Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

М Таривердиев" Настроения" 24 простые пьесы для фортепиано. Автор: лариса вьюговская. Работа №268236

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Методические разработки педагогов
Описание:
Работа написана в связи 90-летием российского композитора М. Таривердиева, с целью привлечь внимание педагогов и учащихся музыкальных школ к фортепианной музыке композитора.
Работа:

 

Управление культуры Исполнительного комитета г. Казани 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования г. Казани 

 «Детская музыкальная школа № 4» 

 

Вьюговкая Л.И. 

М.Таривердиев "Настроения" 

24 простые пьесы для фортепиано 

 

 

Казань, 2021 

 

 

Оглавление 

1. Пояснительная записка 

2.Размышления  о  музыке  Таривердиева  и  методические  рекомендации  к 
нескольким пьесам фортепианного цикла «Настроения» 
 
Приложение  I.  Биографические  факты  и  краткий  обзор  творчества 
М.Таривердиева. 

  

Приложение II. Стихотворные эпиграфы к 24 простым пьесам цикла 
«Настроения»

 

Использованная литература и интернет-ресурсы  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка 

 

В  данной  работе  представлен  краткий  обзор  жизни,  стилевые 

особенности  творчества  композитора  XX  века  Микаэла  Леоновича 
Таривердиева  и  методический  анализ  нескольких  пьес  фортепианного 
сборника "Настроения". 
 

Цель данной работы состоит в стремлении расширить и разнообразить 

учебный  репертуар  юных  пианистов.  В  работе  исследуется  методическая 
возможность  включения  произведений  Таривердиева  в  репертуар 
фортепианных отделений детских музыкальных школ. 
 

В  век  компьютеризации,  гаджетов,  "кнопочного"  мышления  стало  не 

хватать 

эмоций, 

душевности, 

романтизма, 

"особой 

интонации 

"очеловечивания  всего  и  всех".  М.Таривердиев  писал,  что  его  музыка  - 
обращение к Богу, к душе. Формирование будущего пианиста основывается 
на  знакомстве  и  изучении  произведений  композиторов  различных  эпох  и 
направлений.  В  репертуаре  современной  музыкальной  школы  используется 
большое  количество разноплановых произведений.  несомненно,  исполнение 
классики  является  основной  базой  для  формирования  будущего  музыканта, 
но важным и полезным представляется изучение и понимание музыкального 
языка композиторов XX и XXI веков. 
 

Одна  их  основных  задач  педагога  -  просвещение  с  целью 

формирования  музыкального  вкуса  и  музыкального  кругозора.  В  детских 
музыкальных школах звучит музыка разных композиторов, но фортепианная 
музыка  М.Таривердиева  исполняется  не  часто.  Российский  слушатель 
нескольких  поколений  знает  его  знаменитые  песни,  романсы  и  мелодии  к 
кинофильмам, а с фортепианной музыкой знаком мало. Эта работа задумана 
в  преддверье  знаменательных  дат  композитора  -  90-летия  со  дня  рождения 
(15.08.1931) и 25-летия со дня смерти (25.07.1996) и с задачей разнообразить 
концертную деятельность учебных музыкальных заведений. Пьесы сборника 
можно  исполнить  на  электро-акустических  инструментах.  Для  лучшей 
передачи характера и настроения пьес автор данной работы подобрал стихи 
поэтов XX-XXI веков. 
 

Методических  разработок  по  этой  теме  автором  не  обнаружено,  это 

стало  побудительным  мотивом  для  публикации  собственного  опыта  
исполнительской работы с учениками. 
 

 
 
 
 
 
 
 

 

2. Размышления о музыке Таривердиева 

и методические рекомендации к фортепианному циклу 

«Настроения»

 

 

"…Моя музыка была как бы внутренним протестом против крикливой 

помпезности советского массового искусства…" 

М.Таривердиев 

[4, с.64] 

 

 

Микаэл  Таривердиев  был  центральной  фигурой  в  музыкальном 

пространстве  русской  культуры  XX  в.,  пространстве,  объединившем  самые 
разные  социальные  и  культурные  слои  нашего  общества.  Композитор  не 
признавал искусства, которое непонятно. Музыка для него -  способ общения 
и    разговора,  и  поэтому  глубоко  отражает  человеческие  проблемы  - 
проблемы  любви  и  смерти,  ревности,  потери,  ностальгии.  Музыку 
Таривердиева  можно  узнать  с  первых  тактов,  его  творчество  имеет  свой 
почерк,  свою  интонацию  -  "интонацию  души  и  сердца".  У  него  есть  свой 
образный  мир,  свое  видение,  ощущение  жизни.  "  Я  предпочитаю  язык 
эмоциональный… Задача у музыки такая же, как у религии: "вносить в душу 
покой,  приносить  утешение  и  надежду",  она  должна  напоминать  о  том,  что 
гармония в мире все-таки существует", - писал композитор [4, с. 171] 
 

