Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Об истории появления народных инструментов детям 5-6 лет. Автор: Сыроежина Ирина Андреевна. Работа №359933

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Что? Зачем? Почему?
Описание:
сценарий
Работа:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Городской центр внешкольной работы Досуг
Конспект занятия в ШРР Успех
(по курсу Вместе спляшем и споем)
Русские народные инструменты в наше время
Автор-составитель:
Сыроежина Ирина Андреевна -
педагог дополнительного образования
г. Красный Сулин – 2022
Конспект занятия
Русские народные инструменты в наше время
Цели: Расширение и закрепление знаний воспитанников о русских народных инструментах.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с элементарными музыкально-теоретическими знаниями;
Познакомить с создателем первого оркестра народных инструментов и его роли в сохранении народного творчества.
закрепить: знания о музыкальных терминах;
способствовать: дальнейшему овладению детьми игрой на народных музыкальных инструментах;
Развивающие:
Развивать музыкальное восприятие, тембровый слух; внимание, память интонационно - стилевые представления, творческие способности.
развивать: музыкальную память; слуховое внимание; мышление; речь; умение фантазировать и видеть музыку; умение различать регистры, вслушиваться в музыкальные звуки; у детей чувства ритма посредством выполнения двигательных, игровых упражнений;
закреплять навыки выполнения музыкально-ритмических движений;
Воспитательные:
Воспитывать музыкальную культуру учащихся, любовь к народной музыке.
формировать у учащихся эстетические чувства и положительные эмоции;
обогащатьмузыкальные впечатления детей;
приучать проявлять уважение к своим товарищам, умение слушать других.
Методы и приемы:
Наглядные: демонстрационный материал, народные музыкальные инструменты, презентация.
Словесные: художественное слово; объяснение; рефлексия.
Игровые: музыкальные разминки, игры.
Предварительная работа:
Игровое упражнение Опиши звук.
Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: фортепиано, ноутбук, колонка, музыкальные инструменты (ложки, маракасы, ксилофон), сундучок, свистулька.
Музыкальный репертуар: обработки русских народных наигрышей и мелодий.
Привлеченные аниматоры: Домовенок Кузя (Учащийся детского объединения Маски)
Ход занятия:
Организационный момент
Педагог: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Педагог: У нас сегодня необычное занятие. Мы с вами совершим путешествие в старинную, русскую деревню, где много звуков, музыки, хорошего настроения. В старину в сёлах и деревнях люди всегда не только много работали: пахали, сеяли, собирали урожай, но и умели хорошо активно отдыхать: петь, танцевать , играть в весёлые игры. Мы с вами из этого уже кое-что умеем, но для начала проведём небольшую разминку. Будем идти по кругу хороводным шагом,.. стоп, а теперь давайте в другую сторону. Сходимся к центру, расходимся снова. А сейчас я покажу вам новое упражнение: Присядка.
Дети выполняют..
Педагог: Ну, а теперь, давайте присядем на стулья и кое-что послушаем.
Дети проходят под музыку на стулья….
Педагог: Что бы познакомиться ближе с музыкой наших предков нам необходимо открыть вот этот старинный русский сундучок. Ведь на Руси, в стародавние времена, самые драгоценные вещи хранили в сундуках. Этот сундук не простой, и открыть его можно, лишь отгадав правильно загадки. Слушайте внимательно загадки, дружно называйте отгадки!
1. У него рубашка в складкуЛюбит он плясать в присядку.Он и пляшет и поётЕсли в руки попадёт.Сорок пуговиц на нём С перламутровым огнёмВесельчак он и буян,Голосистый мой… (баян)
2. Чьи мы слышим перекаты
Словно гром гремят – раскаты.
В ряд пластинки – будто щётка,
А зовут ее - …(трещетка)
3. Деревянные сестрички, друг о друженьку стучат, всю округу веселят… (ложки)
4. Ой! Звенит она звенит.Всех игрою веселит!А всего – то три струны Ей для музыки нужны.Кто такая, отгадай-ка Это наша… (балалайка).
Основная часть занятия.
Педагог: Все эти инструменты называются Русские народные инструменты
Сегодня мы продолжим раскрывать тайны звучания народных инструментов, и узнаем когда и кем был создан первый оркестр русских народных инструментов. А пока я предлагаю вам поиграть в игру. Давайте попробуем определить инструменты по их звучанию
Игра Какой инструмент звучит?
Игра проводится с использованием ИКТ (видео)
Педагог: Молодцы ребята! Вы хорошо справились с заданием. Теперь мы с вами знаем, что у каждого инструмента свое особое звучание. Давайте мы с вами попробуем распределить инструменты по группам. (Струнные, духовые, клавишные , ударные)
(Данное задание так-же выполняется с использованием ИКТ — видео)
Педагог: Молодцы ребята, и с этим заданием справились!
Слышится шорох, кряхтение, чихание, затем посвистывание...
Педагог: Ой, ребята, вы это слышите эти звуки? Очень странно! Приведение какое-то…. Кто там есть, выходи!
