Аналитический отчёт о реализации плана работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и семьями «группы риска» за 2020 – 2021 учебный год. Автор: Тырина Анастасия. Работа №263435
Аналитический отчёт о реализации плана работы с семьями,
находящимися в социально опасном положении,
и семьями «группы риска» за 2020 – 2021 учебный год
В 2020 – 2021 учебном году ответственным по охране прав детства и материнства осуществлялось сопровождение всех участников образовательных отношений в рамках реализации плана работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и семьями «группы риска».
Основными направлениями работы являлись работа с педагогами, работа с родителями, психологическое сопровождение детей из семей социального риска, осуществлялось также межведомственное взаимодействие по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В процессе сопровождения данных категорий семей ключевыми видами деятельности ответственного по охране прав детства и материнства были профилактика, просвещение, диагностика, консультирование.
Целью организации консультативно – просветительской работы ответственного по охране прав детства и материнства, педагога – психолога в ДОО являлось создание условий для повышения психолого - педагогической компетентности педагогов и родителей в рамках реализации плана работы с семьями социального риска, а именно:
- актуализация и систематизация имеющихся знаний по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Просветительская работа с педагогами охватывалась в основном групповыми формами воздействий. Прежде всего, это лекции, семинары – практикумы, тренинги, групповые консультации, деловые игры, круглые столы и т.д.
Индивидуальное психологическое консультирование педагогов осуществлялось преимущественно по инициативе ответственного по охране прав детства и материнства. Результатом взаимодействия была выработка рекомендаций профилактического, пропедевтического и информативного характера в вопросах организации работы с семьями социального риска, в вопросах профилактики жесткого обращения с несовершеннолетними, нарушения их прав и законных интересов.
Эффективность работы ответственного по охране прав материнства и детства в ДОУ во многом зависела от правильно выбранных форм и методов работы с родителями при условии применения их в системе.
Формы работы ответственного по охране прав детства и материнства, педагога-психолога с родителями подразделяются на групповые, индивидуальные и наглядно-информационные.
Групповые форм работы ответственного по охране прав детства и материнства, педагога-психолога с родителями в МАДОУ «Детский сад № 4»:
- групповые консультации;
- родительские собрания;
- групповые беседы, лекции;
- занятия для родителей с элементами тренинга;
- родительский всеобуч.
Необходимо отметить, что в 2020 - 2021 учебном году в перечень мер, принятых в связи с коронавирусом (COVID-19), входили запреты и ограничения на массовые мероприятия.
В связи с данными обстоятельствами информация для родителей по вопросам воспитания и развития детей размещалась на сайте МАДОУ «Детский сад № 4» в разделе «Консультационный центр» https://ssvds4.ru/page/43
Темы презентаций, консультаций:
«
Рекомендации для заботливых родителей
»
«Родительские запреты»
«Что необходимо знать о развитии речи детей»
«Застенчивый ребёнок»
«Что обязательно нужно делать с ребёнком, чтобы воспоминания о детстве были яркими»
«Что делать, если ребёнок боится»
«Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка»
«Влияние телевизионных программ и компьютерных игр на психику ребёнка»
«Роль мамы в жизни малыша»
и т.д.
Основная цель – повышение психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.
Индивидуальные формы работы с родителями (законными представителями) воспитанников в 2020 – 2021 учебном году проводились в рамках индивидуальных консультаций, бесед.
Индивидуальное психологическое консультирование родителей осуществлялось в основном по инициативе ответственного по охране прав детства и материнства. Результатом взаимодействия была выработка рекомендаций профилактического, пропедевтического и информативного характера в вопросах воспитания и образования детей, в вопросах исполнения родительских обязанностей, соблюдения прав и учёт интересов несовершеннолетних.
К индивидуальным формам работы относится и такая форма, как беседа с родителями воспитанников по вопросам развития и воспитания детей, которая может происходить в холле, в группе детского сада. В отличие от индивидуального консультирования беседа с родителями является более кратковременной и решает менее сложные задачи. С данными категориями семей, как правило, профилактические беседы осуществлялись в моменты приема детей или вечером, когда родители их забирали.
