Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Поезда милосердия.. Автор: Шишкунова Виктория. Работа №268024

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Я помню, Я горжусь
Описание:
Целью работы было оценить роль работников железной дороги в обеспечении великой победы. Был проанализирован материал по данной теме, рассмотрены исторические фотографии и отчеты РЭП о проведенных работах во время войны,за основу были взяты воспоминания Пановой В, Приходько Л, наглядным материалом стали экспозиции Военно-медицинского музея, выставки в музее железных дорог города Санкт-Петербурга, вагонов-музеев ВСП-312 в городе Вологдог
Работа:

Милосердие, сострадание, участие…. Эти слова звучат как нечто чрезвычайное, когда речь заходит о войне. При этом слове в памяти возникают совсем другие ассоциации - кровь, боль, горечь потерь, гибель людей, героическое сопротивление. А между тем, это, конечно, самоотверженный, до изнеможения, труд медицинских работников, железнодорожников, сделавших все, чтобы создать военно-санитарные поезда, быстро продвигать их по железным дорогам, скорее доставлять раненых в тыл страны. Присягой и клятвой для них стали обращение к армии главного военного хирурга страны, академика Н. Бурденко: «Вы, бойцы Красной армии, помните, что мы будем с вами! Мы будем охранять ваше здоровье, разделим все трудности боевой жизни и наряду с вами будем презирать опасность!» [5]. И они остались верны своему обещанию.

Санитарные поезда - основное средство эвакуации раненых и больных из действующей армии в тыл страны благодаря ряду преимуществ (большая емкость, скорость, удобства в размещении эвакуируемых). Были просто необходимы военно-медицинской службе каждого фронта, каждой армии, став госпиталями на колесах, где целыми сутками врачи и медсестры работали у операционных и перевязочных столов, осуществляя лечение и бытовое обслуживание в пути следования. Уже 24 июня 1941 года, НКПС дал указание железным дорогам сформировать 288 военно-санитарных поездов (150 постоянных и 138 временных). Военно-санитарный поезд (ВСП) представлял собой состав из специально оборудованных вагонов для тяжело- и легкораненых, изолятора, аптеки-перевязочной, кухни, вагона для личного состава поезда, служебных вагонов, иногда вагона-морга. Вместимость-500-600 человек. «Санитарные летучки» (BCЛ) дополнительно имели переменную часть вагонов, включавшуюся только на период рейса с ранеными. Они передвигались на небольшие расстояния, формировались из грузовых вагонов, могли перевозить до 900 раненых.

Издали регламенты оборудования, порядка формирования и организации работы в поездах, приняли «Положение о военно-санитарных поездах», «Правила составления ВСП и ВСЛ и оборудования для них подвижного состава», «Инструкции по погрузке и разгрузке ВСП» [1]. Выделили 6 тысяч вагонов и определили штат железнодорожников. От Москвы до самых окраин мастера-вагоностроители стали создавать санитарные поезда. Эшелоны формировались и за счет граждан - требовалось 170 тысяч рублей на состав. Железнодорожники Егоршинского отделения движения с жителями района отправили на фронт целый поезд, а команду целиком составили из добровольцев [5].

Ежедневно в НКПС поступали сообщения о готовности поездов. Работали круглосуточно. Уже в сентябре 1941 года из вагонного цеха ушли на фронт первые три санитарных поезда. Оборудование для оснащения часто не поступало, производили все на месте. Вагонному цеху Ташкентского паровозовагоноремонтного завода, станки для тяжелораненых изготовила бригада женщин и подростков под руководством мастера Лукьяновского, эвакуированного с Великолукского вагоноремонтного завода. На станции Куйбышев организовали опорный пункт ремонта ВСП, каждый день прибывало по 8 поездов. Мобилизовали всех инженерно-технических работников. Старший мастер А. С. Гаврилов отыскал среди эвакуированных жестянщиков и лудильщиков. Старший мастер А. Н. Куванин, имея кузнечный опыт, помогал рабочим. Вылавливали в Волге сплавной лес на пиломатериалы [5]. Времени для создания поездов все равно катастрофически не хватало. Дороги работали с огромным напряжением, требовалось пропускать еще больше поездов. К декабрю 1941 года их количество потребовалось увеличить до 424 [3]. Куйбышевский и Уфимский вагонные участки стали переоборудовать пассажирские вагоны под санитарные, сформировали 11 поездов. Открытие В. Ф. Егорченко принципа автоторможения, позволило увеличить длину составов до 32–34 вагонов [5].

Война вызвала миграцию населения в стране. Появилась опасность возникновения и распространения массовых заболеваний. На дорогах широко применялись разработанные П. И. Никитиным схема и методы обеззараживания поездов и вокзалов. Создавались изоляционно-пропускные пункты, санитарно-дезинфекционные поезда. На сортировочном посту перед погрузкой лиц подозрительных на наличие инфекционного заболевания направляли в отделение специальной обработки, инфекционных помещали в изолятор [5].

 

ВСП обслуживали поездные бригады, в которые входили проводники, вагонные мастера, электромонтер и машинист электростанции. Тысячи медицинских работников железнодорожного транспорта одели военную форму. Личный состав как правило объединяла только негодность к строевой службе [6]. Функциональные обязанности должностных лиц и организация лечебной работы в ВСП определялось «Руководством по организации и работе ВСП », введенным в 1942 году. Обстановка иной раз складывалась так, что приходилось работать за помощника машиниста, кочегара, грузчика, составителя. Поезда оставались без бригады. Ведь несмотря на четкие опознавательные знаки, гитлеровские летчики с первых дней войны буквально охотились за военно-санитарными поездами. Только в 1941 году было совершено 224 нападения. С земли  действовали диверсанты [2]. Вот и повел последний поезд в Ленинград, и доставил его на Московский вокзал после налета авиации (29 августа 1941 года) на станции Мга И. Н. Чмутов, не имеющий прав управления. Примечателен случай, произошедший в начале августа 1942 года недалеко от Армавира. Необходимо было эвакуировать раненых красноармейцев, лейтенант Птицын разыскал бывшего машиниста поезда, который был стар и уже не мог говорить, доставив к локомотиву, попросил показать, что надо делать. Машинист останавливал взгляд на рычаге, Птицын брался за него, а больной кивал головой, когда тот действовал правильно. Так и прицепили 4 вагона с ранеными и отправили в сторону Туапсе [5].

