дуальные карточки с заданиями различного типа.
30.
апрель
21
13.05-13.45
Беседа
1 ч.
Здравствуй, Дедушка глагол!
Кабинет № 12
Индиви-
дуальные карточки с заданиями различного типа.
31.
Апрель
28
13.05-13.45
Практикум
1 ч.
Путешест-
вие в страну глагола.
Кабинет № 12
Тематичес
кие кроссворды.
32.
Май
5
13.05-13.45
Семи
нар
1ч.
Защита презентаций на тему « Части речи»
Кабинет № 12
Защита проекта.
Раздел 6. Секреты пунктуации- 3 ч.
33.
Май
12
13.05-13.45
Беседа
1ч.
Знакомство со сказкой о запятой.
Кабинет № 12
Опрос
34.
Май
19
13.05-13.45
Беседа
1ч.
Как много значит запятая
Кабинет № 12
Наблюдение
35.
Май
26
13.05-13.45
Практикум
1ч.
Итоговое занятие-олимпиада
Кабинет № 12
Олимпиада
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Для успешного процесса обучения и полной реализации программы предусматривается расположение в отдельном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим нормам, требованием техники безопасности и пожарной безопасности. Кабинет оборудован мебелью, необходимой для занятий. Столы и стулья соответствуют росту обучающихся. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
Технические средства обучения: Мультимедийный компьютер, проектор, экран.
Информационное обеспечение – аудио-‚ видео-, фото-‚ интернет источники.
Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования Юрченко Елена Геннадьевна, стаж 5 лет, первая категория, окончила Ульяновский педагогический университет им. В.И.Ульянова
2.3. Формы контроля/аттестации
-Журнал посещаемости
- Викторина
- Решение проблемных задач
-Наблюдение
-Опрос
- Защита проекта
-Выставка
- Олимпиада
2.4. Оценочные материалы
Методики, позволяющие определить достижение учащимися планируемых результатов:
карта личностного роста,
индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе
схема самооценки «Мои достижения».
2.5. Методические материалы
1.Словари: орфографический, толковый, синонимов, антонимов, фразеологизмов, однокоренных слов.
2.Карточки с играми и заданиями;
3.Наборы предметных картинок;
4.Задания для самостоятельной творческой деятельности ;
5. Раздаточные материалы
2.6. Список литературы
Литература для педагога:
1. Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 2010 г
2.Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
3.Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
4.Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
5.Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
6.Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
7.Журналы: “Начальная школа”.
8.Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
9.Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
10.Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
11.Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
12.Тоцкий П. С.Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991г.
13.Давайте говорить правильно!: Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник/ Л.А.Вербицкая и др. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2005. – 160 с.
Литература для обучающихся:
1. Ушакова О.Д. Пиши без ошибок: Орфографический словарик школьника-СПб.: Издательский ДОМ « Литера», 2012- 96 с.
2.Бурау И.Я. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 1997.
3.Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка – М.: Просвещение, 1989. – 383с.
4.Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
5. Ушакова О.Д. Правильно ли мы говорим?/ Словарик школьника-СПб.: Издательский ДОМ « Литера», 2011- 96 с.
Литература для родителей:
1.Левушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”,2003г.
2.Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
3.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 1983. – 704с.
Электронно-образовательные ресурсы:
-http://suhin.narod.ru/log1.htm - Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат.
-http://www.education.rekom.ru/4_2000/aldoshina.htm - Клубная деятельность младших школьников. Cоциальные и методические аспекты работы с детьми 7-10 лет в досуговой деятельности.
-http://www.voron.boxmail.biz - Детские сказки.. Авторская коллекция детских сказок в стихах, стихотворений, словарей, энциклопедий и пр.
-http://suhin.narod.ru/zag1.htm - Загадки и кроссворды для детей. Избранные
-http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».
-http://playroom.com.ru - Детская игровая, комната.