В  основе  стиля  Таривердиева  -  природный  мелодический,  точнее 

поэтический  дар.  Он  сочетает  в  себе  склонность  к  полифоническому, 
линеарному мышлению, свободному, импровизационному подходу к метру и 
ритму.  Это  вероятно  происходило  от  традиций  грузинского  и  армянского 
фольклора. 
 

Для  творчества  Таривердиев  характерна  еще  одна  особенность  - 

ассимиляция (уподобление) выразительных элементов музыки XVIII века. Их 
часто определяют как "бахизмы", точнее "классицизмы", поскольку не всегда 
они связаны с музыкой Баха, а нередко возникают ассоциации с клавирными 
сочинениями  Скарлатти.  "Эстетически  XVIII  век  мне  был  всегда  близок… 
Бах, Моцарт, Вивальди - мои кумиры… Я действительно остро чувствую эту 
музыку,  приемы,  формы  этого  времени",  -  писал  композитор  [4,  с.159]. 
Таривердиев уловил тягу молодежи к музыке эпохи барокко. "Классицизмы" 
-  попытка  установить  связь  времен,  обратить  людей  к  вечным  этическим  и 
эстетическим  ценностям.  В  классических  истоках  видел  высокую 
нравственную чистоту, источник духовности и гармонии. 
 

Важная  черта  музыки  Таривердиева  -  камерность,  как  способ 

музыкального мышления, тяготения к миниатюре. А камерность с присущей 
ей  образной  и  стилевой  детализацией  требует  более  активного,  пытливого 
вслушивания,  более  высокой  культуры  чувств,  богатого  и  тонкого 
внутреннего 

мира. 

Музыкант 

великолепно 

владел 

клавишными 

инструментами, импровизировал, увлекался джазом. "Прививка" джазом дала  

 

ему  абсолютную  свободу  в  ощущении  метра  внутри  развивающейся 
музыкальной  ткани,  непрерывность  развития  материала,  но  никогда  не 
расставался с тем, что для его стиля являлось принципиальным. Таривердиев 
всегда писал только то, что слышал внутри себя… Не любил писать шлягеры, 
не  протежировал  свои  произведения.  Ему  был  интересен  сам  процесс,  а  не 
вариант  передачи  музыки  кому-то.  "Музыка  рождается  для  того,  чтобы  ее 
слушали.  Как  пекут  хлеб,  чтобы  его  ели,  а  не  для  того,  чтобы  он  лежал  на 
полке", - писал композитор [4, с.171]. 
 

Работал  Микаэл  Леонович  в  своей  студии,  чаще  ночью,  когда 

неожиданно приходило вдохновение. "Студия мне помогает отгораживаться 
от того мира, который мне нравится все меньше…"[4, с.178].  
 

Лирика  -  качество  доминантное  для  всей  музыки  Таривердиева  - 

искренняя, 

взволнованная, 

душевно 

отзывчивая, 

со 

множеством 

всевозможных оттенков и градаций: то мягкая и элегичная, то восторженно-
экстатичная, то возвышенная и гармоничная, суровая и сдержанная. 
 

Это  ярко  проявилось  в  его  фортепианном  цикле 

"Настроения"

  24 

простые пьесы. Названия пьес, данные самим композитором, точно передают 
настроение  и  характер  миниатюр,  что  помогает  пробуждению  образного 
восприятия и воображения учащихся. 
 

Манера высказывания композитора негромкая, эмоционально открытая 

и  доверительная.  Располагает  к  себе  большой  душевной  чистотой 
("Льдинки",  "Балетный  класс",  "Нежность",  "Первые  пуанты",  "Отражения", 
"Маленькая  циркачка");  лиризмом  ("Картина  старого  мастера",  "Забытый 
мотив",  "Вальс",  "Музыка  из  телевизора",  "Утешение",  "Дуэт");  радостью 
("Игра",  "Тарантелла",  "Праздник");  и  в  то  же  время  в  ней  звучит  какая-то 
щемящая,  пронзительная  нота  ("Прелюдия",  "Осенняя  дорога",  "Слепой 
дождик").  Словно  умный  взрослый  человек,  прошедший  многие  жизненные 
испытания, открыто и просто делится самым сокровенным. 
 

