Рекомендации по составлению методических разработок. Автор: Рекомендации по составлению методических разработок ☼. Работа №252383
Муниципальный орган
«Управление образования городского округа Краснотурьинск»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Рекомендации по составлению методических разработок
Автор-составитель:
Белицкая Наталия Юрьевна
методист
ГО Краснотурьинск, 2021
Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней
Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.
Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагога или качества подготовки по образовательным программам.
Методическая разработка может представлять собой:
Разработку конкретного занятия;
Разработку серии занятий;
Разработку темы программы:
Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;
Разработку общей методики преподавания предметов;
Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:
Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
Определить цель методической разработки.
Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
Составить план и определить структуру методической разработки.
Определить направления предстоящей работы.
Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей:
определение форм и методов изучения содержания темы;
раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы образовательной программы;
описание видов деятельности педагога и обучающихся;
описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;
осуществление связи теории с практикой на занятиях;
использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.
Требования, предъявляемые к методической разработке:
Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным
..
Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.
Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания,
дидактические материалы
, планы
занятий
, инструкции, карточки схемы, тесты,
поуровневые
задания и т.д.)
Структура методической разработки:
Аннотация.
Содержание.
Введение.
Основная часть.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложения.
В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.
Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.
Основная часть может состоять из следующих разделов:
Характеристика темы;
Планирование, изучение темы;
Рекомендации по организации и методике изучения темы.
В характеристике темы указываются:
Образовательные цели и задачи темы;
Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;
Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;
Место и роль темы в курсе;
Связь с предшествующим или последующим материалом, а также
внутрипредметные
и
межпредметные
связи;
Дается дидактический анализ содержания материала;
Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;
Возможен сравнительный анализ качества
обучения по
предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.
Заключение: В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставил педагог, приступая к составлению методической разработки.
Оформление методической разработки:
Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт-14). Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов.
Объем основного содержания - не менее половины всей рукописи.
Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.
Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.
Оформление приложений
Если работа содержит иллюстративный материал, он должен быть связан с основным содержанием работы и помещен в приложении.
Приложения являются составной частью методической разработки и оформляются после списка литературы.
Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «приложение» и иметь содержательный заголовок.
Если в работе не одно приложение, их нумеруют последовательно арабскими цифрами (без знака №).
Приложениями могут быть анкеты и вопросники, дидактические и наглядные материалы, работы детей и т.д.