Играй и развивайся. Автор: Макарова Марина Николаевна. Работа №99412
Информационная карта педагогического проекта
«Играй и развивайся»
П/н
Раздел
Содержание
Название
«Играй и развивайся»
Направленность проекта
«знакомство детей с новыми играми, направленные на обучение детей, получение новы знаний»
Автор
Львова И.С., Макарова М.Н., Меньшова М.С., студенты 3 курса направления подготовки Педагогическое образование профиль «Дошкольное образование»
Руководитель
Шмырева Наталья Александровна, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики ИО КемГУ, кандидат педагогических наук, доцент
База проекта
МБДОУ № 37 «Родничок» старшая группа (26 детей)
Сроки
Долгосрочный (10.09.2018 г. – 10.05.2019 г.)
Тип проекта
Педагогический
Аннотация
Проект предполагает продолжительность реализации 9 месяцев.
Проект включает в себя три этапа: подготовительный, основной, заключительный. В ходе проекта будет реализовываться план мероприятий, который направлен на реализацию поставленной цели.
Предполагаемый результат – применять полученные знания и способы в повседневной деятельности детей. Решать интеллектуальные задачи адекватно возрасту.
Ресурсы
Нормативно–правовая база:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Игровая комната, игровой материал (в том
числе нетрадиционный
Технические средства: магнитофон, телевизор (просмотр презентаций)
Наглядный материал: Картинный материал, демонстрационный материал
, дидактические пособия
Методический материал: общеразвивающая программа дошкольного образования, календарно-тематические планы по образовательным областям, книги с методическими рекомендациями.
Цель
Создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности.
Задачи
Формировать у детей старшего дошкольного возраста новые знания и навыки
.
Формировать у детей стремление к совершенствованию
.
Закрепить
навыки
полученные в игре
.
Пополнить и обогатить предметно развивающую образовательную среду
.
Предполагаемый результат
Повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Оригинальность
Составлен комплекс мероприятий, направленных на достижение цели и поставленных задач.
Пояснительная записка
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника.
Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком.
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии заинтересованы все взрослые.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника.
Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что лучше всего интеллект ребенка развивается в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Этот факт учитываю в своей работе, но стараюсь не переусердствовать, не погасить в ребенке познавательный интерес. Чтобы эффективно стимулировать интеллектуальное развитие ребенка в игре, предлагаю ему варианты продолжения игры, начатой ребенком по собственной инициативе. Предлагаю детям новые интересные занятия, поддерживаю их живейший интерес ко всем новым предметам и явлениям, но их предпочтения остаются главным фактором при выборе развивающих игр и упражнений.
Отмечая каждое достижение ребенка, поощряя его добрыми словами и лаской, мы тем самым повышаем его уверенность в собственных силах и стремление к новым результатам, а эти качества просто необходимы для интеллектуального развития ребенка и его успешности в будущем.
План организации и реализации проекта
1 этап – подготовительный.
Сентябрь 2018 г.
Диагностика на начальном этапе проекта помогает выявить степень активности родителей в организации игр на развитие интеллектуальных способностей у детей через анкетирование. В последующей деятельности диагностика помогает проследить динамику и эффективность мероприятий проекта. Диагностику проводят воспитатели.
2 этап –основной.
Ноябрь-март 2018-2019гг.
Включает в себя выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, разнообразных игр по данной теме, логических задач, упражнений, непосредственно-образовательная деятельность по пяти образовательным областям ФГОС.
3 этап – заключительный.
Апрель – май 2019 г.
Подведение итогов работы над проектом; анкетирование
родителей и опрос детей; презентация проекта.
Программа реализации этапов проекта
Этап
Содержание
1 этап
Задачи:
Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме проекта.
Выбрать инструментарий диагностики знаний и умений детей.
Обработать полученные результаты.
Используемые методики:
Наблюдение за
детьми в процессе игровой деятельности
Цель: выявление уровня знаний детей на начальном этапе проведения проекта.
Планирование деятельности по теме проекта
.
Цель: Составление календарного плана работы.
Взаимодействие с родителями направленное на реализацию проекта
.