Пьесы  небольшие  по  объему,  понятны  по  форме,  пианистичны, 

большая  часть  пьес  написана  в  миноре  (минор  -  как  восприятие  жизни). 
Вокальная  природа  тем,  то  песенная,  то  идущая  от  декламации  с 
интонационной  пластичностью  и  свободным  развертыванием  мелодической 
линии.  Гармонии  довольно  сложны  для  восприятия:  альтерированные 
созвучия,  септаккорды,  ундецимаккорды,  колористические  гармонии. 
Тональности  со  "сложными"  знаками  с  элементами  политональности.  В 
аккомпанементе  -  часто  повторяющиеся  ритмически  равномерное 
пульсирующее движение; частая смена метра и ритма внутри произведения. 
Композитор  не  проставляет  аппликатуру  и  педаль,  оставляя  это  на 
усмотрение  исполнителя,  что  развивает  фантазию  и  самостоятельность 
учащихся.  Передача  особой  звуковой  атмосферы  пьес  композитора  - 
непростая,    но  вполне  посильная  задача  для  учеников  средних  и  старших 
классов музыкальных заведений. 
 
 

 

Методические рекомендации к некоторым пьесам цикла 

1. "Льдинки"

 

Удивительно  изящная,  грациозная  пьеса  в  импровизационной  форме. 

Написана  в  "сложной  "  тональности  с  пятью  бемолями,  с  модулированием. 
Для передачи хрупкости и невесомости образа разложенные октавные ходы в 
мелодии  необходимо  исполнять  определенным  туше.  Насыщенное 
гармоническое развитие требует совместных усилий педагога и учащегося по 
осмыслению и заучиванию текста. Динамический план следует выстроить в 
виде  "волны"  (

p,  mf,  f,  mp,  p,  ppp

).  Темп  пьесы  со  свободными  ritenuto 

необходимо прочувствовать и исполнить с отношением. 
 

2. "Игра"

 

Эффектная,  энергичная  пьеса,  исполняется  в  быстром  темпе. 

Возникновение  яркого  эмоционального  образа,  навеянного  названием, 
способствует выработки у учащегося мотивации к преодолению технических 
и  пианистических  трудностей:  цепкость  и  сила  пальцев,  разнообразие 
штрихов  и  быстрое  переключение  внимания,    динамические  контрасты, 
частая смена  метра  и ритма. Следует  уделить  внимание  собранности  кисти. 
Акцент выделить с помощью прямой ритмической педали. 
 

5. "Забытый мотив" 

 

Исполнить  сдержанно,  певуче.  Трехчастная  форма  с  кодой. 

Однообразно-размеренное 

движение 

аккордов 

создает 

ощущение 

спокойствия,  но  смена  метра    -  ощущение  непостоянства.  Пианистические 
трудности: текучесть мелодии, постоянно меняющиеся гармонии, требующие 
мягкого погружения в клавиши; умение выстроить динамику. Целесообразно 
предложить ученику услышать разные оркестровые тембры. 
 

6. "Балетный класс"

 

Образная пьеса в вариационной форме. Можно представить балерину, 

которая танцует неуверенно, но постепенно становится смелее в движениях: 
тема удваивается в октаву, добавляются форшлаги, меняется динамика от 

mf

 

к 

f

. Мелодия имеет капризный, извилистый рисунок. Изобилие знаков, смена 

штрихов,  скачки,  украшения,  октавное  изложение  мелодии  создают 
определенные сложности для  исполнения пьесы. Педаль вальсовая  - прямая 
на бас. 
 

7. "Нежность"

 

Пьеса  кантиленного  склада.  Написана  в  трехчастной  форме  с  более 

яркой по динамике серединой. Исполнить пасторально, с большой теплотой 
и  доверительностью.  Мелодия  требует  от  ученика  выразительного 
исполнения, умения выстраивать длинные фразы, смена метра (5/4, 4/4, 3/4, 
2/4)  придает  ощущение  зыбкости  и  удивительной  нежности.  Динамика 

 

сложна  тем,  что  выстроена  в  пределах 

mf,

 

р

  и 

ррр

,  которая  требует  четкой 

артикуляции. 
 

