Урок русского языка. Подготовка к ЕГЭ.. Автор: Петрова Тамара Михайловна. Работа №114977
Тема урока: «Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи».
Форма урока: комбинированный урок-обобщение.
Цели урока:
формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетентностей при подготовке к ЕГЭ, а именно:
систематизация правил правописания Н и НН в разных частях речи для выполнения заданий частей А и С;
развитие умения разграничения и опознавания языковых единиц (в частности, кратких причастий и кратких прилагательных, кратких причастий и наречий) для выполнения части В;
развитие умения лингвистического анализа текста, характеристики авторской позиции и аргументирования своего мнения для выполнения части С.
Оборудование урока:
раздаточный материал на каждого ученика: сборники ЕГЭ, пособие из кабинета «Схемы-таблицы по орфографии и пунктуации», тексты для лингвистического анализа;
учебники и рабочие тетради;
папка для подготовки к ЕГЭ;
мультимедийная презентация.
Ход урока.
I. Орг. момент. Слово учителя.
2. Кейс-метод. Определение темы урока.
Зеленная лавка или зеленая лавка? Что нужно знать , чтобы определить правописание? ( Презентация)
Действительно, сложен русский язык и одно из сложных правил – н и нн в словах разных частей речи. Нам же это необходимо к ЕГЭ.
3. Вспомним с помощью Крагель Полины кратко правила, необходимые нам для сегодняшнего урока.
4.Пока Полина готовится- орфоэпическая минутка.
На столах- распечатанные тексты, расставить ударение.
Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелямивкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера. (Из газеты «Русский язык. Первое сентября»).
Поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.
Просмотр презентации ученицы.
5.В каком примере к выделенному слову применимо правило: “В суффиксе прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несов. вида, пишется Н”?( презентация)
1. Медвежата были рожде..ы в неволе и легко поддавались дрессировке.
2. Полирова..ая мебель красива, но не практична.
3. Издалека виден позолочё..ый купол колокольни Ивана Великого.
4. На воща..ых дощечках писали заостренными палочками.
6. Обоснуйте выбор букв н и нн. Объясните правописание букв а, я и е перед нн и н в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных.
Заработанный ломоть лучше краденого каравая.
Напоролся плут на мошенника.
Пуганая ворона и куста боится.
Не нужен ученый, а нужен смышленый.
Соломенный мир лучше железной драки.
Что сказано, то и сделано.
Была у двора Масле_ица, да в избу не зашла.
Конь стальной, хвост льня_ой Поля стекля_ые, межи деревя_ые
7. «Пустое место». Работа по вариантам.
Первый вариант записывает слова с одним н, оставляя место пустым, если встречается слово с двумя н, второй вариант – наоборот. Затем организуется взаимопроверка. Ошибки исправляются и объясняются. После этого в пустые места вписываются пропущенные слова.
Ни ломаного гроша.
Шапка волосяная, рукавицы своекожаные (т.е. нет ничего).
За прощеную вину и Бог не мучит.
Нежданная смерть – находка.
Не покупай у ямщика лошади, а у вдовы не бери дочери: у ямщика лошадь изломана, у вдовы дочь избалована.
Даром неграмотный, а пряники ест писаные.
Ни тепло, ни холодно; ни жареное, ни печеное..
Перепелиные косточки, бумажное тельце, сахарные уста.
Дня прибыло на куриную ступню (на полчаса).
Именинный сноп (последний).
Сорок мучеников, сорок утренников (еще будет).
Глядеть в копченое стекло.
Лучше пребывать в дому плача праведных, нежели в дому радости беззаконных.
Боится Масленая горькой редьки да пареной репы..
Где моя суженая, там моя и ряженая.
Дочку в колыбельку – приданое в коробейку.
Водяной пузырь недолго стоит.
Дуга золоченая, сбруя ременная, а лошадь некормленая.
8. Пунктуационный разбор.
Северный Ледовитый океан — это бескрайние пусты…ые просторы, нагромождѐ…ые друг на друга лома…ые ледя…ые глыбы, и дли…ые полярные ночи, и свирепые бура…ые шквалы, и непреста…ые морозы.
9.Как отличить краткое причастие , краткое прилагательное, неречие и сколько Н писать в обоих случаях? (презентация)
Газета прочита…а.
Девушка начита…а.
Жил обеспече…о.
Ученики обеспече…ы учебниками?
Записать и объяснить.
1)Мероприятие прошло организованно. Организовано хорошее питание.
2) Море взволновано бурей. Друг говорил взволнованно, горячо.
3) Все мои друзья образованны. Комитеты уже образованы.
4) Лица солдат суровы и озабоченны. Мы были озабочены подготовкой к празднику.
5) Волосы запутаны ветром. Эта история запутанна и загадочна.
10. Прием «Инсерт» (маркировка текста, ставим « - » над словом, в написании которого сомневаемся. Учимся писать названия кулинарных блюд. (Используем памятку, проверяем самостоятельно). Взаимопроверка. Сверка с образцом. Выставление оценок. Критерии оценок: нет ошибок – «5»;1 – 2 ошибки – «4»; 3 – 4 ошибки – «3».
Жаре(н, нн)ая рыба, нежаре(н, нн)ая рыба, свежемороже(н, нн)ая рыба; рыба, жаре(н, нн)ая в тесте; фарширова(н, нн)ые помидоры, запече(н, нн)ое мясо, пече(н, нн)ые пирожки, выпече(н, нн)ый без муки торт, пече(н, нн)ый в духовке яблочный пирог, жаре(н, нн)ая в сухарях рубле(н, нн)ая котлета, сваре(н, нн)ый борщ, засахаре(н, нн)ая вишня, слое(н, нн)ый пирог, соле(н, нн)ые огурцы, некипяче(н, нн)ое молоко, концентрирова(н, нн)ый сок.
