Сценарий развлекательного мероприятия для дошкольников"Корка Пырон" (Новоселье). Автор: Габдуллина Татьяна Ивановна. Работа №264323
СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПОСИДЕЛОК «КОРКА ПЫРОН»
Цель: формировать интерес у детей в удмуртскому народному творчеству, приобщая к истокам удмуртской национальной культуры.
Задачи:
- развивать творческую активность, эмоциональную отзывчивость, выдумку, смекалку;
- воспитывать интерес к культурному наследию.
- развивать познавательный интерес к традициям удмуртского народа.
- развивать память, внимание, наблюдательность, обогатить словарь детей.
Зал оформлен под удмуртскую избу, но все предварительно закрыто ширмой.
Кочыш (кот) входит в зал и встречает девочек.
КОЧЫШ: Зеч буресь, пичи нылъёс! (девочки отвечают на удмуртском коту )
Едем к Нине апай на корка пырон - новоселье. Устраивайтесь по удобнее.
(дети садятся в импровизированную телегу и под удмуртскую музыку «едут на телеге» и рассматривают слайды, последний слайд нового дома)
КОЧЫШ: Тпр-р-р! Сыл, вал (лошадка)! Вот мы и приехали!
(Выходит хозяйка в удмуртском платье)
АПАЙ: Зеч буресь, чебер нылъёс! Зеч буресь, Кочыш!
Дети: Зечь буресь,Нина апай!
АПАЙ: Долго я вас ждала, проходите, проходите!
ДЕВОЧКА: Что ты нам, Нина апай, прясть дашь?
АПАЙ: Пересь анайёслы ыжгон бугор.
Нош чебер нылъёслы чуж миртчан.
Старым старушкам – шерсти клочек,
А красным девицам белый ленок.
(апай раздает девочкам работу: вязание, вышивку и девочки под пение взрослых имитируют вызание и вышивку)
Взрослые поют удмуртскую песню « Ой, долэ мыном шудыны»
АПАЙ: (стук в дверь) Вот и еще гости к нам пожаловали! ( входят мальчики с цветами)
МАЛЬЧИК: Зеч бересь, Нина апай!
АПАЙ: Зеч буресь, пичи пиос! Ми тиледыз возьмаса жадим ини. Здравствуйте, мальчики, мы вас уже заждались, проходите, проходите!
Что уважить нас приехали вы к нам или прост мимо ходом по делам?
МАЛЬЧИК: Чтоб уважить, погостить да подарки подарить. Кузьмалом тиледлы кырзан.
Мальчики поют песню «Зангари» м.Толкач
АПАЙ: Туж, чебер кырзан! Бадзым тау, пиос!
ДЕВОЧКА: Новоселье мы справляем, хороводы начинаем.
Здесь веселый народ – тут наш будет хоровод!
ХОРОВОД « У Вало»
(после хоровода дети садятся места)
АПАЙ: Сяду-ка и я с вами рядышком на лавку, да загадки вам загадаю.
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой.
ДЕТИ: Гондыр (медведь)
Только солнце луч покажет, он уже стоит на страже,
Песню звонкую поет, утро в гости к нам зовет.
ДЕТИ: Атас (петух)
Работать болеет, а есть раньше всех садится.
ДЕТИ: Лодырь (азьтэм)
Два брата рядом сидят, а друг друга не видят.
ДЕТИ: Глаза (синъёс)
АПАЙ: Чебер, чебер, смышленые ребята!
Удмуртская мудрость говорит: «Песня самый дорогой подарок и для гостей и для хозяев»
Кырзан котькинлы дуно, кырзанэн шулдыр улон.
Дети исполняют песню «Кинъёс»
(после песни раздается стук, шум и появляется домовой (Корка Кузё)
АПАЙ: Ой, инмаре! Кин тон? Кытысь вуид? Малы лыктид!
КОРКА КУЗЁ: Кин тон! Кин тон! Мон Корка Кузё. Я – Домовой. Нина апай я твой новый дом буду охранять, чтобы у тебя все было в порядке.
АПАЙ: Как я рада, что в моем новом доме будет свой домовой. Проходи Корка Кузё и повеселись с нами.
КОРКА КУЗЁ: А научу-ка я вас своей любимой игре, а называется она «Кут» - лапоть. (объясняет правила игры)
ИГРА «КУТ»
(после игры КОРКА КУЗЁ загрустил)
АПАЙ: Что-то ты Корка Кузё загрустил, так весело поиграли и вот..
КОРКА КУЗЁ: Нина апай, я буду твой дом оберегать, да только мне одному – то трудновато будет. Надо бы оберег для новой избы сделать.
КОЧЫШ: Мяу, не беда, Корка Кузё, я знаю как тебе и Нине апай помочь. Давайте я научу вас какой оберег надо сделать для новой удмуртской избы.
(далее все участники изготавливают обереги, проводится мастер-класс)