Название работы:
Использование ИКТ в начальной школе. Автор: Березикова Светлана Михайловна. Работа №119124
Дата публикации:
19.12.2019
Автор:
Березикова Светлана Михайловна
Номинация:
конкурс работников образования
Описание:
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.
Работа:
КГБОУ Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат
Выступление на методическом объединении учителей
Тема: Использование ИКТ в начальной школе
Березикова С.М.
учитель начальных классов
Новоалтайск 2019
В современном обществе авторитет педагога напрямую зависит, насколько он умеет пользоваться компьютером, знает новые программы, Интернет и вообще владеет новинками прогресса. Поскольку часто ученики во многом обгоняют своих учителей в этой сфере знаний и жизни. В конечном счете, мы должны выйти на то, чтобы при подведении итогов, проведении аттестации учителей, этот фактор был одним из ключевых при принятии решения, продолжать ли трудовые отношения с учителем или все-таки нет. Потому что это не просто уровень знаний и профессионализма, это уровень общей культуры и требования современного общества.
В связи с этим, тема моего выступления Использование ИКТ в начальной школе является актуальной и востребованной в настоящее время.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2011 года поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ.
Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.
Высказывание академика А.П. Семенова Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы, должно стать определяющим в работе каждого учителя.
Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникационных технологий.
О целесообразности использования ИКТ в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим. Неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки; если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности, элементом ее культуры.
Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:
- повысить мотивацию обучения;
- повысить эффективность процесса обучения;
- способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, воспитанников;
- совершенствовать методики проведения уроков;
- своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
- планировать и систематизировать свою работу;
- использовать как средство самообразования;
- качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).
Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:
- использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование в своей работе Интернет-ресурсов и т.д.)
- проведение урока с использованием ИТ, (применение ИТ на отдельных этапах урока, использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями);
- осуществление проектной деятельности младших школьников с использованием ИКТ.
Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь Не навреди!
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся воспитанников, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должны быть четко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Требования предъявляемые к учителю, работающему с использованием ИТ:
- владеть основами работы на компьютере,
- иметь навыки работы с мультимедийными программами,
- владеть основами работы в Интернете.
Основные возможности использования ИКТ, которые помогут учителю создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала:
- создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
- создание презентаций на определенную тему по учебному материалу;- использование готовых программных продуктов;
- поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке уроков, внеклассного мероприятия, самообразования;
- создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;- создание текстовых работ;
- обобщение методического опыта в электронном виде.
Уроки, проводимые с использованием ИКТ в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект. Особенно это касается мультимедийных уроков.
Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.
Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли своими словами, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
Мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.
Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением
Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа-среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при подключении органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, демонстрационный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
-для обозначения тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса;
- как сопровождение объяснения учителя - могут использоваться созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, создающие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации.- как информационно-обучающее пособие- в обучении особенный акцент сегодня ставится на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор в процессе учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку
- для контроля знаний - использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке.
Можно выделить следующие особенности данной технологии:
- качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, четким и цветным изображением на экране;
- повышение уровня использования наглядности на уроке;
- повышение производительности урока;
- установление межпредметных связей;
- преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи программного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся;
- изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.
Использования ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.
Таким образом, мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся.
А теперь хотелось бы поделиться своим опытом использования ИКТ.
Одной из простых компьютерных программ пакета Microsoft Office является Power Point. Оформленные с помощью презентаций конспекты становятся более наглядными и систематизированными. Мультимедийные презентации я использую практически на всех предметах (русский язык, чтение, математика), а так же при проведении классных часов и внеклассных мероприятий.
На уроках закрепления и обобщения знаний я стараюсь использовать готовые электронные продукты. Это диски с программно-методическими комплексами, которые содержат систему тестов и контрольных заданий. Они позволяют в игровой форме закрепить и обобщить теоретические знания обучающихся воспитанников по разным предметам на практике, а так же за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Большая заслуга мультимедийных курсов и в том ,что благодаря ним дети приобретают навыки работы с тестами и ,конечно же, навыки работы на компьютере.
В своей работе с детьми я стараюсь использовать ресурсы Интернет в полном объёме. Во-первых, это творческие задания по созданию рефератов, выступлений, докладов, что предполагает поиск нужной информации в Интернете.
Во-вторых, занятия с детьми во внеурочное время в ИЦШ, а именно знакомство с детскими развлекательно-познавательными сайтами, на которых дети находят различные конкурсы, викторины, кроссворды, ребусы, загадки. Использование компьютерных технологий позволяет вовлечь детей в активную работу и заразить их стремлением овладеть компьютерной грамотностью.
Компьютер стал неотъемлемой частью моей работы. Я использую его и в подготовке к урокам, и для самообразования, и для обобщения опыта работы в электронном виде.
Современные технологии шагнули далеко вперёд, теперь не составляет большого труда найти в Интернете нужную информацию, скачать презентацию к уроку, обменяться опытом с коллегами по всей России.
Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.
Но для внедрения ИКТ в учебную деятельность необходимо переоснащение кабинетов начальной школы. В каждом классе должен быть, как минимум один компьютер и интерактивная доска. Пока нам приходиться приспосабливаться, меняться кабинетами, переходить в кабинет ИЦШ, что доставляет массу неудобств. Я уверенна, учителя начальных классов готовы использовать в своей работе современные технологии, но для этого им должны создать все необходимые условия.
