Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Проект "Маленькие исследователи". Автор: Бахова Ангелина Геннадьевна. Работа №279706

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Детский сад
Описание:
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Дети нашей группы раннего возраста, они проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. Мир вокруг ребенка удивителен и бесконечно разнообразен. Поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность, поощрять стремление самостоятельно разбираться в интересующих вопросах и делать элементарные умозаключения. Но кроме формирования познавательных интересов и обогащения сознания детей новыми сведениями взрослые должны помогать им упорядочивать и систематизировать полученную информацию. В процессе постижения новых знаний у детей должно развиваться умение анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего. Как же развить в процессе ознакомления с природой такие мыслительные способности у детей младшего дошкольного возраста? Один из самых эффективных способов – экспериментирование, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. Несложные опыты с воздухом, водой, песком неизменно вызывают восторг детей и желание понять – почему же именно так происходит! А, как известно, возникающий вопрос и стремление найти на него ответ являются основой творческого познания и развития интеллекта. Проект направлен Проект направлен, на решение проблемы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о простейших взаимосвязях в природе, умению анализировать и делать простейшие обобщения и выводы, развитию познавательной активности, наблюдательности и любознательности. Проблема: современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владения знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. 1.Цель проекта: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста устойчивого познавательного интереса в поисково – исследовательской деятельности, стремления к самостоятельному размышлению и речевому сопровождению при проведении необычных экспериментов и исследований. В младшем дошкольном возрасте основной задачей в поисково-познавательской деятельности является сенсорно-моторное развитие. 2.Задачи: Для детей. Образовательные: Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук. Развивающие: Развить любознательность, понимание простейших причинно – следственных, отношений в системе «действие – результат». Воспитательные: Продолжать воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру. Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать. Расширить представление детей о физических свойствах окружающего мира; (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.); Расширить представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные для удовлетворения своих потребностей; Развить эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; 3.Работа с родителями: папки – ширмы, консультации, беседы, Памятка для родителей. «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников - проводим с детьми дома» «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка» «Готовим исследователей на кухне» Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома. Приобретение новинок для центра экспериментирования «Маленькие исследователи» (микроскоп, разные ёмкости, ёмкости для проращивания семян многое другое) (Орехова Ю.Н.) Изготовление столика-планшета «Рисуем песком/манкой» (Киселёва Н.С.) Привлечь родителей Матвееву М.В. для распечатки анкет, наглядной информации Выполнение творческих заданий (коллаж к проекту Лукьянова А.А.) Приобретение аудиозаписи: ветер, ручеек, дождь, метель, море, шум воды и др. (Баусова Ю.М.) Анкетирование родителей по теме: «Ребенок в познавательно-исследовательской деятельности». Для педагогов: Развитие творческого потенциала ребенка. Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта. 4.Ресурсное обеспечение: Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и дополнен центр экспериментирования «Маленькие исследователи». Центр «Песка и воды»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности…. Центр «Воздух»: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушка, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки... Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки); природный материал (камешки, песок, семена и т.д); утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки…); прочие материалы- лупы, д/и «Маленькие исследователи», «Времена года» … Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта. 5.Ожидаемый результат: Дети узнают, что: Вода в природе существует в различных формах: водоёмы, осадки (дождь, снег), сосулька, туча и т.д.; Основные свойства воды – жидкая, льётся, прозрачная, бесцветная, без запаха и вкуса, не имеет формы, растворяет некоторые вещества; Вода в природе может переходить из одного состояние в другое (лёд – вода); Песок в природе бывает: белым, жёлтым, серым; Основные свойства песка – сыпучий, сухой, сырой/мокрый, состоит из маленьких крупинок, лепится когда влажный; Воздух в природе бывает: разный в зависимости от времени года; Основные свойства воздуха – без цвета, без запаха, прозрачный Научатся: определять основные свойства воды, песка, воздуха. 