Открытое занятие "Золотая осень".. Автор: Гусарова Ольга Викторовна. Работа №113992
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
в детском объединении Студии Раннего Развития
«Академия волшебников»
педагога дополнительного образования
Муниципального Автономного Образовательного Учреждения
Дополнительного Образования
«Дворец творчества детей и молодёжи творчества »
Гусаровой Ольги Викторовны.
Возраст детей 5 лет
Тема: «Золотая осень»
Цель:
Формирование умения использовать нужную цветовую гамму для передачи эмоционального и цветового состояния осеннего пейзажа, закрепление и расширение представления об осени, стимулирование желания рисовать осеннюю природу.
Задачи:
Обучающие:
Закрепление знаний о холодных и теплых цветовых гаммах; обучение подбору, смешиванию цветов между собой, для получения дополнительных оттенков; уточнение и обогащение зрительных представлений об окружающей действительности; наблюдение окружающего мира; формирование представления о богатстве красок в природе; созерцание красоты мира природы; ознакомление с картинами И.И. Левитана «Золотая осень» и В. Рыбакова «Золотой лес».
Развивающие:
Развитие зрительного восприятия и памяти; развитие мышления; развитие мелкой моторики; развитие пространственной ориентации на листе бумаги; развитие речи; развитие творчества и фантазии. Культурное развитие.
Воспитывающие:
Воспитание эстетического вкуса, аккуратности, культуры визуальных наблюдений; воспитание бережного отношения к окружающему миру, воспитание правильного поведения на занятии.
Оборудование и материалы:
для педагога: доска, репродукции картин, мольберты, цветные полоски.
для детей: гуашь, палитра, банки с водой, кисточки, бумага, мольберты.
Методы, используемые на занятии: объяснительно - иллюстративные; репродуктивные; проблемные.
№
Этапы работы
Содержание этапа
1.
Организационный этап (3 мин.)
Цель для педагога: приветствие детей, проверка готовности к занятию; создание творческой, непринуждённой обстановки; вызов детей на диалог.
Цель для воспитанников: побуждение интереса у детей к предстоящей работе, желания рисовать, отвечать на задаваемые вопросы.
- Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада видеть Вас. Рада, что Вы улыбаетесь, и нет грустных лиц. Представьте, что Вы волшебники. И как у всех волшебников, у Вас есть волшебная палочка. Как она называется?
((ответ детей) кисточка)
- Правильно - это кисточка. У кисточки есть помощники: кто они?
((ответ детей) краски)
- Правильно – это краски. Что ещё нам пригодиться? Альбомный лист, палитра, салфетка, баночка с водой и гуашь с кисточкой. Всё это на сегодняшнем уроке нам будет необходимо.
Вступительная беседа.
-Для того чтобы узнать тему нашего занятия, я предлагаю Вам отгадать загадку:
«Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают…
«Что за время года?»— спросим
Нам ответят: «Это...»
(ответ детей (осень)).
- Совершенно верно - осень.
И за окошком у нас осень. А, что такое осень, что изменилось в природе? Помните, как надо отвечать на занятиях? С поднятой рукой.
(ответы детей).
- Правильно, листва на деревьях стала желтеть, всё чаще идёт дождик, а ветер так сильно дует, что листья, кружась, падают на траву. Осень бывает разная: ранняя, поздняя. Как Вы думаете, почему осень называют золотой?
(ответы детей (листья на деревьях желтого цвета)).
- Все, верно, из-за цвета листьев на деревьях. А теперь давайте вспомним, что мы уже выучили…
2.
Опрос учащихся по пройденной теме (5 мин.)
Цель для педагога: закрепление знаний холодной и теплой цветовых гаммах, о жанрах живописи (пейзаж).
Цель для воспитанников: правильно определить холодные и теплые цвета, правильно отобрать картины по жанрам «пейзаж».
Критерии достижения цели данного этапа: актуализация знаний учащихся; закрепление терминологии по жанрам живописи, закрепление представления о холодных и теплых оттенках.
- Прежде, чем приступить к работе, давайте посмотрим и вспомним, какие цвета относятся к холодным и тёплым? Тёплая цветовая гамма - тепло, солнечный свет, веселье, радость (эти цвета любит солнышко). Ребята, назовите теплые цвета.
(ответ детей) желтый, красный и т.д.)
Холодная цветовая гамма - покой, грусть, задумчивость (эти цвета любит Дед Мороз).
А теперь назовите холодные цвета.
(ответ детей (синий, голубой и т.д.).
- Молодцы! Знаете теплые и холодные оттенки.
А сейчас вспомним, какие жанры живописи вы знаете? На предыдущих занятиях, мы с Вами рисовали различные предметы быта, овощи, фрукты, портрет мамы, природу.
Если художник нарисовал человека, как называется эта картина?
(Ответ детей (портрет)).
- Если художник нарисовал цветы в вазе или фрукты на тарелке. Как называется эта картина?
(ответ детей (натюрморт)).
- А если, художник нарисовал деревья, траву, как называется эта картина?
(Ответ детей (пейзаж)) - Многие художники любовались красотой осеннего леса. Я хочу Вам показать работу русского художника Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».