Скачать работу
Выступление на методическом объединении учителей
Тема: Использование ИКТ в начальной школе
Березикова С.М.
учитель начальных классов
Новоалтайск 2019
В современном обществе авторитет педагога напрямую зависит, насколько он умеет пользоваться компьютером, знает новые программы, Интернет и вообще владеет новинками прогресса. Поскольку часто ученики во многом обгоняют своих учителей в этой сфере знаний и жизни. В конечном счете, мы должны выйти на то, чтобы при подведении итогов, проведении аттестации учителей, этот фактор был одним из ключевых при принятии решения, продолжать ли трудовые отношения с учителем или все-таки нет. Потому что это не просто уровень знаний и профессионализма, это уровень общей культуры и требования современного общества.
В связи с этим, тема моего выступления Использование ИКТ в начальной школе является актуальной и востребованной в настоящее время.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2011 года поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ.
Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.
Высказывание академика А.П. Семенова Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы, должно стать определяющим в работе каждого учителя.
Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникационных технологий.
О целесообразности использования ИКТ в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим. Неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки; если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности, элементом ее культуры.
Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:
- повысить мотивацию обучения;
- повысить эффективность процесса обучения;
- способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, воспитанников;
- совершенствовать методики проведения уроков;
- своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
- планировать и систематизировать свою работу;
- использовать как средство самообразования;
- качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).
Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:
- использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование в своей работе Интернет-ресурсов и т.д.)
- проведение урока с использованием ИТ, (применение ИТ на отдельных этапах урока, использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями);
- осуществление проектной деятельности младших школьников с использованием ИКТ.
Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь Не навреди!
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся воспитанников, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должны быть четко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Требования предъявляемые к учителю, работающему с использованием ИТ:
- владеть основами работы на компьютере,
- иметь навыки работы с мультимедийными программами,
- владеть основами работы в Интернете.
Основные возможности использования ИКТ, которые помогут учителю создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала:
- создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
- создание презентаций на определенную тему по учебному материалу;- использование готовых программных продуктов;
- поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке уроков, внеклассного мероприятия, самообразования;
- создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;- создание текстовых работ;
- обобщение методического опыта в электронном виде.
Уроки, проводимые с использованием ИКТ в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект. Особенно это касается мультимедийных уроков.
Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.
Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли своими словами, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
Мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.
Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением
Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа-среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при подключении органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, демонстрационный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
-для обозначения тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса;
- как сопровождение объяснения учителя - могут использоваться созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, создающие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации.- как информационно-обучающее пособие- в обучении особенный акцент сегодня ставится на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор в процессе учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку
- для контроля знаний - использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке.
Можно выделить следующие особенности данной технологии:
- качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, четким и цветным изображением на экране;
- повышение уровня использования наглядности на уроке;
- повышение производительности урока;
- установление межпредметных связей;
- преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи программного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся;
- изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.
Использования ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.
Таким образом, мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся.
А теперь хотелось бы поделиться своим опытом использования ИКТ.
Одной из простых компьютерных программ пакета Microsoft Office является Power Point. Оформленные с помощью презентаций конспекты становятся более наглядными и систематизированными. Мультимедийные презентации я использую практически на всех предметах (русский язык, чтение, математика), а так же при проведении классных часов и внеклассных мероприятий.
На уроках закрепления и обобщения знаний я стараюсь использовать готовые электронные продукты. Это диски с программно-методическими комплексами, которые содержат систему тестов и контрольных заданий. Они позволяют в игровой форме закрепить и обобщить теоретические знания обучающихся воспитанников по разным предметам на практике, а так же за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Большая заслуга мультимедийных курсов и в том ,что благодаря ним дети приобретают навыки работы с тестами и ,конечно же, навыки работы на компьютере.
В своей работе с детьми я стараюсь использовать ресурсы Интернет в полном объёме. Во-первых, это творческие задания по созданию рефератов, выступлений, докладов, что предполагает поиск нужной информации в Интернете.
Во-вторых, занятия с детьми во внеурочное время в ИЦШ, а именно знакомство с детскими развлекательно-познавательными сайтами, на которых дети находят различные конкурсы, викторины, кроссворды, ребусы, загадки. Использование компьютерных технологий позволяет вовлечь детей в активную работу и заразить их стремлением овладеть компьютерной грамотностью.
Компьютер стал неотъемлемой частью моей работы. Я использую его и в подготовке к урокам, и для самообразования, и для обобщения опыта работы в электронном виде.
Современные технологии шагнули далеко вперёд, теперь не составляет большого труда найти в Интернете нужную информацию, скачать презентацию к уроку, обменяться опытом с коллегами по всей России.
Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.
Но для внедрения ИКТ в учебную деятельность необходимо переоснащение кабинетов начальной школы. В каждом классе должен быть, как минимум один компьютер и интерактивная доска. Пока нам приходиться приспосабливаться, меняться кабинетами, переходить в кабинет ИЦШ, что доставляет массу неудобств. Я уверенна, учителя начальных классов готовы использовать в своей работе современные технологии, но для этого им должны создать все необходимые условия.
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