6.Тип проекта: познавательно-исследовательский Вид проекта: групповой. В своей деятельности следует опираться на ведущие принципы развития дошкольников: Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции; Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием; Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов; Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура); Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников; Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности. Сроки реализации проекта: долгосрочный (декабрь2020-май 2021г) 7. Участники проекта: дети 1младшей группы (2, 3лет), воспитатель, родители. 8.План проекта строится в три этапа: 1.этап (подготовительный) – 1.12.20-11.01.21 2.этап (основной) – 12.01.21 – 28.04.21 3.этап (заключительный) – 29.04.21-28.05.21 9.План реализации проекта: 1 этап -подготовительный 1.12.20-11.01.21 Постановка цели и задач проекта Определение актуальности и значимости проекта Подбор методической литературы по теме детское экспериментирование в детском саду и дома, для реализации проекта (журналы, статьи, буклеты) Разработка перспективного планирования по опытно – экспериментальной деятельности в 1 младшей группе к проекту «Маленькие исследователи» Разработка плана по взаимодействию с родителями по опытно – экспериментальной деятельности в младшей группе к проекту «Маленькие исследователи» Подбор художественной литературы для детей Подбор дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр по теме. 2 этап -основной (12.01.21 – 28.04.21) Содержание деятельности педагога: Беседы с детьми о снеге, ветре, воде, бумаге, песке. Познавательно - исследовательская деятельность (опыты с сухим и мокрым писком, разные опыты с водой, опыты со снегом, опыты с воздухом), рисование на планшете с песком; «Что из чего сделано». П/игры : «Раздувайся пузырь» , «Солнышко и дождик», «Ручеек», « Пройди по дорожке», «Мой весёлый звонкий мяч» и др; Д/и: «Чудесный мешочек», «Угадай кто позвал», «Угадай по запаху», «Найди пару», «Узнай предмет», «Узнай на вкус», «Узнай на ощупь», «Узнай звук». Занимательные игры: «Игры с соломкой», «Сделай радугу», «Что в коробке», «Куб с секретом», «Когда это бывает». Просмотр иллюстраций о воздухе, воде и песке; Просмотр мультфильмов: Уроки тётушки Совы: «Предметы вокруг нас» прослушивание аудиозаписи: ветер, вода, дождь, метель, море и др Игра–моделирование «Маленькие человечки» пальчиковая гимнастика «Рыбки», «Ветер дует», «Дождик- дождик», «Водичка-водичка», «Кран», Сюжетно- ролевые игры: «Лаборатория», «Ветер и листочки», «Отважные пожарные все вместе тушат дом, отважные пожарные вступили в бой с огнём», «Нам приборы помогают, жизнь они нам облегчают». Пальчиковые игры: «Снежок», «Дождик» «Солнышко, солнышко», «Шарик», «Упражнение с пробками» и.т.д. Стихи и загадки про живую и неживую природу. Чтение познавательной и художественной литературы: А. Барто «Девочка чумазая», В Волина «Зайка серый умывается», Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», Ф. Тютчев «В небе тают облака», Сутеев «Под грибом», «Кошкин дом». Рассказы из детской энциклопедии «Чудо – всюду. Мир животных и растений». Э Шим «Камень, ручеек, сосульки и солнце». Е. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», Б. Заходер «Дождик». Е. Трутнева «Цветы», заучивание наизусть М.Ершов «Песочница». 3 этап - заключительный (29.04.21-28.05.21) Анкетирование родителей Конспекты занятий Развивающая среда уголок лаборатории Фото-коллаж для родителей «Маленькие экспериментаторы» Публикация на сайтах воспитателя в том числе сайт дет.сада и на странице инстаграма. На странице infourok.ru. Оформление картотеки по экспериментальной деятельности. 10.ВЫВОД: Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Экспериментирование – метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, относится к познавательно – речевому развитию. Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он может получать. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал, потому что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением и развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). Словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства, явления или объекты природы (цвет, форма, величина: мнётся – ломается, высоко - низко – далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее). Реализация данного проекта позволила преодолеть традиционный подход к режиму жизни дошкольного образовательного учреждения. Совместные мероприятия способствовали сближению родителей, детей и педагогов. 11. Используемая литература. 1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015-366с. 2."Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов"2014г 3. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» в1-ой младшей группе детского сада Дыбина О.В. Мозайка- Синтез, 2015-72 с. 4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М.: 5.infourok.ru. Maam.ru
Работа:

Проект

«Маленькие исследователи»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире

что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл всеми цветами радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз

возвратиться к тому, что он узнал».