8. "Вальс"

 

Фантастическая  музыка.  По  форме,  тональному  плану,  мелодике 

близка  к  музыке  С.  Прокофьева.  Написана  в  трехчастной репризной  форме. 
Минорная  тональность  вступает  в  противоречие  с  авторским  указанием 
характера 

Giocoso.

  Извилистый  рисунок  мелодии  с  хроматизмами  и 

широкими интервальными ходами требует от учащегося умения фразировать 
и внимательного вслушиваться в музыкальную ткань. 

 

9. "Осенняя дорога" 

Пьеса  с  щемящими  нотками,  исполнить  с  грустью,  печально.  Можно 

представить  бегущую  тройку,  атмосферу  осени;  перекликается  с  пьесой 
«Слепой  дождик».  Миниатюра  состоит  из  двух  разделов:  в  первом  разделе 
мелодия звучит в левой руке, а во втором она переходит в верхний регистр в 
правую  руку.  Второй  раздел  с  аккордами  в  сопровождении  должен 
исполняться с более эмоциональной отдачей. 
 

10. "Музыка из телевизора"  

Исполнить  шутливо.  Мелодия  выстроена  на  повторяющемся  мотиве, 

как  обдумывание  мысли,  отдельной  эмоции.  Выстроить  длинную  фразу  из 
коротких  мотивов. Обратить  внимание  на  место  с  подголосками,  подобрать 
индивидуальную удобную аппликатуру. 
 

12. "Слепой дождик" 

Пьеса легка в разборе текста, но не проста для создания образа: понять 

и ощутить настроение пьесы - грустно, печально. Певучая, "виолончельная" 
мелодия в левой руке требует протяженности и выразительного исполнения, 
каждая из фраз заканчивается мягким бархатным басом. Разложенные октавы 
в  высоком  регистре,  напоминающие  звучание  колокольчиков,    необходимо 
исполнить активными 1 и 5 пальцами. Монотонность звучания с небольшими 
динамическими  отклонениями  от 

ррр

  к 

mp

  и  к 

ррр

  требуют  от  учащегося 

определенного эмоционального настроя и внутренней культуры.  
 

15. "На Москве-реке

Пьеса-кантилена. Изящный, прелестный вальс. По форме  трехчастная. 

Ярко  выраженная,  протяжная  мелодия  требует  выразительного  исполнения, 
способности  чувствовать  развитие  мелодической  и  гармонической  линий, 
умения  выстраивать  длинные  фразы.  Необходимо  продумать  аппликатуру, 
особенно  в  средней  части,  для  удобства  исполнения  нисходящей 
хроматизированной  мелодии.  При  преимуществе  обычной  педализации  в 
вальсовой  музыке  (на  сильную  долю)    необходимо  отработать  с  учащимся 

 

некоторые  фрагменты,  требующие  более  тонкого  использования  педали 
(взятие на вторую долю, при смене гармонии). 

 

18. "Просьба"

 

Образная,  небольшая  по  объему  пьеса  в  трехчастной  форме.  В 

печальной 

мелодии 

настойчивость 

повторения 

одного 

звука, 

напоминающие  речь  просящего  ребенка.  В  середине  пьесы  появляются 
переклички шестнадцатых нот в левой руке - возможно, в разговор вступают 
родители?  Стоит  обыграть  это  с  учащимся  для  точной  передачи  характера 
пьесы.  Уделить  внимание  при  разборе  текста  на  меняющиеся  знаки 
альтерации. 
 

19. "Маленькая циркачка"

 

Пьеса  виртуозного  плана.  Главная  тема  пьесы  повторяется  три  раза  с 

небольшими изменениями фактуры.  Следует исполнить активно, шутливо и 
задорно.  Пианистическая  трудность  заключается  в  цепкости  и  легкости 
исполнения  мелодии  на  стаккато,  четкой  артикуляции  шестнадцатых  нот. 
Целесообразно  отработать  сначала  отдельно  каждой  рукой  в  медленном 
темпе, затем двумя руками. Обратить внимание на собранную кисть. Важно 
проработать форшлаги, акценты, выстроить динамику.  
 

21. "Наедине с собой"

 

Тональности соль диез минор - соль диез мажор и импровизационность 

изложения передают сложный внутренний мир человека. Возможно эта пьеса 
является  звуковым  автопортретом.  Исполнять  спокойно,  грациозно. 
Изломанная  хроматизмами  мелодия,  излюбленные  композитором  широкие 
ходы  в  левой  руке,  цепочка  сложных  гармоний,  альтерированные  аккорды 
создают трудности при разборе текста. 
 

