"Люби и знай свой край родной". Автор: Лопатина Евгения Гавриловна. Работа №99424
Государственное казенное учреждение Самарской области
«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными
возможностями «Виктория» г.о.Тольятти»
Структурное подразделение «Алые паруса»
ЦИКЛ БЕСЕД ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ РОДНОЙ»
Воспитатель - Лопатина Е.Г.
Тольятти
2017
Пояснительная записка
Программа предназначена для получения первоначальных сведений краеведческого характера детьми в возрасте от семи до десяти лет. В основу ее положена модифицированная программа для средней школы:
Учайкина И.Р. и др. География Самарской области. Изучающим географию Самарской области (для учителей географии и краеведов).Самара, СИПКРО, 2000.
Значение предлагаемой программы определяется следующими обстоятельствами.
1.Идеи регионализации в последнее время приобретают особое звучание в связи с новой концепцией устойчивого развития России, в которой специально выделяется региональный аспект экономических и социальных проблем.
2.Краеведение, наиболее полно выражая идеологию державности, является одним из самых действенных средств воспитания гражданина, патриота.
Вместе с тем, в школьном курсе географии в последние 10-15 лет изучению регионального компонента уделяется недостаточно внимания. Таким образом, особое значение в качестве источника получения соответствующих знаний, формирования мировоззрения, нравственных ценностей приобретает система дополнительного образования.
В процессе занятий создаются условия для ознакомления с особенностями края, общения с природой, направленные на воспитание любви к «малой» Родине, чувства неразрывной связи с ее судьбой, прошлым, настоящим и будущим.
Основные цели курса
1.Получение первоначальных знаний по истории и географии Самарской области, знакомство с ее богатствами, местом в системе других субъектов федерации, биографиями земляков – героев войны и труда.
2.Развитие творческих способностей детей.
3.Привитие картографических умений, навыков ведения наблюдений, анализа результатов, использования источников краеведческой информации.
Общеобразовательные задачи
- обеспечивать формирование коммуникативной компетентности детей;
- развивать гибкость мышления и поведения, необходимых в современных социальных условиях;
- способствовать воспитанию экологического сознания;
- Интересно и доступно способствовать получению знаний о природных и хозяйственных особенностях Самарской области, развивать любознательность и самостоятельность;
- показать взаимосвязь природных, экономических, социокультурных, демографических, геоэкологических явлений;
- формировать культуру подростков через приобщение к конкретным знаниям о крае.
Программа предусматривает использование различных методов информации: словесных, наглядных, практических, поисково-исследовательских. При этом, учитывая возраст и невысокий уровень теоретической подготовки детей, особое внимание уделяется наглядным и игровым формам получения знаний.
Занятия проводятся по типу: теоретические, практические, диагностические, комбинированные.
Формы проведения занятий так же разнообразны: кружковое занятие,
соревнование. выставка, конкурс, игра, экскурсия.
Среди способов определения результативности занятий - наблюдение, анкетирование, тестирование, интеллектуальные игры и викторины.
Содержание программы соответствует Закону «Об образовании» , «Конвенции о правах ребенка».
ЛИТЕРАТУРА, НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
Учайкина И.Р. и др. География Самарской области. Учебник. 2003.
Овсянников В.А. Ставрополь – Тольятти. 2001.
Кузьмин А. Татищев. Жизнь замечательных людей. М.,1981.
Здравствуй, Автоград! 1985.
Мы из Тольятти.Сборник.1989.
Памятники искусства и культуры Куйбышевской области.1979.
Алексеев А.И.и Николина В.В. География: население и хозяйство России. 2003.
Атлас Самарской области. М.,»Картография»,2000.
Физическая карта Самарской области.
Российская федерация. Физическая карта.
Коллекция минералов.
Особое задание. Художественный фильм.Мосфильм
Календарно-тематическое планирование курса
«Люби и знай свой край родной»
Тематика занятий
Колич.
часов
Цель занятия
1.
Что такое краеведение
1 час
Дать понятие о науке; заинтересовать проблематикой
2.
3.
Какие бывают карты
- Географические карты. Некоторые географические понятия
-Исторические карты.Игра: «Назови условный знак»
1час
1 час
Познакомить с различными видами карт, легендой карты; дать понятие «масштаб»
4.
Географическое положение Самарской области
Беседа: «Где мы живем»
-Практическая работа: Самарская область на картах
1час
1час
Познакомить детей с особенностями расположения области, изображением ее на карте; подчеркнуть его выгоды и преимущества
5.
6.
История заселения края
-Заселение и освоение территории
-Татищев и его роль в освоении Самарского края
Занятие: «Чем удивительна
область».Работа с картой
1час
1час
Разъяснить исторически прогрессивную роль русификации Среднего Поволжья. Показать памятники древней культуры, объекты древней природы края
7.
8.
9.
Беседа:«Как возникают города»
Тематический час: «Трижды рожденный»
-Викторина «Кто строит город»
1 час
1 час
1 час
Раскрыть географические и исторические предпосылки возникновения городов, познакомить со славной историей г.Тольятти
10.
11.
.
12.
13.
14.
15.
.
Растительный и животный мир Самарской луки
«Растения и животные наших лесов». Работа с таблицами
Правила поведения на природе
Экскурсия в лес, наблюдение за жизнью лесных обитателей
Устное сочинение «Лес в жизни природы и человека»
«Растительный и животный мир степей и лугов» - работа с таблицами
Конкурс эрудитов: «Что растет в саду и на огороде»
«Растения и животные
пресноводных
водоемов» - работа с таблицей, конкурс рисунков
1 час
1час
1час .
1час.
1час
1час
1 час.
1 час.
Познакомить детей с богатством флоры и фауны Самарской области;
привить начала экологической грамотности; научить любить и беречь природу.
16.
17.
Население области
Игра: «На золотом крыльце сидели: русский, татарин, мордвин молодой…Скорей, друг, представься: а ты кто такой?»
Популярно об экономике
Беседа: «Где трудятся наши родители»
1час.
1 час.
Знакомство с национальностями,населяющими Поволжье, их обычаями
Дать понятие об отраслях хозяйства, назвать некоторые крупные предприятия
