Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Виды подчинительной связи в словосочетании. Автор: Киселева Анастасия Владимировна. Работа №142004

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Конкурс профессионального мастерства: Мой лучший урок
Описание:
Здравствуйте! Я молодой специалист и разрабатывала этот урок для районного методического объединения.
Работа:

План урока в 7 классе «Виды подчинительной связи в словосочетании»

Ход урока

Организационный момент.

Перед разминкой предлагаю вам видеофрагмент.

Просмотр видео

Сегодня на уроке мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой, а так же поможет выполнить задание 4 из экзаменационной работы в 11 классе.

На предыдущих уроках у нас проходил конкурс на самый интересный текст с использованием слов из нашего орфоэпического словарика. Я выбрала один лучших текстов и приглашаю ____________ прочитать свой текст. А все остальные следят, чтобы не было допущено ни одной ошибки.

Тема урока, постановка целей. 

- Попробуйте сами определить тему урока, прочитав слова:

Слайд 1. Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко, малиновое варенье, варенье из малины, быстро приготовить

Что это такое?

Ученики определяют тему – «Словосочетание».

Слайд 2. В качестве эпиграфа к уроку, хочется обратиться к словам А.С. Пушкина:

«... Язык неистощим в соединении слов».

Почему именно эти слова я взяла эпиграфом к уроку? Как вы их понимаете?

Верно! Молодцы!

II. Стадия вызова.

Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; чем сочинительные словосочетания отличаются от подчинительных, иметь представление о том, что такое грамматическое значение.

Итак, обобщим имеющиеся знания.

1. Прием «Свободное письмо».

Перед вами таблица «Знаю - хочу знать – узнал». Запишите в первую графу «ЗНАЮ» все, что вы знаете о словосочетании.

2. Работаем в паре. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом.

3. Проверка работы с таблицой «Знаю – Хочу знать – Узнал».

Итак, проверим!

Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. ПРОГОВОРИТЬ!!!

Слайд 3.

 Знаю

Хочу знать

Узнал

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

 

 

 

Учитель: Откуда у вас сведения о словосочетании?

Ответы учащихся:

-Прочитал в учебнике, книге.

-Слышал раньше от учителя.

-Узнал от одноклассника и др.

Учитель: Таким образом, источниками нашей информации стали: книги, рассказы взрослых.

Катя подготовила для вас небольшую историческую справку о словосочетании.

 Как в  «Российской грамматике» М.В. Ломоносов раскрывает тему «Словосочетание».

Изучение словосочетаний имеет большую историю. Так ещё в первом синтаксисе АпполОния ДИскола ставилась задача уразуметь, как из отдельных слов образуются предложения. АпполОний ДИскол называет принцип сочетаемости слов – семантика. Российская грамматика» впервые была опубликована в 1757 году. «Российская грамматика» состоит из шести «наставлений», в которых Ломоносов излагает свои взгляды на теорию; историю языка; описывает учение о частях речи, называя их «частями человеческого голоса»; учение о звуках русской речи; синтаксис словосочетания. Главным объектом синтаксиса считает словосочетание Ломоносов, называл их «сочинения слов» (в значении соединения).

Спасибо! Замечательно!

Итак, мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому приступим к следующему заданию.

4. Прием объединения в блоки. Теперь поработаем в группах по 4 человека.

В вашем рабочем листе это 1 задание.

Слайд 4. Обсудите в группе данные словосочетания. Определите части речи слов в словосочетании, запишите их, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты. (ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ БУДЕТЕ ДЕЛИТЬ?ПО ГЛАВНОМУ СЛОВУ)

Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко, малиновое варенье, варенье из малины, не слишком поздно.

- По каким признакам можно было объединить словосочетания?

Слайд 5.

Итак, проверим

 

Слайд 6

Теперь давайте составим кластер. Как называются словосочетания с главным словом существительным? Глаголом? Наречием?