24. "Праздник" 

Праздник  любят  все:  и  дети,  и  взрослые!  Яркая,  восторженная, 

энергичная  пьеса.  Утверждение    торжества  жизни!  написана  в  До  мажоре, 
что не очень характерно для творчества Таривердиева. Трехчастная форма с 
ярким заключительным разделом (

fff

). При разучивании обратить внимание, 

чтобы  учащийся  хорошо  чувствовал  пульс,  четко  и  активно  исполнял  на 
стаккато  аккорды  и  следил  за  их  стройным  звучанием.  Акценты  в  мелодии 
требуют силы 5-го пальца. Постоянная смена штрихов и метра (3/4, 6/8, 5/8) в 
середине пьесы создают определенные трудности для исполнения. Широкие 
октавные ходы, объемные аккорды и "фанфарное" звучание музыки  требуют 
от учащегося выносливости, виртуозности и артистичности. 

Таким  образом,  все  представленные  произведения  сборника 

характеризуют  образную  доступность,  богатую  мелодику,  разнообразие 
гармонического  плана  и  тонкую  палитру  чувств.  Каждая  из  пьес  доставит 
удовольствие,  разовьет  творческую  фантазию  и  продвинет  пианистическую 

 

технику  учащегося.  Задачи,  поставленные  автором,  соответствуют 
возможностям 

детей, 

обучающихся 

в 

музыкальной 

школе.

10 

 

                                                  

Приложение I

 

 

Биографические факты и краткий обзор творчества  

М. Таривердиева. 

"Я жизнью заплатил за то,  

что жил как хотел"… 

Р. Киплинг 

[4, с.182]

 
 

 

М.Таривердиев  родился  в  Тбилиси  15  августа  1931  года;  по 

национальности - армянин. Был единственным и любимым ребенком в семье: 
"разве  незаметно,  что  я  -  единственный"  [4,  с.5].  Отец  Леон  Навесардович 
был  директором  банка,  мать  Сатеник  Григорьевна,  родом  их  состоятельной 
армянской  семьи,  посвятила  себя  семье.  Позднее  композитор  признавался, 
что  мама  его  учила  только  хорошим  вещам,  а  ее  уроки  он  не  забывал  всю 
жизнь.  
 

Учился легко и хорошо, музыкальная биография началась случайно - у 

соседей  был  рояль.  К  музыке  его  приобщила  сестра  матери  и  атмосфера 
тогдашнего Тбилиси. "Это очень музыкальный город. В нашем доме все дети 
занимались  музыкой.  Из  окон  летели  звуки  произведений  Баха,  Моцарта, 
Чайковского.  Я  жил  в  атмосфере  всеобщего  поклонения  серьезному 
искусству", - вспоминал Таривердиев [4, с.7].     
  

В  6  лет  мальчику  купили  пианино  и  он  начал  сочинять:  к  8  годам  - 

несколько  пьес,  в  10  лет  -  симфонию!  Микаэл  интересовался  многим:  - 
боксом,  фехтованием,  лошадьми,  мотоциклом,  плаванием,  но  к  13-14  годам 
музыка  победила  все  увлечения.  Он  перешел  из  школы-десятилетки  в 
музыкальное  училище,  которое  закончил  за  год.  В  студенческие  годы 
написано  много  миниатюр:  прелюдий,  новелетт,  мимолетностей.  Их 
особенность  -  лаконизм  и  стройность  формы,  импровизационность, 
вокальная природа тем, то песенная, то идущая от декламации с ритмической 
свободой. 
 

Во время войны в Тбилиси приезжало много артистов, и Микаэл ходил 

в  оперу,  на  балет,  в  кино  (опера  "Травиата",  к\ф  "Чапаев"…).  Красота 
музыки, сентиментальность сюжетов привили любовь к романтизму.  Позже 
Таривердиев  увлекся  старинной  музыкой.  "Предки  грузин  жили  в  горах  и 
полифонические  ходы,  такие  как  канон,  были  подсказаны  им  эхом  гор,  а 
потом  родились  более  сложные  формы.  Может  быть  сама  земля  эта  столь 
удивительно  красива  и  щедра,  что  не  петь  невозможно.  Песни  о  любви, 
нежности,  красоте  -  я  вырос  на  этом  пении",  -  пишет  Таривердиев  в  своей 
книге "Я просто живу" [4, с.8].  
 

