Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

урок литературы в 5 классе. Автор: Коржева Галина Анатольевна. Работа №189874

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Актерское мастерство
Описание:
Это открытый урок литературы в 5 классе на тему:« Лирический сюжет о двух Алёнушках». Отражение темы родины в пейзажных стихотворениях Д.Кедрина и А.Прокофьева.
Работа:
Коржева Галина Анатольевна
Учитель русского языка и литературы
Класс: 5
Предмет: литература
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2012 г
Название раздела, темы: Писатели и поэты 20в. о Родине, Родной природе и о себе.
Тема мероприятия: Лирический сюжет о двух Алёнушках. Отражение темы родины в пейзажных стихотворениях Д.Кедрина и А.Прокофьева.
Цели урока: 1) Образовательная: знакомство со стихотворениями А. А. Прокофьев. Аленушка (Пруд заглохший весь в зеленой ряске...), Д. Б. Кедрин. Aлeнyшкa (Стойбище осеннего тумана...) краткой биографией поэтов, идейно-художественный смысл стихотворений .
2) Развивающая: создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь); развитие творческих способностей.
3) Воспитательная: содействовать формированию патриотических чувств; содействовать развитию интереса к изучению литературы.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с краткой биографией поэтов, с тематикой и идейно-художественным содержанием их стихотворений, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Метапредметные УУД:
-результативные: организация рабочего места, принятие учебной цели, целеполагание;
-познавательные: планирование, сравнение, обобщение, анализ, синтез;
- коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
-межпредметные: связывать между собой и обобщать предметные знания по литературе, истории, краеведению,изобразительное искусство.
- надпредметные: отвечать на вопросы и решать задачи непродуктивного характера, формулировать гипотезы, выделить главную мысль, создавать проекты.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности ценить свою Родину. На примере отношения поэтов к Родине прививать у детей чувство патриотизма.
Средства обучения: компьютер, учебник, раздаточный материал.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Психологический настрой детей на урок.
-Здравствуйте, пожелаем друг другу успеха на уроке, улыбнитесь и мы начинаем.1мин.
2. Определим тему урока. Звучит лирическая музыка.
Почему прозвучала эта мелодия? Произведение какого рода литературы мы будем изучать? (лирика) Почему вы так думаете?
А теперь послушайте строки. Какое произведение ? (Сказка Аленушка и братец Иванушка
Выплынь, выплынь на бёрежок.Огни горят горючие,Котлы кипят кипучие,Ножи точат булатные,Хотят меня зарезати!
Она ему из воды отвечает:
Ах, братец мой Иванушка!Тяжел камень ко дну тянет,Шелкова трава ноги спутала,Люта змея сердце высосала!
Посмотрите на слайд.
Нам сказки бабушка читала
Про беззаботного Емелю,
Про Золушку простую,
Про рыбку золотую
И про бессмертного Кащея…
Но лишь одна пришлась по сердцу.
Нам эта сказка часто снится,
Мы очень любим слушать,
Как братика Ванюшу
Спасает старшая сестрица…
Такое прекрасное имя!
В нём тайна Российской земли.
Волшебники в призрачном дыме
Из сказки его принесли.
В нём то, что нам душу тревожит,
Лишая покоя и сна.
В нём нежность до боли, до дрожи,
Тепло, что приносит весна.
-Какое греческое имя имел в виду поэт?
(Алена)
Происхождение изначение.Алена– одно из самых красивых женскихимен. Оно происходит от древнегреческого Хелене, что в переводеозначаетсветоч, факел, сияющая, солнечная. Древние племена назывались Аленами.
Картина В. М. Васнецова Аленушка
Нарисовал художник Васнецов
Простую, но прекрасную картину:
Сидит Аленушка на берегу,
Печально вглядываясь в тину…
Ребята, вспомните другие произведения искусства, которые имеют такое же название. (картина Аленушка)
-А кто написал эту замечательную картину? (известный художник В.М.Васнецов).
-Как называется эта картина? (Аленушка) (Рассказ о картине)
Литература и изобразительное искусство (ученик)
Картина Аленушка создана В. М. Васнецовым в 1881 г. в Абрамцеве (усадьбе близ города Сергиева Посада). Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее.
