МОУ Билитуйская СОШ. Автор: МОУ Билитуйская СОШ ☼. Работа №117218
Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Билитуйская средняя общеобразовательная школа
Научно-практическая конференция учащихся начальных классов
«Первые шаги в науку» в 2019г.
Исследовательская работа
«Создание кукольного театра»
Выполнила: ученица 4 «а» класса
Анисина Анастасия
Руководитель:
Каретина Наталья Александровна
учитель начальных классов
п/ст. Билитуй
2019 год
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………………3
Теоретическая часть……………………………………………………………………5-6
1.Мир театральных кукол.
1.1. Из истории кукольного театра……………………………………………………........5
Современные
куклы……………………………………………………………
……
.....7
Рождение театральных кукол………………………………………………………
…..8
2.Практическая часть……………………………………………………………...….9-11
2.1.Куклы своими руками ………………………………………………………………….9
2.2.Сценарий спектакля…………………………………………………………………....10
2.3.Подготовка к постановке спектакля…………………………………………………..11
Заключение…………………………………………………………………………….......12
Литература ………………………………………………………………………………...13
Введение.
Гаснет свет, поднимается занавес — и начинается сказка. На сцене оживают куклы и дети завороженно наблюдают за движением маленьких героев. Сколько труда и фантазии кто-то приложил к этим великолепным игрушечным актёрам! До того, как актёр начнёт репетировать новую роль с новой куклой, она должна «родиться». Как же появляется то живое существо, которое ходит, разговаривает в волшебном кукольном спектакле? А можно ли сделать кукольный театр своими руками? Сложно ли это? Мы решили исследовать это на деле в ходе выполнения творческого проекта.
Предметом нашего исследования стала технология изготовления кукольного театра, а проектно-исследовательскую работу мы решили назвать «Создание кукольного театра». Выбранная тема, на наш взгляд, интересна и очень актуальна, так как в нашем районе нет своего кукольного театра, а артисты различных театров приезжают к нам крайне редко. Актуальность данного исследования обусловлена также тем, что кукла играет важную роль не только в жизни ребенка, но и взрослого человека. Участвуя в театрализованных играх дети знакомятся с окружающим миром. Театр кукол – это не только театрализованная постановка, это ролевая игра со зрителем. А ведь все дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы перевоплощаются в тот или иной образ.
Цель нашего исследования:
Создание кукольного театра своими руками и организация театральной постановки
Задачи:
Узнать об истории театра кукол.
Выяснить, какие бывают виды кукол.
Продумать сценарий кукольного представления.
Сшить кукол согласно перечню персонажей спектакля, используя самые простые материалы и технологии.
Показать театральную постановку.
Проанализировать и обобщить полученные данные.
Гипотеза исследования:
Предположим, что мы сможем создать свой кукольный театр и организовать театральные выступления в школе.
Методы исследования:
анализ литературы, Интернет-ресурсов;
моделирование;
изготовление кукол;
описание, обобщение полученной информации.
Теоретическая часть
1.1.Из истории кукольного театра
Кукольный театр существует давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, дьяволы и священные животные. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, поднимать руки или лапы, открывать глаза, кивать головами. Постепенно такие зрелища все больше и больше становились похожими на театральные представления.
На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивающие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость.
В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты и кукольники. Обычно один из них крутил ручку шарманки. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной, крикливый Петрушка бьет палкой царского офицера, который хочет его забрать в солдаты.
Жизнь народных кукольников — бродячих актеров была очень тяжелой и мало чем отличалась от жизни нищих. После представления актер-кукольник снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные копейки.
Государственные кукольные театры в нашей стране были созданы только после Октябрьской революции. А сейчас их свыше ста. Это настоящие театры, в которых работают актеры, художники, мастера кукол. Есть в Москве театр, спектакли которого любят все: и взрослые, и дети. Это Государственный центральный театр кукол. Его создатель и руководитель — Сергей Владимирович Образцов, который посвятил всю свою жизнь любимому искусству — искусству кукольного театра.