В.А. Сухомлинский.

 

Актуальность проекта

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Дети нашей группы раннего возраста, они проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. 

Мир вокруг ребенка удивителен и бесконечно разнообразен. Поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность, поощрять стремление самостоятельно разбираться в интересующих вопросах и делать элементарные умозаключения. Но кроме формирования познавательных интересов и обогащения сознания детей новыми сведениями взрослые должны помогать им упорядочивать и систематизировать полученную информацию. В процессе постижения новых знаний у детей должно развиваться умение анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего. Как же развить в процессе ознакомления с природой такие мыслительные способности у детей младшего дошкольного возраста?

      Один из самых эффективных способов – экспериментирование, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. Несложные опыты с воздухом, водой, песком неизменно вызывают восторг детей и желание понять – почему же именно так происходит! А, как известно, возникающий вопрос и стремление найти на него ответ являются основой творческого познания и развития интеллекта.

Проект направлен Проект направлен, на решение проблемы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о простейших взаимосвязях в природе, умению анализировать и делать простейшие обобщения и выводы, развитию познавательной активности, наблюдательности и любознательности.

Проблема: современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владения знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

1.Цель проекта:

Создание условий для развития у детей дошкольного возраста устойчивого познавательного интереса в поисково – исследовательской деятельности, стремления к самостоятельному размышлению и речевому сопровождению при проведении необычных экспериментов и исследований.

 В младшем дошкольном возрасте основной задачей в поисково-познавательской деятельности является сенсорно-моторное развитие.

2.Задачи:

Для детей.

Образовательные: Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук.

Развивающие: Развить любознательность, понимание простейших причинно – следственных, отношений в системе «действие – результат».

Воспитательные: Продолжать воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру. Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать.

Расширить представление детей о физических свойствах окружающего мира; (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

Расширить представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные для удовлетворения своих потребностей;

Развить эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

 

3.Работа с родителями:

папки – ширмы, консультации, беседы,

Памятка для родителей. «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников - проводим с детьми дома»

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

«Готовим исследователей на кухне»

Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома.

Приобретение новинок для центра экспериментирования

«Маленькие исследователи» (микроскоп, разные ёмкости, ёмкости для проращивания семян многое другое) (Орехова Ю.Н.)

Изготовление столика-планшета «Рисуем песком/манкой» (Киселёва Н.С.)

Привлечь родителей Матвееву М.В. для распечатки анкет, наглядной информации

Выполнение творческих заданий (коллаж к проекту Лукьянова А.А. 

Приобретение аудиозаписи: ветер, ручеек, дождь, метель, море, шум воды и др. (Баусова Ю.М.)

Анкетирование родителей по теме:

«Ребенок в познавательно-исследовательской деятельности».

 

Для педагогов:

Развитие творческого потенциала ребенка.

Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

 

4.Ресурсное обеспечение:

Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и дополнен центр экспериментирования «Маленькие исследователи».

 

Центр «Песка и воды»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности….

 

Центр «Воздух»: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушка, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки...

Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки); природный материал (камешки, песок, семена и т.д); утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки…);

прочие материалы- лупы, д/и «Маленькие исследователи», «Времена года» …

 

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

 

5.Ожидаемый результат:

Дети узнают, что:

Вода в природе существует в различных формах: водоёмы, осадки (дождь, снег), сосулька, туча и т.д.;

Основные свойства воды – жидкая, льётся, прозрачная, бесцветная, без запаха и вкуса, не имеет формы, растворяет некоторые вещества;

Вода в природе может переходить из одного состояние в другое (лёд – вода);

Песок в природе бывает: белым, жёлтым, серым;

Основные свойства песка – сыпучий, сухой, сырой/мокрый, состоит из маленьких крупинок, лепится когда влажный;

Воздух в природе бывает: разный в зависимости от времени года;

Основные свойства воздуха – без цвета, без запаха, прозрачный

Научатся:

определять основные свойства воды, песка, воздуха.