Цель: ознакомление родителей с проектом.
Показатели результативности:
подобрана и проанализирована психолого-педагогическая литература по теме проекта:
1.Бреслав, Г. В. Психоло Белоусова, Л.Е. Удивительные истории [Текст]: библиотека программы «Детство» /Л.Е.Белоусова. – М.; Просвящение, 2003. - 214с.
2.Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей, 5 - 6 лет:
[Текст]: пособие для педагогов / Л.И. Сорокина.-Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 – 145с..
2 этап
Задачи:
Разработать комплекс игр
, способствующих
реализации поставленных задач
.
Стим
улировать мотивировать детей принимать участие в игровой деятельности
.
Провести комплекс мероприятий
- игр.
Провести завершающее мероприятие, получить обратную связь о результатах проведенных мероприятий.
Мероприятия:
Социально-коммуникативное развитие:
1. Сюжетно –ролевая игра «Идем в гости».
2. «Птицы в ловушке».
3. «Ожившие игрушки».
4. «Одуванчик».
5. У нас порядок».
6. Экскурсия в школу, библиотеку.
Цель: развитие взаимодействие общения ребёнка со сверстниками и родителями .
Результаты:
охарактеризована
сущность полезности игровой деятельности
;
сформировать
полож
ительное отношение к игровой деятельности
(мотивация).
.
Познавательное развитие
1. «Письмо от Незнайки».
2. «Высоко – низко, далеко – близко».
3. «Курочка Ряба».
4. «Скорее собери».
5. «Найди такую-же».
6. «Летучие мыши».
7. «Что мы делаем».
8. «Загадочные отпечатки».
9. Логические задачи, головоломки, кроссворды.
10. Игры с блоками Дьенеша
Цель: развитие интереса, любознательности, позновательную мотивацию. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах, окружающем мире.
Описание: Занятия, дидактические, развивающие настольные, словесные игры, логические задачи. Сюжетно –ролевая игры
3.Речевое развитие
Пальчиковые игр
ы-
изображаем пальцами цифры, буквы;
Упражнения на развитие подвижности силы и гибкости пальцев;
Загадки (чтение, письмо, понятия о времени, растения т.д.)
физкультминутки
на занятиях и т.д
.
.
Цель: развитие связной грамматически поставленной диалогической и монологической речи. Обучения владения речи как средством общения.
Описание: Использование на занятиях стихов, загадок, пословиц, поговорок и дид-ие игровые тренинги для развития речи, театрализованные игры.
4. Художественно – эстетическое развитие
Логические упражнения:
Продолжи ряд, нахождение ошибки, умозаключения.
Лепка «русская матрешка», «У меня есть друг усатый, кот Матроскин полосатый»
Аппликация «Новогоднее веселье», «Кухонные принадлежности»
Рисование «мамочка милая, мама моя»
«Добрый доктор Айболит»
Цель: реализация самостоятельной творческой деятельности при рисование различных предметов и штрихов, при лепке из пластилина, аппликации.
Описание: тетради с заданиями, альбомы упражнений для развития руки ребенка, веселые домашние задания, графические диктанты, альбомы по лепке и аппликации «сделай сам»: .
5. Физическое развитие:
Игры сбегом:
«Пятнашки», «Ракеты»
Игры с прыжками:
«Бег в мешках», «Прыжки через скакалку»
Игры с мячом:
«Пятнашки с мячом», «Эстафета с передачей мяча»
Словесные игры:
«Повтори – ка», «Пусть ворона мокнет»
Загадки – складки; чистоговорки и скороговорки; Народные игры; «Краски», «Прорыв цепи»
Цель: развитие физических качеств у ребёнка. Укрепление крупной и мелкой моторики рук,
Описание: Народные игры, динамические паузы, психогимнастики, физкультминутка, подвижные игры.
Работа с родителями
:
1.Диагностика:
«Нужна ли игра ребенку и зачем?»
«Исследование игровой деятельности»
2. Консультация для родителей «Интеллектуальное развитие ребёнка дошкольного возраста.