От правильности выбора методов зависела эффективность работы ответственного по охране прав детства и материнства с родителями: установление контакта с членами семьи, доверительных отношений, выдвижение психологом верной гипотезы, рекомендации по развитию и воспитанию ребенка.
Наглядно-информационные формы работы с родителями играют роль опосредованного общения между ответственным по охране прав детства и материнства и родителями: оформление стендов; - памятки; - буклеты.
Таким образом, консультативно – просветительская работа с родителями является приоритетной и эффективной в деятельности ответственного по охране прав детства и материнства.
Мероприятия, проведенные в 2020 -2021 учебном году
Консультации для родителей
https://ssvds4.ru/page/43
Ответственный по охране прав материнства и детства Тырина А.И.
Индивидуальные консультации беседы с родителями
По запрос родителей, по инициативе педагога- психолога
Ответственный по охране прав материнства и детства Тырина А.И.
Оформление информационных стендов для родителей
«Развитие речи ребенка дошкольника»
«Не навреди!»
«Моя семья – самая лучшая»
«Ребенок и его права»
«Семейные правила»
«Воспитывайте хорошим примером!»
Ответственный по охране прав материнства и детства Тырина А.И.
Работа с педагогами
Консультации:
«Организация психолого - педагогического сопровождения образовательного процесса» (08.10.2020)
«Основные правила общения с родителями воспитанников» (21.10.2020)
«Профилактика жестокого обращения с детьми» (11.11.2020)
«Организация работы с семьями, находящимися в СОП, с семьями «группы риска» (25.03.2021)
Круглый стол «Раннее выявление случаев нарушения прав и законных интересов детей»
(03.02.2021)
Оформление информационных памяток для педагогов:
«Билль о правах»
«Как справиться с негативными эмоциями»
«Демонстративные дети»
«Речевые формулы для конструктивного общения с родителями»
«Техники взаимодействия с родителями»
«Словесные способы поощрения и поддержки ребенка»
Семинары – практикумы для педагогов:
«Эффективное взаимодействие педагога с родителями» (10.12.2020)
«Наказания и поощрения» (20.01.2021)
Коммуникативный тренинг для педагогов «Взаимодействие педагога с родителями»
(17.12.2020)
Проведение педагогического совета «Подведение итогов организации работы с семьями социального риска»
(27.05.2021
)
Ответственный по охране прав материнства и детства Тырина А.И.
Размещение информации на сайте
Закон РК «О некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в РК»
Работа с детьми
Проведена плановая диагностика детей из семей социального риска на предмет эмоционального благополучия
Рисование на тему «Моя семья», изучение рисунков детей
В течение учебного года проводилось наблюдение за поведением детей в группах детского сада, за содержанием сюжетно – ролевых игр, за эмоциональным состоянием детей
Проведена работа по ознакомлению детей с основами прав человека, реализация проекта «Правовое воспитание дошкольников»
Развлечение «Радостная пора»
Таким образом, в рамках реализации плана работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и семьями «группы риска» в 2020 – 2021 учебном году родителям была оказана психологическая и педагогическая помощь, проводилась работа по учету посещаемости детей, осуществлялся контроль за физическим и эмоциональным состоянием детей, проводилось посещение семей, обследование жилищно – бытовых условий проживания воспитанников.
В 2020 - 2021 учебном году в перечень мер, принятых в связи с коронавирусом (COVID-19), входили запреты и ограничения на массовые мероприятия.В связи с этим, план работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и семьями «группы риска» в 2020 – 2021 учебном году был реализован не в полном объёме, а именно не проводились очные родительские собрания.
Таким образом, в 2020 – 2021 учебном году работа с педагогами, с детьми, с родителями в рамках реализации плана работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и семьями «группы риска» проводилась систематически, согласно плану.
Ответственный по охране прав материнства и детства А.И. Тырина