«УЧИМСЯ ЭФФЕКТИВНО ЗАПОМИНАТЬ." | Сарбаева Айгуль Аюповна. Работа №302523
УЧИМСЯ ЭФФЕКТИВНО ЗАПОМИНАТЬ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В жизни часто бывают ситуации, когда забываешь имя того или иного человека, а обратиться нужно сейчас и непременно. Неловко чувствуешь себя. А если назовёшь не тем именем? Сама не раз бывала в такой ситуации. Иногда поправляла собеседника, иногда молча выслушивала его. В конце концов, запоминать имя важно с точки зрения простого уважения и вежливости. Шекспир однажды заметил: «Нет слаще мелодии на свете, чем мелодия собственного имени». Так как же избежать неловкой ситуации при обращении?
МБОУ башкирский лицей им.М.Бурангулова с.Раевский
МР Альшеевский район Республики Башкортостан
«УЧИМСЯ ЭФФЕКТИВНО ЗАПОМИНАТЬ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
2022 г
1. Организационный момент, сообщение темы
В жизни часто бывают ситуации, когда забываешь имя того или иного человека, а обратиться нужно сейчас и непременно. Неловко чувствуешь себя. А если назовёшь не тем именем? Сама не раз бывала в такой ситуации. Иногда поправляла собеседника, иногда молча выслушивала его. В конце концов, запоминать имя важно с точки зрения простого уважения и вежливости. Шекспир однажды заметил: «Нет слаще мелодии на свете, чем мелодия собственного имени». Так как же избежать неловкой ситуации при обращении? Приведу пример из своей жизни. В этом году Киреева Илюза Мударисовна будет классным руководителем 5 «а» класса (мой 4-ый выпускной), и нам предстоит долгое сотрудничество. Знакомых с таким именем у меня нет, чтобы провести ассоциацию между ними, поэтому первой ассоциацией для меня стала песня в исполнении Айдара Галимова «Илюзам»… В голове возникает образ автора и вомпозитора многих эстрадных песен Илюза Зарипова. Ну, а Мударисовна … Конечно, ассоциация со словом учитель, наставник в переводе с арабского, который я немного знаю! А если я ещё и наглядность сделаю, то непременно запомню имя нового классного руководителя и учителей-предметников своих выпускников. (Слайд 1)
А начала я своё выступление так, потому что тема моего мастер – класса: «Учимся эффективно запоминать». (Слайд 3)
- При работе с детьми мною было замечено, что заучивание стихотворений вызывает у некоторых детей большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Я столкнулась с проблемой - недостаточная сформированность психических качеств: внимания, мышления, воображения, памяти.
Передо мной стал вопрос: Как научить школьников прочно запоминать необходимую информацию в короткий промежуток времени? Как научить выделять главное в тексте или в речи?
Одна из основных задач, стоящая перед нами учителями, это помочь ученикам преодолеть возникающий барьер между возрастающим объемом информации, которую должен обработать ученик, и его психофизиологическими возможностями.
Поэтому я определила основное направление своей работы с детьми: «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников».
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по развитию памяти.
Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество. Остановимся на самом интересном из них — мнемотехнике.
Надеюсь, что вы проявите творческую активность и поможете мне в проведении занятия, за что заранее вам благодарна.
2.2. Актуальность проблемы развития памяти детей младшего школьного возраста.
- Многие младшие школьники испытывают затруднения при пересказе текстов, при заучивании стихотворений, и вот здесь нам помогут приемы мнемотехники. Глядя на схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
«Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю» (Конфуций).
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»,- писал К. Д. Ушинский.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, использую в работе по развитию памяти приёмы мнемотехники.
2.3. Технология использования приемов мнемотехники в работе с детьми.
- Уважаемые коллеги, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово МНЕМОТЕХНИКА?
Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания».
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации). Философ и поэт Джардано Бруно преподавал мнемотехнику. Ею интересовались Аристотель, Александр Македонский. Феноменальной памятью обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.