Что изображено на картине? А как вы думаете, какая погода здесь изображена ясная или пасмурная? Какого цвета небо голубое или тёмно-синее? Какие краски использует художник для изображения деревьев? Повторим, как называется жанр живописи, в котором изображена природа?
(ответ детей (пейзаж)).
- И так, ребята, какой пейзаж на этой картине?
(ответ детей (осенний)).
- По каким признакам определили?
(ответ детей (желтые листья на деревьях)).
- А теперь посмотрите на следующую картину «Золотой лес» художник Вадим Рыбаков.
Скажите ребята, почему художник так назвал свою картину? Какое настроение создаёт эта картина? Какого цвета листва на деревьях?
И так, чем сходны эти две картины?
(ответ детей (тем, что на обеих картинах изображена осень)).
3.
Изучение нового материала (20 мин):
Цель для педагога: обучить детей изображению пейзажа в рисунке
Цель для воспитанников: правильно расположить рисунок на листе, правильно передать цвета природы
Критерии достижения цели данного этапа:
правильное выполнение учащимися заданий педагога; заинтересованность и внимательность учащихся
- Ребята, посмотрите на цветные полоски на Ваших партах. Разложите их от самого тёмного до самого светлого оттенка.
(дети выполняют задание)
- Молодцы, выполнили задание!
Ребята, а какие цвета нам понадобятся для рисования осеннего пейзажа? Поднимите полоски с этими цветами.
(дети поднимают полоски с красным, желтым, оранжевым и т.д. цветом).
- А теперь ответьте:
Какой у тебя цвет?
(ответ детей).
- Что бывает такого цвета осенью?
(ответ детей).
- Какой у тебя цвет?
(ответ детей).
- Что бывает такого цвета осенью?
(ответ детей).
- Какой у тебя цвет?
(ответ детей).
- Можем мы увидеть такой цвет осенью?
(ответ детей).
- Красиво осень раскрасила лес? Вам понравилось? Вспомните, мы с Вами рассматривали картины об осени. Как они называются?
(ответ детей).
- Как Вы думаете, что мы будем сегодня рисовать?
Мы будем рисовать «Золотую осень».
- Где лучше всего можно увидеть осень? (ответ детей (в лесу))
- Мы с вами уже рисовали дерево, а в лесу много деревьев. А что есть в лесу кроме деревьев?
(ответ детей (кусты, трава)).
- Прежде чем начать рисовать, скажите ребята, как надо расположить лист, вертикально, или горизонтально?
Деревья тянутся вверх и поэтому лист лучше расположить вертикально.
Давайте вспомним строение дерева.
(Дети встают со своих мест).
- Представим, что мы деревья.
У дерева есть ствол.
У дерева есть ветки – руки вверх. Подул ветер (дуют), что произошло с деревьями?
Они закачались.
(дети начали качаться из стороны в сторону).
- Молодцы, садитесь. Предметы, или деревья которые находятся ближе к нам, рисуются крупно, или мелко? Крупно. А те, которые находятся дальше, как рисуются? Мельче.
А листву деревьев как лучше рисовать? Примакиванием.
Так как у нас «Золотая осень», то какой цвет вы выберете для листьев на деревьях?
(ответ детей (желтый, оранжевый)).
- Некоторые листья уже упали и лежат на земле золотым покрывалом, поэтому мы нарисуем листья не только на деревьях, но и на земле.
Небо бывает разное. Посмотрите в окно, сейчас оно тёмное, но когда выглянет солнце, то небо будет голубое.
С чего надо начинать рисовать пейзаж? С линии горизонта. Что такое линия горизонта? Линия горизонта - это граница неба с землёй.
Молодцы.
4.
Практическая работа. Закрепление учебного материала (10 мин)
Цель для педагога: выяснение степени освоения учащимися учебного материала.
Цель для детей: самостоятельно нарисовать рисунок.
Критерии достижения цели данного этапа:
умение самостоятельно выполнить работу, аккуратность.
- Ребята, а сейчас приступаем к самостоятельной работе. Вы будете рисовать осенний пейзаж. Рисовать мы будем сразу красками (без использования простого карандаша) как настоящие художники. Не забывайте о том, о чем мы только что беседовали.
Дети приступают к рисованию. Внимательно слежу за их работой. Наблюдаю за правильностью выполнения учащимися рисунка.
5.
Подведение итогов занятия (7 мин)
Цель для педагога: оценка практической работы каждого учащегося; выявление степени удовлетворенности учащихся занятием.
Цель для детей:
узнать оценку педагога и других детей своего рисунка и оценку педагога своей работе на занятии.
Критерии достижения цели данного этапа: учащиеся активно отвечают на вопросы педагога и оценивают выставленные рисунки; дают положительную оценку занятию.
На мольбертах выставляются работы. Дети внимательно рассматривают их и оценивают. Прошу найти самый красивый рисунок. Спрашиваю, у кого что-то не получилось в работе. Что именно не получилось? (помогаю исправить ошибки).
В итоге хвалю все работы, сообщаю, что все рисунки получились красочными, красивыми, все ребята молодцы - художники.
- Ребята, сегодня мы с Вами рисовали «Золотую осень». У нас получились красивые, яркие рисунки. Вы молодцы! А теперь, давайте немного поиграем.
В заключении, играем в мяч (называем тёплые, холодные цвета, фрукты, овощи и т. д.)