Кукольные театры ставят народные сказки и пьесы, написанные драматургами. Большинство театров кукол играют для детей, но некоторые ставят представления и для взрослых, любящих кукольный театр не меньше, чем дети. Появляется все больше кукольных самодеятельных коллективов при школах, центрах детского творчества.
У каждого из нас в детстве, наверняка, есть свой кукольный театр. Он существует просто в окружающем нас мире и в нашем воображении. Вот в песочнице мальчишки воздвигают крепости, их крутые стены штурмуют солдатики. Девочки отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, вместе с ними смеются и плачут. С этих игр и начинается кукольный театр.
Проектно-исследовательскую работу мы начали с изучения источников, размещенных в сети Интернет: http://www.puppet.ru/?pageId=164 (История создания театра Образцова);http://rtkbak.ru/istoriya/13-rossiya (История кукольного театра в России) и другие. В ходе этой деятельности мы собрали важный материал как по истории возникновения кукольных театров в России, так и по технологии изготовления кукольных театров своими руками.
1.2. Современные куклы
В современных кукольных театрах употребляются три основные системы кукол. Есть куклы, которые приводятся в движение нитками. Актер-кукловод стоит на возвышении сзади сцены и держит в руках вагу — специальное устройство. Оно состоит из двух или трех перекрещивающихся палочек, к которым прикреплены нитки. Актер управляет руками куклы с помощью тоненьких палочек-тростей, прикрепленных обычно к локтям или кистям кукольных рук. Палочки скрыты от зрителей в рукавах или в одежде куклы.
Куклы на нитках и куклы на пальцах уже сотни и тысячи лет существуют почти во всех странах мира, а вот куклы на тростях до начала нашего века были только на Востоке, главным образом в Китае и Индонезии.
1.3. Рождение театральных кукол.
Рождается театральная кукла в голове режиссера — а появляется на свет — в бутафорском цехе. Свое появление на свет театральная кукла обязана большому количеству людей. Над сказочным персонажем трудится не один десяток человек. Из рук художника эскиз попадает в скульптурный цех. Именно там изготавливается голова для куклы. На первоначальном этапе она вылепливается из пластилина, затем делается гипсовый слепок. Окончательный этап скульптурного цеха — слепок из гипса обволакивается в папье-маше. После чего будущая звезда сцены попадает к художнику по росписи. От мастеров кистей и красок будущие актеры спешат в бутафорскую мастерскую. Именно там они приобретают мягкие ножки и ручки, а также наряжаются в сценический костюм.
Окончательный этап в изготовлении театральной куклы — мастерская механика. Тут оживают тряпичные актеры. В мастерской механики игрушка обретает трость и скелет, которые превращают куклу в настоящего актера. Пластилин, гипс, папье-маше, краски, ткань и трость — это и есть секрет настоящей театральной куклы. В руках актеров, чьи лица не видят зрители, маленькие театральные герои оживают.
Практическая часть.
2.1. Куклы своими руками.
Итак, появились куклы-артисты и артисты-кукольники. Они бродили по дорогам, показывали истории обо всем, что тревожило их души: о любви, дружбе, страданиях и мечтах. Затем куклы вошли в дома, где маленькие спектакли устраивались в семьях каждые выходные. В кукольных домашних представлениях дети сами сочиняли пьесы, придумывали и лепили кукол, шили костюмы, делали декорации. В каждом доме, каждому члену семьи находилось свое занятие и своя роль. С тех пор кукла прочно вошла в нашу жизнь и заняла свое достойное место.
Реализация проекта началась с открытия творческой мастерской по созданию театральных кукол.
В нашем классе мы предложили ребятам сделать кукол для домашнего театра из различные остатков тканей, фетра, а также из пластиковых стаканчиков, наклеенных на них изображений главных героев сказки. Ребята с удовольствием выполняли эту работу. И очень скоро куклы для театра были готовы.