 

6.Тип проекта: познавательно-исследовательский

Вид проекта: групповой.

В своей деятельности следует опираться на ведущие принципы развития дошкольников:

Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;

Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;

Принцип интеграцииинтегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура);

Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;

Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

Сроки реализации проекта: долгосрочный (декабрь2020-май 2021г)

7. Участники проекта: дети 1младшей группы (2, 3лет), воспитатель, родители.

8.План проекта строится в три этапа:

1.этап (подготовительный) – 1.12.20-11.01.21

2.этап (основной) – 12.01.21 – 28.04.21

3.этап (заключительный)29.04.21-28.05.21

9.План реализации проекта:

1 этап -подготовительный 1.12.20-11.01.21

Постановка цели и задач проекта Определение актуальности и значимости проекта Подбор методической литературы по теме детское экспериментирование в детском саду и дома, для реализации проекта (журналы, статьи, буклеты) Разработка перспективного планирования по опытно – экспериментальной деятельности в 1 младшей группе к проекту «Маленькие исследователи» Разработка плана по взаимодействию с родителями по опытно – экспериментальной деятельности в младшей группе к проекту «Маленькие исследователи» Подбор художественной литературы для детей Подбор дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр по теме.

2 этап -основной (12.01.21 – 28.04.21)

Содержание деятельности педагога:

Беседы с детьми о снеге, ветре, воде, бумаге, песке. Познавательно - исследовательская деятельность (опыты с сухим и мокрым писком, разные опыты с водой, опыты со снегом, опыты с воздухом), рисование на планшете с песком; «Что из чего сделано». П/игры : «Раздувайся пузырь» , «Солнышко и дождик», «Ручеек», « Пройди по дорожке», «Мой весёлый звонкий мяч» и др; Д: «Чудесный мешочек», «Угадай кто позвал», «Угадай по запаху», «Найди пару», «Узнай предмет», «Узнай на вкус», «Узнай на ощупь», «Узнай звук». Занимательные игры: «Игры с соломкой», «Сделай радугу», «Что в коробке», «Куб с секретом», «Когда это бывает». Просмотр иллюстраций о воздухе, воде и песке; Просмотр мультфильмов: Уроки тётушки Совы: «Предметы вокруг нас» прослушивание аудиозаписи: ветер, вода, дождь, метель, море и др Игра–моделирование «Маленькие человечки» пальчиковая гимнастика «Рыбки», «Ветер дует», «Дождик- дождик», «Водичка-водичка», «Кран», Сюжетно- ролевые игры: «Лаборатория», «Ветер и листочки», «Отважные пожарные все вместе тушат дом, отважные пожарные вступили в бой с огнём», «Нам приборы помогают, жизнь они нам облегчают». Пальчиковые игры: «Снежок», «Дождик» «Солнышко, солнышко», «Шарик», «Упражнение с пробками» и.т.д. Стихи и загадки про живую и неживую природу. Чтение познавательной и художественной литературы:

А. Барто «Девочка чумазая», В Волина «Зайка серый умывается», Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», Ф. Тютчев «В небе тают облака», Сутеев «Под грибом», «Кошкин дом». Рассказы из детской энциклопедии «Чудо – всюду. Мир животных и растений». Э Шим «Камень, ручеек, сосульки и солнце». Е. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», Б. Заходер «Дождик». Е. Трутнева «Цветы», заучивание наизусть М.Ершов «Песочница».

3 этап - заключительный (29.04.21-28.05.21)

Анкетирование родителей

Конспекты занятий

Развивающая среда уголок лаборатории

Фото-коллаж для родителей «Маленькие экспериментаторы»

Публикация на сайтах воспитателя в том числе сайт дет.сада и на странице инстаграма. На странице infourok.ru.