Зачем пришла васнецовская Аленушка на глухое лесное озеро? Может быть, выплакать свое неизбывное горе, может быть, позвать на помощь силы природы... На картине видно, какие у нее остановившиеся, зачарованные глаза, словно она увидела что-то тайное, неведомое в своей душе; она всматривается не в озеро, а в глубь собственного мира, слушает свое сердце. Рот ее слегка приоткрыт, будто слова только что слетели с ее губ. С кем, какой разговор она ведет? Может быть, она только что проговорила слова какого-то древнего заклинания?
У девушки босые загорелые ноги, которые вместе с камнем отражаются в воде озера. Над головой Аленушки, на ветке ели, сидят ласточки. Этим символом (как известно, ласточки символизируют надежду) художник уравновешивает полный тоски образ героини, дает надежду на счастливый финал старой русской сказки.
Работа с репродукцией картины В.Васнецова Аленушка (работа в парах).
Исследовательское задание №1:Сейчас вам придётся поработать в качестве реставраторов текста, представляющего собой описание картины. Внимательно рассмотрите картину русского художника В. М. Васнецова Алёнушка и вставьте пропущенные слова в приведённый ниже текст.
На картине художника В. М. Васнецова изображена бедная крестьянская девушка________________, которая пришла к лесному _____________, чтобы поделиться с ним своим горем. Тёмный густой ______________окружает зелёную полянку. Алёнушка сидит на большом - валуне, обхватив тонкими рукамии склонив _____
_____. Каштановые ____________ небрежно падают вниз, едва не доставая камня. Она в простом крестьянском __________________, голубая кофта поблёкла от __________ и непогоды. Взгляд девушки прикован к ______________ глади озера. В мутной воде чуть виднеется _________________ Алёнушки. В воде тускло отражается ___________________, тесно обступивший большие камни, и _____________________, наклонившиеся над озером.
____________________ медленно плавают поодиночке, а иногда и вместе, плотно прижимаясь
друг к другу, словно не хотят расставаться. За _______________Алёнушки виден лес. Он стоит мрачно и безмолвно, как будто в темноте его скрывается какая - то ______________ . Особенно красивы __________________. Они стройно тянутся вверх, словно стремятся достичь недосягаемой высоты _______________. Только осинки роняют жёлтые _______________, будто слезинки. Уже вечереет. Солнце вот - вот скроется. Лёгкие облака _____________ по серому небу. На ветке, над самой головой бедной сиротки сидят ______________. Они поют свои _________________, как будто хотят развеселить Алёнушку, отвлечь её от грустных мыслей. __________________ притихла и как бы сочувствует Алёнушке.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
- Какие чувства вызвала у вас эта картина?
Вывод: Автор не передает сказочный сюжет, а раскрывает эмоциональный образ героини русских народных сказок. (слайд)
- Какая природа ее окружает?
- Видели ли вы такие уголки природы? Где их можно увидеть?
- Можно ли образ Аленушки считать символом? Если да, то что он символизирует?
-Картины природы я могу отнести к понятию родная природа, а родная природа - это ….. (моя Родина)
Домашнее задание: создать литературный жучок на тему Родина Что у вас получилось? Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне. Каково оно? ( Это что-то близкое, родное, свое по рождению, по духу)
– Что для вас понятие Родина? Вы убедились: это понятие очень широко, слово Родина многозначно. Заглянем в словарь Ожегова.
Родина, -ы, ж. (таблица)
1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.
2. Место рождения, происхождения кого-н., возникновения чего-н..: Москва – его родина. Индия – родина шахмат.
Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины
-И еще одну загадку вам загадаю
В ней найдя сравненье с родиною милой,
Написать стихи решили два поэта.
Но в названьях снова указали
Имя необычное вот это.
-Какое имя использовали поэты? (Аленушка)
3.Актуализация темы урока
- Значит, про какие стихотворения пойдет речь на уроке? (Про стихотворения Аленушка)
- Свою любовь, свои чувства к Родине каждый выражает по-разному: художники через картины, композиторы через музыку, писатели через произведения, а поэты через стихи.
Сегодня на уроке мы познакомимся с одноименными произведениями стихотворениями о природе Дмитрия Борисовича Кедрина и Александра Андреевича Прокофьева Аленушка.
4. Определение темы урока.
попробуйте определить тему сегодняшнего урока( Образ родины в стихах о природе)
Постановка целей к уроку.
На этом уроке мы прослушаем, проанализироуем и сопоставим два стихотворения: Алёнушка Д. Кедрина и Алёнушка А. Прокофьева.