Затем  была  Ереванская  консерватория,  но  учиться  там  была  трудно, 

Микаэл всегда чувствовал себя армянином второго сорта. Не закончив учебу 
в  консерватории,  уехал  в  Москву  в  институт  им.  Гнесиных.  Выдержав 

11 

 

конкурс в семь человек на место, Таривердиев единственный с оценкой 5 с 
плюсом  поступил  в  класс  композиции  А.Хачатуряна.  «Хачатурян,  на  мой 
взгляд,  был  одним  из  лучших  преподавателей  композиции.  Будучи  сам 
великим  музыкантом,  совершенно  неповторимой  индивидуальностью,  он 
пытался  развить  у  нас  самостоятельное  мышление.  Практически  все  его 
ученики  стали  действующими  композиторами.  Причем  самыми  разными, 
каждый со своим стилем», - писал позднее Таривердиев [4, с.25].  Курсовой 
работой  была  музыка  к  к\ф  "Человек  за  бортом"  и  вокальные  циклы. 
Выступал на сцене столичной консерватории, преподавал во ВГИКе. 
 

В  60-е  годы  творческая  биография  Таривердиева  получила  новое 

направление.  Композитор  хотел  донести  до  слушателя  поэзию  просто,  тихо 
поставленным  голосом.  В  каждодневный  музыкальный  быт  входит  слово 
более  сложное,  ритм  более  изощренный,  тонкий,  образ  изысканный. 
Таривердиев смог прочувствовать и перевести нерифмованные стихи на язык 
музыки. «Внимание к слову – вот что мною руководит. Ведь интонация слова 
–  первооснова  музыкальной  интонации.  Почувствовать  ее,  раскрыть  –  это 
главное»  [4,  с.65].  Анна  Ахматова,  Марина  Цветаева,  Белла  Ахмадуллина, 
Роберт  Рождественский,  Андрей  Вознесенский,  Борис  Пастернак, 
средневековая  и  японская  поэзия  и  др.  -  вот  масштаб  и  вкус  Микаэла 
Таривердиева. 
 

Визитной карточкой советского кинематографа стали песни и романсы 

из  к/ф  "Семнадцать  мгновений  весны",  "Ирония  судьбы,  или  С  легким 
паром",  которые  принесли  популярность  и  признание  композитору.  М. 
Таривердиев  был  разносторонним  человеком:  интересовался  фотографией, 
любил  технику,  виндсерфинг  -  даже  стал  кандидатом  в  мастера  спорта. 
"Музыка - одна из сторон моей жизни, есть масса других проблем и дел…", - 
писал композитор

 

[4, с.182]. 

 

 Его  обаяние  притягивало  как  магнит.  Таривердиев  был  красив, 

импозантен,  любил  хорошо  одеваться,  выглядеть,  красиво  говорить, 
производить впечатление; с другой стороны, за всем этим стояла доверчивая, 
беззащитная и увлекающаяся натура. Андрей Вознесенский шутливо называл 
Таривердиева "смесь Дон Жуана с Дон Кихотом". 
  

Микаэл Таривердиев ушел из жизни в расцвете сил 25 июня 1996 г. в 

день  отлета  из  Сочи  в  Москву.  "Он  встает  на  рассвете.  Есть  все,  что  он 
любит.  Есть  море,  есть  солнце,  есть  ощущение  полета,  есть  любовь.  Есть 
музыка…" - из главы "Я - Вера" книги М. Таривердиева "Я просто живу".[4, 
с.234].  
 

 
 
 
 

 

12 

 

Музыкальное наследие: 

Музыка  к  134  фильмам  (в  т.ч.  «Семнадцать  мгновений  весны»,  «Ирония 
судьбы, или С легким паром!»,….) 

18 театральных работ 

Более 100 романсов 

Камерные вокальные циклы (в т.ч. на стихи японских поэтов «Акварели») 

5  опер  («Измаил-бей»,  «Кто  ты?»,  «Граф  Калиостро»,  «Ожидание», 
«Женитьба Фигаренко»)

 

4 балета (в т.ч. « На берегу» «Допрос» «Девушка и смерть»)

 

 

2 концерта для скрипки 

«Концерт в романтическом стиле» для альта и струнного оркестра 

Фортепианное трио 

10 хоралов "Подражания старым мастерам" 

3 органных концерта 

Симфония для органа "Чернобыль" 

Цикл фортепианных пьес "Настроения" 

Фортепианные миниатюры 

 

Удостоен  18  международных  премий  -  вошел  в  книгу  рекордов  Гиннеса 
2002 г. как обладатель самого большого количества национальных премий 
за музыку к кино. 