2.2. Сценарий спектакля.
Театральная народная культура пережила за столетия своего развития немало взлетов и падений, сегодня на волне подъема культура приобретает неоценимое значение. Поэтому важно определить истоки культуры, выяснить основные традиции, показать процесс взаимовлияния национальных культур. Обычаи и обряды, бытовавшие на Руси, уходят своими корнями в те далекие времена.
Мы решили создать детский спектакль – сказку, опираясь на нашу самобытную культуру. Попытались найти алгоритм создания спектакля. Оказалось, что конкретного алгоритма создания спектакля не существует. Каждый раз это поиск.
Созданием сценария мы занимались на занятиях кружка «Я- исследователь». Сказка создавалась по принципу «снежного кома»: один человек начинает сказку, другой подхватывает ее и продолжает. К концу занятия сказка была готова, осталось только записать ее на бумагу.
2.3. Подготовка к постановке спектакля.
И вот все готово, а сколько подготовительной работы потребовалось для спектакля: смастерить кукол, декорации, оформить сцену.
Мы решили начать с известных сказок «Курочка Ряба», «Три поросёнка», «Красная шапочка». В интернете мы нашли аудиозаписи этих сказок и разучили движения главных героев и попробовали их сыграть. И начались репетиции, представления. Мы работали дружно, весело и с большим интересом, поэтому наш театр получился очень красивым, а представление понравилось всем зрителям. Было сложно отработать навыки движения куклы за ширмой, физические действия. Свои недочеты мы рассматривали на видеозаписи и пробовали исправить. Многие ребята подходили и спрашивали, как мы сделали куклы, а мы с удовольствием делились своими знаниями и умениями.
Нас пригласили выступить перед ребятами в школе, значит наш труд - не напрасен. В дальнейшем мы планируем создавать новые куклы для театра, осваивать новые техники их изготовления и устраивать театральные представления. Ведь театр кукол, созданный своими руками, – не менее интересное увлечение, чем компьютерные игры, и хорошее средство раскрытия своего таланта и способностей в творчестве.
Лучшая игра на свете,
Когда в неё играют дети.
Театр – сказки уголок
Веселый для детей урок.
Глава III. Заключение.
Наша гипотеза подтвердилась, мы смогли сделать свой кукольный театр и показать театральные постановки.
Все дети любят спектакли. Им нравится не только смотреть представление, но и самим быть артистами. Работая над проектом, мы узнали, что театр кукол — особый вид театрального представления, в котором вместо актеров действуют куклы. Куклы в нашем театре, декорации и ширма - особенные, сделанные своими руками. В отличие от телевизионных передач и компьютерных игр, театральная постановка не только реально видима, но и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать. Театр - искусство коллективное. У каждого из нас была своя роль и свои обязанности, с которыми мы успешно справлялись. За время работы наш театральный коллектив стало очень сплоченным и дисциплинированным. Мы научились работать с книгами и находить нужную информацию в интернете. Мы были художниками и дизайнерами, режиссёрами и актёрами - кукловодами. Играя с куклами за ширмой, даже самый застенчивый из нас почувствовал себя более свободным и уверенным. Нам удалось создать свой театр кукол и организовать представление, а это значит, что цель, поставленная нами в начале проектной деятельности, – достигнута.
Список использованных источников информации:
1. Авдеев А. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. Л. – М.
2. Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М., 2001.
3.Электронная Интернет-энциклопедия «Википедия». http://ru.wikipedia.org/wiki
4. Греф А. «Техника театра кукол». Издание Всероссийского Центра художественного творчества, 2003г.
5.Дангворт Р. « Домашний кукольный театр» Издательство «Росмэн» 2005г.
6.http://images.yandex.ru/ (театральные куклы)
7.http://ru.wikipedia.org/wiki (кукольный театр)
8.http://www.liveinternet.ru/ (история театра кукол).