- Ещё важно, что мы будем сравнивать лирические произведения. Давайте вспомним, что отличает лирические произведения от произведений других родов литературы? Что изображается в лирике?
(Мысли и чувства автора, героев)
- Как вы думаете, почему эти стихотворения можно сопоставить? А почему мы начали наш разговор с картины Аленушка
(Одинаково называются)
- Можно предположить, что образ Алёнушки будет описан авторами одинаково. Тогда зачем сравнивать? (Выяснить чувства, авторскую позицию одного и другого поэта)
5. Подготовка к сопоставительному анализу произведений А. А. Прокофьев. Аленушка (Пруд заглохший весь в зеленой ряске...). Д. Б. Кедрин. Аленушка (Стойбище осеннего тумана.)
Работа со стихотворением А. Прокофьева. Актёрское чтение (читает ученица).
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (автор с любовью и нежностью описывает образ, знакомый нам с детства по сказкам)
- Какую картину вы видите в этом стихотворении? (слайд) (пруд, Аленушка, кукушка, солнце, тропинка)
- Какие строки стихотворения совпадают с изображенным на картине Васнецова?
- Чем образ Аленушки у Прокофьева отличается от образа Аленушки у Васнецова?
На картине Васнецова у девушки на голове нет венка, нет тополиного пуха на платье, нет сосны, тропинки и солнечных лучей, отражающихся в воде. Своими собственными дополнениями поэт хотел выразить надежду на счастье, на солнечные дни для Аленушки.
- Итак, что перед нами: описание картины или самостоятельное произведение?
- Какие сходства, различия с предыдущими произведениями вы видите? (Сходства: пруд заглохший, мертва вода и пр. Различия: венок, тополиный пух, тропинка, солнечные лучи)
- Похожа ли цветовая гамма картины Васнецова на цветовую гамму стихотворения Прокофьева? (зеленаяряска,красныегвоздики,белыелилии,синееплатье,золотыеобручи света.)
Аленушка Прокофьева на первый взгляд посвящена описанию и осмыслению картины Васнецова. Поэт включает в стихотворение детали, будто бы отражающие содержание картины: пруд заглохший (на картине перед нами не пруд, а лесное озеро, судя по изображенной растительности и валунам моренного происхождения), тростник качается (рогоз), мертва вода (очевидно, этот эпитет связан с неподвижностью воды). В то же время Прокофьев по-своему словно дорисовывает картину, пишет о том, чего на картине нет, например, o венке на голове или в руках у Аленушки:
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел,
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
. . . . . . . .
Но кукушка на сосне кукует
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.
-С помощью каких изобразительно-выразительных средств поэт рисует картины природы?
6.Исследовательское задание №2. Заполнение таблицы (работа в парах)
Изобразительно – выразительное средства
Примеры
Сравнение
Трава …знать не хочет, что мертва вода, тростник качается, шумит
Эпитет
совсем как в сказке милая Аленушка сидит,
Метафора
пруд заглохший, золотые обручи, милая Аленушка, красен от гвоздик, от лилий бел
Олицетворение
солнце щедро…золотые обручи кладет.
- Сверим ваши ответы с ответами на слайде. Где возникли затруднения?
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
Вывод:А.А. Прокофьев будто дорисовывает картину, добавляя свои яркие неповторимые эпитеты. Таким образом, мы видим, как настроение произведения в корне изменилось.Автор иначе раскрывает эмоциональный образ героини. Он приобретает надежду на счастье. Лейтмотивом проходит идея восхваления родных земель, природы, Родины
- Давайте выразительно прочитаем стихотворение.
7.Физкультминутка Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
8. Работа со стихотворением Д. Кедрина. Актёрское чтение (слушание).
- Каким настроением пронизано стихотворение Д. Кедрина? (нежность, любовь к Родине, гордость за нее, приподнятое настроение)
- Какие картины вы представили?
- Какие строки стихотворения показывают, что оно перекликается с сюжетом картины Васнецова?
- Какой мы увидели Алёнушку в этом стихотворении?
- Все ли слова понятны?
9.Исследовательское задание №3: к словам в левой колонке подберите лексическое значение, приведенное в правой колонке.
Стойбище
большой нож, который обычно носят за голенищем сапога
Вотчина
Разбойники
Лихая сила
становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое время
Нетленная краса
изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес
Околица
на Руси наследственное земельное владение
Ножичек сапожный
вечная красота, которая не истлевает, не умирает
- Какие средства выразительности использует поэт?