 

Основатель  и  президент  Гильдии  композиторов  кино 

Союза 

кинематографистов России  

 

Художественный  руководитель  благотворительной  программы  "Новые 
имена" (1993 -1996 гг.) 

 

с  1999  г.  каждые  два  года  проходит  единственный  Международный  
конкурс  органистов  имени  М.  Таривердиева  (Калининград,  Москва, 
Канзас, Астана, Гамбург) 

 

с  2011  г.  существует  Детский  международный  музыкальный  фестиваль 
"Настроения"  имени  М.  Таривердиева  (Москва,  ДМШ  им.  М. 
Таривердиева) 

Музыкальное наследие Таривердиева полностью еще не извлечено из архива 
и не изучено. 

13 

 

Приложение II 

 

Стихотворные эпиграфы к 24 простым пьесам цикла «Настроения» 

1. "Льдинки" 

 

Хрустальная льдинка на ветке висит 
И будто искринка на солнце горит. 
Дотронусь рукою - ай, как холодна! 
Жаль очень, что скоро растает она… 
                                                Я. Воронец 

2. "Игра" 
 

Все играют, становись. 
Кто ведет, не торопись. 
Только чур, не хмуриться, 
А последний - жмурится! 
       А. Ханина – Жуланова 
 

3. "Картина старого мастера" 

 

Картины старых мастеров, 
Спасибо вам за то тепло,  
Что с вами из других веков 
До века нашего дошло... 
И помогают быть честней 
Картины старых мастеров. 
                                   В. Гин 

 

4. "Прелюдия" 

 

Вся жизнь - прелюдия? к чему? 
Нам этой тайны не разгадать... 
                               Неизв. автор 
 

5. "Забытый мотив"  

 

Ноты в небо улетали, 
Унося с собой печали… 
Эту музыку на счастье 
Музыкант играл. 
Не забыт мотивчик старый 
Той неистовой гитары… 
         С. Васильев - Эмесер. 

14 

 

 

6. "Балетный класс" 

 

Страх приходит лохматою тенью, 
Но поможет терпенье и разум. 
Не грусти и не бойся падений -  
Птицы тоже взлетают не сразу... 
                                     Н. Кухтина 
 

7. "Нежность" 

 

Настоящую нежность 
Не спутаешь ни с чем, 
Она тиха… 
                А. Ахматова 
 

8. "Вальс" 

 

Лишь только вальс нам дарит этот миг, 
 И только он сейчас разъединяет… 
 Листая время, как страницы книг, 
 Забытым чувством снова опьяняет. 
                                                    М. Гребенко 
 

9.”Осенняя дорога” 

 
Быстро лечу я по рельсам чугунным 
Думаю думу свою... 
                                         Н. Некрасов 

 
10. “Музыка из телевизора” 

 
Есть на земле одна страна. 
Зовется музыкой она. 
Созвучья в ней живут и звуки, 
Но чьи их оживляют руки? 
Кто заставляет мир звучать? 
Когда он устает молчать? 
                                   Неизв. автор 
 

11. “Маленькая инвенция” 

 
Кому, как не дождям минорное играть. 
Их капли музыкальны, словно ноты. 

15 

 

А этот зарядил инвенцию с утра, 
Из Баха, трехголосную, в субботу. 
                                      В. Алоев 
 

12. "Слепой дождик

"

 

 

Мелькают лица суетных прохожих, 
Осенний дождик начал моросить… 
Душа болит от  холода до дрожи, 
Тайком пыталась с Богом говорить… 
                                        Е. Евтушенко 
 

13. "Первые пуанты" 

 

И па-де-труа в тапочках, 
Как по ветру бабочка, бабочка. 
Дальше надо ей па-де-де, 
Только вдруг она падает. 
Мало, говорит, тут талант, 
Нужно, мол еще пуанты… 
                             А. Дольский 

 

14. "Тарантелла" 

 

Тарантелла, тарантелла! 
Ты ликуй душа и тело! 
Всплеск эмоций и, пламя страсти, 
 Все у музыки во власти… 
                           Г. Парусникова 
 

15. "На Москве-реке

 

А Москва-река дышит временем, 
Вобрала река, как мгновения. 
И течет река, как история… 
                 О. Суркова-Шевкунова 
 

16. "Дразнилка

 

Не суй свой нос в чужой вопрос, 
А то вопрос откусит нос! 
                       Детская дразнилка 