Оформление картотеки по экспериментальной деятельности.

10.ВЫВОД:

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.  

Экспериментирование – метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, относится к познавательно – речевому развитию. Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он может получать.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал, потому что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением и развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). Словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства, явления или объекты природы (цвет, форма, величина: мнётся – ломается, высоко - низко – далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Реализация данного проекта позволила преодолеть традиционный подход к режиму жизни дошкольного образовательного учреждения. Совместные мероприятия способствовали сближению родителей, детей и педагогов.

11. Используемая литература.

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015-366с. 2."Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов"2014г 3. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» в1-ой младшей группе детского сада Дыбина О.В. Мозайка- Синтез, 2015-72 с.
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М.: 5.infourok.ru. Maam.ru

 

Анкета для родителей

«Ребенок в познавательно-исследовательской деятельности».

 

 

Цель: Выявить отношение и степень участия родителей в развитии познавательного интереса детей в исследовательской деятельности (познание окружающего мира).

 

1. Проявляет ли Ваш ребенок в повседневной жизни любознательность, часто ли задаёт вопросы?

*Да *Нет * Иногда

 

2. Часто ли Ваш ребенок проявляет интерес к окружающему миру (живая природа – животные и растения, рукотворный мир, неживая природа, человек и его строение)?

* Да * Нет * Не знаю

 

3. Ваш ребенок занимается или играет чаще :

* Один * С одним из родителей *С братом или сестрой * С другом

 

4. Любит ли Ваш ребенок играть ?

*с глиной *с песком * с водой *с пластилином *с мыльными пузырями *с бумагой

*с деревянными предметами *с тканью * другое (указать , что)

 

5. Есть ли у Вас дома домашние животные, комнатные растения?

* Да (указать, какие) * Нет

 

6. Как часто Вы посещаете музеи, цирк , выставки , гуляете в парке? (подчеркнуть, что)

* Каждый выходной * Часто * Редко *Не посещаем

 

7. Какую помощь в развитии Вашего ребенка Вы хотели бы получить:

а) наглядную информацию;

б) консультации;

в) просмотр открытых занятий с детьми;

г) проведение совместных (родитель +ребенок) мастер – классов.

 

 

 

 

 

 

 

Критериями оценки служит:

 

высокий уровень — ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.

средний уровень — ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.

низкий уровень — ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.

Дети с высоким уровнем развития мышления активно включались в работу, правильно и обобщённо оценивали ситуацию в целом.

 

У детей со средним уровнем мышления, организованность и самостоятельность в работе недостаточны. В ходе выпол

нения задания нуждались в 

помощи. Дети часто затруднялись в поиске нужных слов. С такими детьми проводилась дополнительная работа с использованием более лёгких заданий, игр, упражнений. Такой подход способствовал воспитанию у детей уверенности в своих действиях, самостоятельности, активности, интереса к познавательной деятельности, повышению самооценки.

Дети с низким уровнем развития мышления не могли дать правильную оценку ситуации (ответа). Основной причиной невысокого развития этих детей является в первую очередь то, что эти дети редко посещали детский сад, замкнуты, эмоциональное отношение к деятельности безразлично.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы с детьми

дата

Темы

игр-

экспериментов

Программное содержание

Материалы и оборудование

Декабрь

2020г.

3.12.20

 

 

«Почему вода прозрачная?»

 

Выявить свойства воды, подвести к пониманию, что вода прозрачная (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Две ёмкости (одна заполнена водой, другая - нет), с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос.

Декабрь

2020г.

10.12.20

 

 

«Вода принимает форму»

Показать детям опыт, в котором вода принимает форму сосуда, в которой она налита.

Воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, поднос.

Декабрь

2020г.

 

 

 

 

15.12.20.

 

«Какой вкус у воды?»

Дать представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но может принимать вкус некоторых растворѐнных в ней веществ. Развивать вкусовые ощущения, умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Поддерживать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности.

 

Ёмкость с кипяченой водой, одноразовые ложечки, стаканчики пустые, варенье, соль, сахар .