Виды словосочетаний по главному слову: именные, глагольные, наречные

А можно было разделить по зависимому слову? Можно. Разделите

по зависимому слову:  

Слайд 7

Проверим, что у вас получилось.

 

- Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком?

(Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные, в третьем - наречные. Объединение по зависимому слову незнакомо.)

- Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.

- С типами таких связей мы и познакомимся сегодня на уроке.

- Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».

 Знаю

Хочу знать

Узнал

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?

 

 

2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

 3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?

 

 

 

 

Давайте попробуем сформулировать тему урока. Запишите ее на рабочих листах.

Слайд 8.

«Виды подчинительной связи в словосочетании»
- Предположите, каких целей должны достигнуть на уроке. Проводится целеполагание.

 

III. Стадия осмысления.

- Переходим к главному источнику информации. Он поможет нам ответить на вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся у нас сведения, расширить категории информации. Наш главный источник – текст § 4.

1. Самостоятельно познакомьтесь с теоретическим материалом.

Прием «Пометки на полях» (Инсерт).

Слайд 9.

Прочитайте материал § 4 на стр. 277-278.

Сделайте пометки на полях:

«+» - если считаете, что это вам известно;

«-» - если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;

«!» - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

Вопросы к классу:

1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?

2. Какую новую информацию вы получили?

3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?

2. Прием Таблица «Знаю – хочу знать — узнал».

Теперь запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре.

Проверка колонки «Узнал».

Слайд 10.

В ходе чтения параграфа таблица заполняется так:

Читаем 1 пункт, записываем

 

Знаю

Хочу знать

Узнал

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объеди-ненных по смыслу и грамматически.

 

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

 

 

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?

 

 

  

2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

  

 

3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?

 

 

Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного).

Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного).

Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола). 

 

 - Как вы думаете, почему так называются виды связи?

(Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление – так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.)

Вклейте таблички, в которых мы работали в тетрадь по теории.

А теперь на несколько минут перенесемся в Театр пантомимы. Вставайте! Я предлагаю вам ребята поработать в парах. Одна пара показывает тип связи, а другая должна его отгадать.

Как здорово! Молодцы!

3. Пришло время закрепить полученные знания!

Пользуясь алгоритмом, необходимо определите способ подчинительной связи в словосочетаниях. В ваших рабочих листах это второе задание.

Слайд 11

 

Алгоритм определения 
способов связи в словосочетании

 

Слайд 12.

 

Тетрадный лист -

налетел внезапно -

насвистывая песенку -

синяя ручка -

очень красивый -

тюбик клея -

Индивидуальное задание для Артура

Отлично! Молодцы!

4. Практическое закрепление знаний.

Следующее задание работа с текстом.

Слайд 13.

О книгах.

Книга прочитана, а ты как будто живёшь в окружении героев, очень радуешься и печалишься вместе с ними.
Книги раздвигают границы времени и доносят до нас рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших...

-Докажите, что перед вами текст.

Исследование текста. Выпишите из текста по 1 примеру на каждый вид связи. Проверка.

Вы молодцы!

Закрепление. Теперь посмотрим, как выглядит это задание в экзаменационной работе в 9 классе. Под каким номером это задание?

Попробуйте самостоятельно выполнить.

Слайд 14.

Сложно ли выполнить это задание?

 

IV. Стадия рефлексии.

Что узнали о способах связи слов в словосочетании?

- Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании?

- Как вы это делали?

- Для чего нам это надо знать?

- Где будем использовать полученные знания?

- Что было легко?

- Что вам помогало в работе?

-Как вы думаете, из каких источников можно получить ответы на интересующие вас вопросы?

Ответы учеников:

-Интернет.

-Учебные пособия.

На уроке главным источником информации был текст параграфа, с которым вы будете еще работать на следующих уроках.

- Интересен ли был вам сегодняшний урок?

- Как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей? Если нет, то почему?

Слайд

V. Домашнее задание.

Стр 277, упр 20

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×