 
 

16 

 

 

17. "Отражения" 

 

Заплакало небо дождем 
И присев у окна, 
Для себя совершил он откровение: 
Со своим отражением они 
Здесь остались вдвоем. 
                      М. Сухорученко 

 

18. "Просьба" 
 

Пожалуйста, купите мне, 
Любимые родители! 
Тогда я буду слушаться 
Всегда, наверняка… 
                        О. Евитеева 
 

19. "Маленькая циркачка" 

 

Идя по жизни, как канату 
Изящно ножку приподняв, 
У публики не просишь плату 
Себя в циркачки записав. 
                          Е. Москвитина 
 
 

20. "Перед зеркалом" 

 

Я перед зеркалом… Гляжу: 
- Кто это милое созданье? 
-  Потрогать? -  
Но боюсь касаний

                Х. Фишер 
 

21. "Наедине с собой" 

 

Быть собой, не повторяясь, 
Верить в клятвы, не шутя. 
Приближаться, отдаляясь, 
Оставаться, уходя. 
                 Р. Рождественский 
 
 

17 

 

 

22. "Утешение" 

 

Утешать, утешать 
- нету дела нужнее. 
Утешать, утешать 
 и себя и другого. 
Для кого-то любимого и дорогого 
Находить те слова, что всех прочих нужней… 
                                                              Л. Миллер. 

 

23. "Дуэт" 

 

Оказывается в жизни так бывает, 
 Когда душа тоскует за душой… 
                                    Е. Евтушенко 

 

24. "Праздник" 

 

Поздравляю! с чем? не знаю… 
Этих праздников не счесть. 
Просто так я поздравляю 
С тем, что вы на свете есть! 
                              С. Васильев. 

 

18 

 

Использованная литература и интернет-ресурсы: 

 

1.Гордость советской музыки. Музыканты - Герои Социалистического Труда 
и лауреаты Ленинской премии. Ред.-сост. Яковлев М.  - М., Советский 
композитор, 1987./ гл. "Подслушать у музыки", "Непобедимые ритмы" 

2. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы и вопросы о фортепианной игре. - 
Классика XXI, 2010. 

3. Платек Я. Верьте музыке. - М., Сов. композитор, 1989. 

4. Таривердиев М.Л.  Я просто живу. - М., Зебра Е, 2004. 

5. Таривердиев М.Л. 24 простые пьесы для фортепиано. – Классика XXI, 
2010. 

6. Цукер А. Микаэл Таривердиев. - М., Сов. композитор, 1985. 

Интернет-источники 

а)  Саришвили  В.  «Звездная  страна»  Микаэла  Таривердиева.[Электронный 
ресурс]// 

История 

и 

наследие. 

– 

2016. 

16 

ноября. 

URL: 

https://webkamerton.ru/2016/11/zvyozdnaya-strana-mikaela-tariverdieva

 

(дата 

обращения: 07.07.2021) 

б) Ланская В. Особенности стиля. Микаэл Таривердиев. //2009. – 25 октября. 
URL:  https://vk.com/topic - 350987_21564692  (дата обращения: 04.03.2021) 

в)

 

https://www.culture.ru/literature/poems

 (дата обращения: 07.06.2021) 

г)

 

https://stihi.ru/

 (дата обращения: 07.07.2021) 

д) 

https://rustih.ru/

 (дата обращения: 07.07.2021) 

Телевизионные передачи 

а) Ларина К. "Дифирамб: Вера Таривердиева". - 2017 . – 13 августа 

б) Меньшова Ю. "Наедине со всеми", встреча с В. Таривердиевой. 2018. – 27 
апреля.  

в) Нестеров О. "По волне моей памяти", встреча с В.Таривердиевой. - 2014. 

г)  Элбакян  А.  "Вопрос  Ответ",  встреча  с  В.  Таривердиевой.  –  2020.-  15 
августа. 

 

19 

 

Видеозаписи 

а)  Таривердиев  М.  Шесть  пьес  из  цикла  "Настроения".  Исполняет  Сурен 
Вартарян  //  URL:   

 

https://www.youtube.com/watch?v=qKlzijST-tc

  (дата 

обращения: 07.07.2021) 

б)  Таривердиев  М.  Восемь  пьес  из  цикла  "Настроения".  Исполняет  Сурен 
Вартарян  //

 

URL: 

https://www.youtube.com/watch?v=YaFr5zZNql8

  (дата 

обращения: 

07.07.2021)

20 

 

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×