 

Декабрь

2020г.

 

 

18.12.20.

«Какие предметы могут плавать?»

Развивать у детей представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести

Большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, камешки, гайки, шурупы.

Декабрь

2020г

22.12.20

«Чем собрать воду?»

 

Способствовать формированию представлений детей о разных способах собирания воды. Развивать мелкую моторику, координацию движений, внимание.

Стимулировать желание оказывать помощь игровому персонажу.

 

Губки, ложки, резиновая груша, пипетки, формочки, ванночка, тазик с водой.

 

Декабрь

2020г

25.12.20

«Что растворяется в воде?»

 

Дать представление о том, что в воде растворяются некоторые вещества.

Развивать умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи.

Стимулировать интерес к опытнической деятельности.

 

Соль, сахар, песок уличный, стаканчики с водой, ложечки для размешивания, ведѐрко.

 

Январь 2021г.

14.01.21

 

«Есть ли запах у воды?»

 

Содействовать расширению представлений детей о свойствах воды; показать, что вода не имеет собственного запаха, но может приобретать запах растворимых в ней ароматных веществ. Развивать мыслительные процессы, умение по запаху определять предметы. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности.

Флакончик с духами, шампунь, мыло, стаканчики для воды, емкость с водой, игрушки 3-4 штуки.

 

Январь 2021г.

21.01.21

 

 

«Как дружат снег и вода?»

 

Показать детям свойства снега ( белый, мягкий, холодный, тает в воде и от соприкосновения с теплом). Активизировать словарь детей (тает, теплее, капельки). Стимулировать интерес к миру природы.

Тазик со снегом, ёмкость с водой.

 

Январь 2021г.

25.01.21

 

«Как образуется лѐд

Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лѐд на холоде). Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между предметами, делать простейшие выводы. Поддерживать интерес к опытнической экспериментальной деятельности.

 

Предложить разлить воду по маленьким формочкам и вынести формочки на улицу в морозную погоду.

 

Январь

2021г.

28.01.21

«От чего растает снег?»

 

Формировать представления о том, что таяние снега происходит от разных источников тепла. Развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы. Поддерживать интерес к объектам неживой природы.

 

Ёмкость со снегом, варежки, блюдечко, стаканчики с горячей и холодной водой.

 

Февраль

2021г.

4.02.21

 

 

 

«Зачем человеку воздух?»

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство - невидимость

Ёмкость с водой, трубочки для коктейля.

Февраль

2021г.

11.02.21

«Как мы дышим воздухом?»

Помочь детям выявить воздух; познакомить с таким его свойством, как невидимость. Обогащать словарь детей понятиями «невидимый, заполнять, пузырьки, вдыхать»; развивать умение устанавливать связь между предметами и делать простейшие выводы.

Пустые пластмассовые бутылки, таз с водой, веер.

Февраль

2021г.

17.02.21

 

«Как заставить лодочку плыть?»

Познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением( движение воздуха- это ветер), помочь образовать ветер, различать его силу. Активизировать словарь детей по теме (плывѐт, дуем, быстрый, капитан), развивать мыслительные процессы. Поддерживать доброжелательные отношения со сверстниками.

Бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.

Февраль 2021г.

26.02.21

 

«Таинственные картинки»

Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши

Март 2021г.

12.03.21

 

«Водяная мельница»

Развивать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы

Игрушечная водяная мельница, таз, лейка с водой, тряпка.

Март

2021г.

18.03.21

 

«Где вода

Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа.

Март

2021г.

25.03.21

 

«Как образуются мыльные пузыри»

Формировать представление о том, как образуются мыльные пузыри (при падении воздуха в каплю мыльного раствора).

Развивать умение пускать мыльные пузыри, пользоваться пространственными понятиями, различать пузыри по величине.

Мыльный раствор, тарелка, трубочки для коктеля.

Март

2021г.