А еще надо было помогать медперсоналу. На один вагон приходилось 60 раненых и всего две санитарки. Своевременная эвакуация имела огромное значение. Поскольку станции почти беспрерывно подвергались огневым налетам, а защищаться было нечем (установка зениток не была предусмотрена), поезда останавливали в условленном месте. Оврагами и балками доставляли раненых. Не оставлять на поле боя ни одного раненого — таков был закон. «Мы упали на раненого, закрыв его своими телами, чтобы он не видел пикирующих самолетов. Уговаривали его, чтобы он не боялся, мы его не бросили, и все-таки донесли до вагона», - вспоминала медсестра  М. Лященко-Симецкая [2]. Погрузка проводилась в ограниченные сроки. В качестве приспособлений для ее ускорения при отсутствии платформ (сан. рамп) использовали табельные сборно-разборные мостки, сходни, трапы, временные аппарели из шпал и рельсов [1]. На всю жизнь запомнилась старшей медсестре Разумовской О. С. погрузка в Василькове под Киевом, как при бомбежке раненые заползли под койки между пружин, и как потом тяжело было вытянуть их оттуда при помощи санитаров [2].

На неисправных паровозах совершали рискованные рейсы. За своевременным отправлением ВСП и ВСЛ в НКПС и на железных дорогах был установлен постоянный контроль, продвигали поезда с ранеными наравне с оперативными воинскими эшелонами. Все было сопряжено с большими трудностями, противник вел активные действия над железнодорожными путями, нарушался график работы железной дороги. Добирались месяцами, на станциях стояли неделями. Отправку ВСП с распорядительных станций пришлось производить в седьмую очередь. Только в 1943 г. восстановили прежний график движения [4].

Вплоть до января 1942 года, личный состав не получал никаких указаний об организации лечебной работы. Расставляли персонал по собственной инициативе, в поисках путей и методов рационального использования работников. Учили, кого вперед оперировать, кто может пождать, а легких раненых, как правило, не было [3]. Когда в составе не было электричества, оперировали при свечах. Если наркоз заканчивался, давали 200 гр. водки и ремень в зубы [6]. Научились вливать кровь в шейную вену [3], а когда не хватало донорской крови, становились донорами сами. Руки медперсонал мыл 0,5% раствором нашатыря, а затем 96 % спиртом, после этого язвы оставались на всю жизнь.
В целях создания условий, облегчающих обслуживание пораженных и больных в пути, размещали в вагонах с учетом характера и тяжести поражения или заболевания.
К примеру, в ВЛП № 1078 в 4 вагон попадали солдаты с обморожениями и ожогами, в 5 – с ранениями верхних конечностей, в 6 – контуженные, в 7 вагоне была малая перевязочная и больные с ранениями головы, 8 вагон отвели для командно-политического состава, 13 вагон для тяжелораненых [6].

Содержали вагоны в исправном состоянии и чистоте. Н. А. Косарев со станции Мариуполь организовал по методу Лунина уход за вагонами, и его опыт стал широко применяться [5]. Не хватало продовольствия. Но в каждом рейсе повара готовили для пациентов лечебное питание. Даже когда под Грозным снаряд повредил кухню, личный состав каждый день получал по два кг. мандаринов на каждого, что по норме соответствовало нужной калорийности [6]. На крыши выращивали в ящиках зелень, под вагонами перевозили кур, поросят, чтобы давать раненым бойцам свежее мясо и яйца. Очень радовало воинов Красной Армии создание поездов-бань. Работали кружки, библиотека, устраивались концерты, выпускались стенгазета и бюллетени, функционировала партийная организация [6]. К своему делу относились любовно. Не жалели, что поехали на войну, умели ценить жизнь и то немногое, что у них есть [3].

За годы войны объем перевозок по эвакуации раненых составил 11 863 поезда, удалось исцелить, вернуть в строй 72,3 процента раненых и 90,6 процента больных воинов. Бойцы, кого в тяжелейших фронтовых условиях удалось чудом спасти, всегда были для них самыми большими наградами [3]. Мы не должны забывать об их жизненном подвиге, память и восхищение - посильный вклад для каждого из нас.

 

Библиография:

1 Военная медицина в Великую Отечественную войну, под ред. Е. И. Смирнова, [Электронный ресурс] https://бмэ.орг/index.php/ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ_САНИТАРНЫЙ_ТРАНСПОРТ

2 Горюнов О. Эшелоны «с того света»
[Электронный ресурс] http://tvzvezda.ru/n...n.htm?act=print

3 Комсомольская правда. Дороги победы. [Электронный ресурс] https://www.kp.ru/best/msk/rzd/

4 Конасов В. Б. Военно-санитарные поезда распределительного эвакопункта. [Электронный ресурс] https://www.booksite.ru/war1941-1945/3.html

5 Конарев Н. С. Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941–1945 [Электронный ресурс] https://litresp.ru/chitat/ru/К/konarev-n-s/zheleznodorozhniki-v-velikoj-otechestvennoj-vojne-1941-1945/13

6 Тыловой ВСП № 87 [Электронный ресурс] http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=58294.0

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×