- Сверим ваши ответы с ответами на слайде. Были ли у вас затруднения?
-Почему поэт называет Родину неяркой? (слайд)
-Стихотворение Кедрина совсем не похоже на описание картины Васнецова. Поэт обращает это стихотворение к образу Родины неяркой, сравнивает ее со стойбищем осеннего тумана, с вотчиной ночного соловья, с царевной Несмеяной. Кедрин говорит, что Родина не один раз подвергалась нападению, но все вынесла и снова поет песню Аленушки. Можно сделать вывод, что, глядя на картину Васнецова, поэт не представляет себе конкретную девушку, а видит в героине картины образ Родины. Из истории написания стихотворения: стихотворение Алёнушка было написано Дмитрием Кедриным во время Великой Отечественной войны, когда Кедрин работал во фронтовой газете 6-й воздушной армии Сокол Родины.
Что добавляет этот факт к пониманию стихотворения?Знаю, что не раз лихая силаУ глухой околицы в лесуНожичек сапожный заносилаНа твою нетленную красу.
Вывод: Поэт видит в героине картины образ Родины
- Давайте выразительно прочитаем стихотворение.
4. Сопоставление стихотворений.
- Мы прочитали оба стихотворения. Что их объединяет?
- Почему для обоих поэтов картина В.М. Васнецова стала символом Родины?
- Чем отличаются стихотворения?
- Чьё чтение стихотворения понравилось? Почему?
10. Задания по группам.
1
Поэт
Кедрин
Прокофьев
2
Тема
Родина
Родная природа
3
Идея
Выразить любовь к Родине
Родная природа
4
Является ли словесным пересказом?
Нет. Стихотворение Кедрина совсем не похоже на описание картины Васнецова
Да. Но Прокофьев по-своему словно дорисовывает картину.
5
Схожесть
Общее название. Посвящены Родине, написаны под влиянием картины Васнецова. Одинаковое количество строф (четверостиший), одинаковый способ рифмовки (перекрестная)
6
Различие
Дмитрий Кедрин прямо обращается к малой Родине.
Александру Прокофьеву словами удалось не просто описать картину Васнецова, а оживить её.
— Можно ли считать стихотворения двух поэтов словесным пересказом картины Васнецова?
Стихотворения Д. Б. Кедрина и А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова Аленушка. Это два близких по настроению, но разных по содержанию стихотворения. Схожесть их в том, что они посвящены родной природе и Родине и были написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. У этих стихотворений одинаковое количество строф (четверостиший), одинаковый способ рифмовки (перекрестная), одинаковый ритм (хорей).
Тем не менее одни и те же явления и события по-разному отражаются в сознании разных людей. Художник по-своему осмысливает действительность, пропускает ее через себя. Дмитрий Кедрин и Александр Прокофьев по-разному выразили свои впечатления от картины Васнецова Аленушка, передав в своих стихотворениях любовь к родной земле.
-Почему оба поэта обращаются к образу Алёнушки, сказочной героини?
Выводы:Дмитрий Кедрин прямо обращается к малой Родине, связывая её образ со сказочными персонажами, вспоминая царевну Несмеяну, Алёнушку. Поэт говорит о терпеливости и смирении, стойкости и богатстве родной земли, гордится её традициями, говорит о связи поколений.
Александру Прокофьеву словами удалось не просто описать картину Васнецова, а оживить её. В печальном образе девочки-сиротки он увидел вечный сказочный образ Алёнушки и дал читателю почувствовать надежду на счастливый конец сказки, на продолжение жизни, оживив заглохший пруд золотыми лучами щедрого солнца.
Образы народных сказок всегда близки душе русского человека, напоминают о родной земле, малой родине, о детстве, о связи поколений.
Синквейн на тему " Аленушка"
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Происходит от французского слова 5. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк:
– тема существительное,
– два прилагательных, которые по твоему мнению подходит к теме существительного,
– три глагола по теме,
– осмысленная фраза на данную тему,
– резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).
11.Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу. Что понравилось, запомнилось на уроке? Чему научились? Кому бы из ребят вы сказали спасибо за урок?
- Какое стихотворение вам понравилось больше? Почему?
-С чем с удовольствием поделитесь с друзьями?
12. Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений: Аленушки Д. Б. Кедрина или Аленушки А. А. Прокофьева.
8
Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×