Жареная рыба, нежареная рыба, свежемороженая рыба; рыба, жаренная в тесте; фаршированные помидоры, запеченное мясо, печеные пирожки, выпеченный без муки торт, печенный в духовке яблочный пирог, жаренная в сухарях рубленая котлета, сваренный борщ, засахаренная вишня, слоеный пирог.
11.Составьте свое меню для званого обеда, используя орфограмму н и нн.
12. - Оказывается, ребята, повар данного ресторана не знал, как правильно написать некоторые слова в меню, поэтому он допустил в нем несколько ошибок. Необходимо их исправить (всем учащимся раздаются карточки с текстом).
МЕНЮ
Салат из белокочаной капусты с фруктами.
Яйца, фаршированные сельдью.
Щи из квашенной капусты с картофелем.
Суп картофельный с макароными изделиями.
Телятина с ветчиной, запеченые в соусе бешамель.
Рулеты из рыбного филе, отвареные с укропом.
13. Но что мы видим? Еще и рецепт изготовления торта не закончен, в нем пропуски букв. Наш кулинар так и не смог разобраться в этой теме. Давайте объясним ему, запишем правильно (текст раздается каждому ученику).
Торт «Трюфель» .
Способ приготовления
Бисквитный пласт, разреза…ый на две части, разложить на две стекля…ые тарелки, украше…ые орнаментом. Каждую из частей, пропита…ую сиропом поставить около окна на освеще…ую солнцем сторону. Через несколько минут обе половинки соединить. Сверху и с боков, смаза…ых кремом и обсыпа…ых шоколадной крупкой, убрать лишние крошки. Торт будет украше… конфетами, масля…ым кремом.
14. НН + правописание предлогов (презентация)
В виде бронированного жилета, в течение рискованного путешествия, в продолжении рифмованной повести, вроде шнурованного ботинка, вместо газированной воды, в наподобие кованого сундука, застрахованный впоследствии, связи с костюмированным балом, в заключение заинтересованного разговора, вследствие взволнованности, ввиду загазованности, иметь в виду шифрованную запись, насчет лакированных сапог, несмотря на запланированную встречу.
Насчет желанного подарка, в течение письменного экзамена, вроде кованого железа, в продолжение каменного века, наподобие тонированного стекла, в заключение напряженной подготовки, несмотря на ценные сведения, ввиду измененного расписания, в виде крашеного столба, вместо торжественной встречи, вследствие неравноценного обмена, впоследствии удивленно спрашивал, в связи с неожиданным приказом, иметь в виду упрощенный вариант.
Наподобие необыкновенного гейзера, в виде сушеного кленового листа, в связи с открытием разрекламированного салона, впоследствии постепенно набрался сил, в течение купания в охлажденной воде, вследствие непродуманной эксплуатации, вместо брошенной часовни, песня вроде современной частушки, в продолжение запланированного строительства, хлопотал насчет обещанной ссуды, ввиду неожиданной болезни, иметь в виду распродажу ношеной одежды, узор в виде рваной паутины, полированный шкаф вроде пенала, положить на счет засекреченного предприятия.
Родственники, имейте в виду, что в течение ветреного дня я к вам непрошеным гостем приду. Картонная коробка вроде квадрата послужит упаковкой для подарка ученому брату. Насчет многочисленных покупок сокрушаться преждевременно и глупо. Положить деньги на счет застрахованной фирмы.
15. Видео об исключениях. У вас на столах – распечатки со словами-исключениями. Можно еще раз к ним обратиться. Вспомним некоторые из них. (презентация).
16.В завершении нашего занятия проведем контрольный буквенный диктант.
Заполните таблицу, внося против соответствующего номера в таблице –н- или –нн- .
Таблица для буквенного диктанта.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
н
н
нн
нн
нн
н
нн
нн
нн
нн
нн
нн
н
нн
н
н
н
нн
н
нн
Н
н
нн
н
нн
1.ЛедяНой ветер
2.Шмели..ое жужжание
3. Государстве…ый гимн
4. Витамин…ый коктейль
5. Сенсацио…а статья
6. Ветре…ый день
7. Наряже…ая ёлка
8. Сушё.. ые летом грибы
9.Лу…ая ночь
10. Стекля…ый стакан
11.Квалифицирова…ый рабочий
12. Броше…ый камень
13.Печё…ый хлеб
14. Быстрая ко…ица
15. Вкусное мороже…ое
16. Убра..ы далеко
17. Раскида..ы везде
18. Говорить медле…о
19. Цветы сорва…ы
20. Телефо…ые провода
21.Шерстя…ое платье
22. Пря..ый суп
23. Степь пусты…а
24. Реза…ый хлеб
25.Краше…ый мною забор.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Если не справились с заданиями, то не расстраивайтесь, у вас есть возможность пересмотреть материал по теме урока, инструкции и попробовать решить еще раз.
а) Вспомнить, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока. Какие из них остались нереализованными?
б) Оценки
Перед вами карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие вашу работу на уроке . Урок
Я на уроке
Итог
1.Интересно
1.Работал
1. Понял материал
2.Скучно
2.Отдыхал
2.Узнал больше, чем знал
3.Безразлично
3.Помогал другим
3.Не понял