29.03.21

«Какой бывает песок»

Способствовать накоплению представлений детей о свойствах песка (состоит из песчинок, пропускает воду ; сухой - рассыпается, светлого цвета; сырой- липнет, принимает форму ѐмкости, темнее по цвету). Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения, умение сравнивать, обозначать действия словом.

Тазики с сухим и влажным песком, совочки, палочки.

Апрель

2021г.

8.04.21

«Какие следы остаются на влажном песке?»

Выявить с детьми свойство влажного песка оставлять следы и отпечатки. Развивать умение делать разнообразные отпечатки рук, различать геометрические фигуры.

Ёмкость с влажным и сухим песком, разные формочки, объёмные геометрические фигуры.

Апрель

2021г.

12.04.21

«Как отделить песок»

Показать, как с помощью сита просеивается сухой песок, мелкие предметы отделяются от крупных. Развивать общую и мелкую моторику рук.

Емкость с сухим и мокрым песком, палочки, поднос, песочные часы

Апрель

2021г.

16.04.21

«Как рисовать песком?»

 

Формировать представления детей о том, что с помощью рассыпания сухого песка можно создавать различные образы, а на влажном песке можно рисовать палочкой. Развивать мелкую моторику, мыслительные процессы, фантазию. Содействовать доброжелательному отношению детей друг к другу и к работам своих товарищей.

 

Подносы с влажным и сухим песком, емкости с сухим песком, палочки, дощечки для лепки.

 

Апрель

2021г

22.04.21

«Какие бывают камни?»

 

Выявить с детьми новое свойство камней (гладкость и шероховатость). Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику.

Камни средней величины гладкие и шероховатые (заранее сделанные гвоздѐм царапины), две пустые ѐмкости, лупа.

Апрель

2021г.

29.04.21

«Как камни могут издавать звуки?»

Дать детям представление о том, что камни твѐрдые; выявить свойство камней издавать разнообразные звуки в разных коробочках. Развивать слуховое восприятие, общую и мелкую моторику, умение делать простейшие выводы и умозаключения.

Камушки большие и маленькие, пѐрышки, баночки из разного материала с крышками, маленькие ложки.

 

Май

2021г.

12.05.21

«Почему камешки тонут в воде?»

 

Формировать представления детей о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжѐлые. Развивать общую и мелкую моторику, умение устанавливать логическую связь между предметами, сортировать камушки по величине.

Стимулировать интерес к играм с природным материалом.

 

Камушки большие и маленькие, прозрачная ѐмкость с водой, две пустые ѐмкости, мешочек с камнями, ложки.

Май

2021г.

14.05.21

Сравнение свойств материала:

камня и ваты.

 

Познакомить детей

с различными по свойствам материалами:

ватой, камнем. Формировать представления

о их свойствах:

вата

(мягкая, легкая,

теплая), камень

(твердый, тяжелый,

холодный)

 

Мягкая игрушка

Зайка, два ведёрка, полотенце, ёмкость с водой, вата, камешки, морковь (нарезанная соломкой)

для угощения детям.

 

Май

2021г.

15.05.21

«Поплывѐт или утонет?»

 

Формировать представления детей о весе предметов; выявить способность некоторых предметов держаться на воде. Развивать умение детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи, определять предметы на ощупь.

Воспитывать гуманное отношение к миру природы.

 

Пѐрышки, листья деревьев, щепки, деревянные брусочки, камни, ракушки, ѐмкость с водой, две пустые ѐмкости, поднос.

 

Май

2021г.

17.05.21

«Что лежит в коробке?»

 

Познакомить с источниками света, значением света для жизни людей. Активизировать словарь ( «темно, светло, освещать, солнечный свет»); развивать мыслительные процессы. Поддерживать интерес к опытнической деятельности.

Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь, фонарик, лампа, кубики, кукольная посуда, крупные пуговицы.

Май

2021г.

20.05.21

«Солнечные зайчики»

Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

зеркало, баночка, пластина из нержавеющей стали

Май

2021г.

24.05.21

«Майский жук»

Расширять представления детей о насекомых; продолжать знакомить с их разнообразием; развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать; воспитывать любознательность.

 

 

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×