Из-за инструмента вылазит отряхиваясь домовенок Кузя.
Кузя: (обиженно) Сами вы приведения! Порядочному домовому уж и на свет выбраться нельзя, сразу обзываться! Вот современность!
Педагог: Ну извини нас пожалуйста, мы не хотели тебя обидеть, просто не ожидали с ребятами, что у нас тут кто-то есть еще.
Кузя: Да ладно! (Смеется) Че! Правда испугались? Вот здорово! Кузя я! Домовенок Кузя!
Педагог: Очень приятно, Кузя. Ну раз пришел, присоединяйся к нам. Мы тут с ребятами беседуем о народный инструментах. Кстати, на чем это ты там присвистывал?
Кузя: Ооо! Так это я вам рассказать могу! Вот видите...(показывает свою свистульку) Это свистулька, она считается первым музыкальным инструментом, её изготавливали из глины. Вот и в нашей местности умельцы – мастера делали вот такие необычные свистульки. Показывает как играть
(далее педагог рассказывывает и показывает картинки)
Педагог: Далее, были кугиклы - это такие деревянные или тростниковые трубочки, скрепленные между собой. Ещё, в деревнях мастерили другие духовые инструменты –это рожки и жалейки. Далее, следует бубен, затем балалайка, потом, домра, и ещё, к старинным шумовым инструментам относятся – деревянные ложки.
Кузя: Ой, люблю ложки, и постучать от души можно, там-та-ра-рам устроить, и кашу поесть!
Педагог: Каша — это хорошо, но мы еще с музыкой не закончили. А у нас, кстати, как раз есть танец, который так и называется Каша!
Кузя: Ой, хочу, хочу!!
(Танец-разминка Каша)
Кузя: Вы тут про инструменты говорите, танцы хорошо танцуете, а хотите я вам про песни расскажу? Очень я их люблю слушать, когда еще маленьким был, слушал, лет так 300 назад. Молоденький я ещо!
Педагог: Конечно хотим, правда ребята?
Кузя: В старину женщины пели своим маленьким детям колыбельные песни, когда укладывали их спать: Баю-бай, баю- бай, поскорее засыпай… Старинные песни очень простые. Темп песни определяется ритмом сердца матери и малыша и подстраивается к качанию колыбели. Исполнение колыбельной – это не просто песня, а всегда взаимодействие поющей мамы, бабушки или няни с малышом, который лежит в кроватке и мирно засыпает. Песни эти ласковые, негромкие, нежные, что бы малыш уснул и ему снились хорошие сны.
Педагог: У нас есть такая песенка, давайте вместе послушаем?
(Прослушивание русской народной песни Колыбельная)
Кузя: (зевает) Я же говорил, что колыбельные с детства люблю. Пойду вздремну, а вы тут давайте учитесь! Свою исторю, даже музыкальную нужно обязательно знать! А вообще, понравилось мне у вас! Пожалуй, буду к вам иногда заглядывать (зевает и уходит)
Педагог: До свиданья, Кузенька, приходи, конечно, к нам еще.
Вот, ребята, Кузю проводили и дошли мы до самого интересного! Поговорим об истории создания оркестра русских народных инструментов. Оркестр русских народных инструментов — музыкальный коллектив многочисленного и разнообразного состава, основу которого составляют группы домр и балалаек. Первым в истории подобным оркестром стал Русский оркестр В. В. Андреева, дебютное выступление которого состоялось в 1888 году.
(Демонстрация видео- и фотоматериалов, далее
Разминка под музыку)
Педагог: Ребята, давайте мы с вами представим, что наши ладошки, это русский народный музыкальный инструмент – баян:
Посмотри – мои ладошки,Как веселые гормошки,Пальчики я раздвигаю,А потом опять сдвигаю.(Пальчиковую гимнастику повторить два раза).
Педагог: Всем известна старинная русская народная плясовая Ах вы сени мои сени,Сейчас она прозвучит в исполнении оркестра русских народных инструментов, а мы с Вами опробуем назвать инструменты, звучащие в оркестре.
Дети называют звучащие в оркестре инструменты.
Педагог: Молодцы, определили ведущие инструменты, именно они и являются музыкальными символами России. Недаром говорят: балалайка и гармонь разжигают в нас огонь. Ну, для того, что бы играть на балалайке и гармони, надо учиться в музыкальной школе, а вот с деревянными ложками вы, очень даже, справитесь. Берите инструменты.
Педагог задает ритм, а дети повторяют 3-5 раз на
музыкальных инструментах (ложки, маракасы, ксилофон).
Рефлексия. Итог занятия.
Педагог: Давайте подумаем, со всеми и заданиями справились?
Учащиеся перечисляют все то, чем занимались на занятии: слушали музыку, отбивали ритмы, танцевали, отгадывали загадки и играли в игры.
Педагог: И я полностью согласна с вами, вы действительно - молодцы! Как нам Кузя и сказал, что очень важно помнить свою историю, даже музыкальную! Я желаю вам всего доброго! Чаще слушайте музыку и будьте в хорошем настроении всегда! До встречи!
Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×