3. Консультация для родителей «Значение занимательного материала для развития детей»
4. Совместный с родителями конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»
Цель: приобщение родителей к реализации данного проекта.
Показатели результативности:
разработан план мероприя
тий, способствующих реализации
пректа
;
повысилс
я уровень умения детей играя взаимодействовать в коллективе
;
проведен ком
плекс игровых действий
получена обратная связь о результатах проведенных мероприятий в ходе завершающего мероприятия «Круглый стол».
3 этап
Задачи:
1 . Диагностическое обследование:
- Развитие психических процессов у дошкольника
- Опросник «Отношение родителей к интеллектуальному развитию своего ребенка»
- Анкетирование родителей «Играй и развивайся»
2. Создание папки для педагогов:
- "Картотека игр по формированию интеллектуальных способностей у дошкольника»
- «Занимательные физкультминутки»;
- «Игры, которые учат»; «Релаксационные игры», «Развиваем ручки»;
3. Интеллектуальный марафон:
«Знайки»:
4. Создание папки для родителей: "Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка" (памятки, рекомендации, буклеты, консультации).
5.Обработать полученные результаты.
- На основе полученных данных составить рекомендации для родителей и мониторинг.
- Составить отчет о проделанной работе.
Используемые методики:
Организация образовательной деятельности:
Игры, направленные на всестороннее развитие ребенка;
Чтение и обсуждение художественной литературы;
Создание педагогических ситуаций;
Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций;
Продуктивная деятельность;
Слушанье и обсуждение народной, детской музыки;
Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек,
песен;
Комплексные –игровые занятия по всем образовательным областям
Цель: получение детьми в процессе новых знаний, умений и навыков.
Мероприятия групповые, межгрупповые и
общесадовские
:
Тематические досуги;
Праздники;
Интеллектуальные КВНы;
Дни открытых дверей;
Театрализованные представления.
Цель: закрепление использования полученных умений и навыков в игровой деятельности, их реализация.
Показатели результативности:
уровень овладения полученных знаний детьми, их реализация в игровой и образовательной деятельности.
составлены методические рекомендации для
родителей
;
составлен отчет о проделанной работе.
Риски и мероприятия по их минимизации
Риски
Минимизация
Риск 1: Преждевременное угасание интереса детей к проводимым мероприятиям.
Индивидуальная беседа, в ходе которой происходит выявление причин угасания интереса, мотивирование их на дальнейшее участие в мероприятиях, играх и занятиях.
Риск 2: Нерегулярное посещение детей детского сада.
Изначально обсудить с родителями необходимость детей ежедневно посещать ДОУ, исключение – болезнь ребёнка.
Риск 3: Несоответствие материально-технической базы для проведения мероприятий (нет достаточного методического обеспечения, наглядного материала, канцелярских принадлежностей и т.д.).
Заранее продумать несколько вариантов мероприятий, подготовить наглядный и дидактический материал.
Презентация проекта – открытое практическое занятие
Цель: закрепление полученных знаний, умений и навыков в результате завершения проекта.
План занятия.
Часть 1
Занятие начинается с расслабления детей. Необходимо снять напряжение и скованность. Детям предлагается представить, что они снеговики. У них есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки. На улице светит веселое солнышко. И вот потихонечку каждый снеговичок начинает таять. Дети должны представить, как сначала тает голова, потом руки, и затем туловище. И вот они превращаются в лужицу и растекаются по земле.
Так с помощью воображения детей происходит их расслабление. Затем мы начинаем игровое развивающее занятие.
Часть2.
Основная.
Цель: выполнение дидактических заданий.
Часть3.
Заключительная.
Цель: подведение итогов и результатов.
Продукт реализации проекта
• методические рекомендации для родителей «Познаём окружающий мир в игре»;
• план мероприятий, способствующий поддержанию игрового интереса детей, на летней период 2019 г.
Прогноз, перспектива развития проекта
Данный проект может быть реализован в любых образовательных дошкольных учреждениях. Так как игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
Именно поэтому данный проект может быть чрезвычайно актуален и направлен для использования специалистами для достижения положительного результата в педагогическом процессе, который позволит им качественно выполнять свою работу.