Существуют несколько основных приёмов мнемотехники: (Слайд 5)
Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации (кодирование)
Рифмизация
Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных
Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией
Метод Цицерона на пространственное воображение
Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти
Методы запоминания слов, связанных в рассказ
Я расскажу о некоторых из них, которые помогают и в жизни, и в работе.
Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации (кодирование) (Слайд 6)
Как запомнить цвета радуги? Конечно, всем известная фраза «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» и помогает нам с детства запомнить о последовательности цветов в спектре. Или аналогичная ей "Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь". Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Кто помнит название падежей в русском языке? Тот, кто помнит с 3 класса смешную фразу: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку».(Слайд 7)
Названия планет, конечно, все знают. А кто назовёт их по мере удаления от Солнца? Тот, кому в школе сказали: «Мы Ведь Знаем, Мама Юли Села Утром На Пилюли!» Так как Плутон в 2006 году исключили из списка планет, я добавляю своим ученикам, что Пилюли потерялись…(Слайд 8)
А разве вы никогда не путали последовательность цветов Российского флага?
Как ученикам её запомнить? Тут разные способы существуют: БейСиК, БёСиК… Нам с ребятами нравится ассоциировать с Николаем БаСКовым.
Легко и просто.(Слайд 9)
Запишите Римскими цифрами числа: 1, 5, 10,15, 50, 100, 500, 1000.
Записали до 50, а дальше не помним. На практике редко пользуемся ими. А знать надо. Поможет фраза: «Мы Dарим Сочные Lимоны, Xватит Vсем Iх». (Слайд 10)
2) Рифмизация (Слайд 11).
Это перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные
определенным ритмом или рифмой.
Кто не знает песенку: «До, ре, ми, фа, соль, ля, си – кошка едет на такси?»
(Слайд 12)
Прочитайте своему соседу слова: торты,шарфы,банты, жалюзи,щавель, каталог, свекла, квартал.
А теперь давайте проверим правильность поставленного вами ударения в этих словах. Помогут рифмы. (Слайд 13)
У бабы
Фёклы
растёт на грядке свёкла.
Долго ели
тОрты
–
Не налезли
шОрты
!
Не говори
катАлог
, а только
каталОг
.
Срубили ель. Сорвали
щавЕль
.
квартАл
- К последнему слову нет рифмы у меня. Как же запомнить: квАртал или квартАл? Я сама без конца путаюсь, поэтому поставила себе «2». Теперь у меня «2» ассоциируется со вторым слогом «квартАл». И таких рифмовок очень много. Я использую их на уроках русского языка. (Слайды 14 – 16)
3) Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (Слайд 17)
Чайковский – ЧАЙ и КОФЕ
Морфология – МОР и ФОЛ
Синтаксис – СИНий в ТАКСИ
Пунктуация – ПУНКТ У А
Давайте проведём эксперимент. Я зачитаю несколько слов, вы их запомните и запишите в том порядке, в котором услышали.
Слова: аллея, кекс, Тольятти, дарево, теннис, гнездо, шпилька, книга, окно, бутерброд.
Проверим. У кого записаны все слова в том порядке, в котором я их зачитывала? Таких нет…
Сложно запомнить группу слов. Я научу вас приёму, который поможет легко и просто запоминать нужные слова. Этот приём я использую при изучении словарных слов. А самое главное – эта работа нравится детям, потому что не надо ничего зубрить!
Метод Цицерона (Слайд 18)
По легенде Цицерон ходил на работу по одной и той же дороге, где каждый кустик, каждый камешек был ему хорошо знаком. Однажды, идя на выступление, он стал «привязывать» к каждому объекту ключевое слово из своего выступления. Так он повторил свой доклад.
Метод прост. Не только дорогу можно использовать в этом методе, но и комнату, квартиру. Мы с ребятами используем свой кабинет. К объектам кабинета «прикрепляем» нужные слова.
Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. (Слайд 19)
Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате.
Вспомнить информацию вы сможете опять, представив себе свою комнату, — все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».
Существуют некоторые правила «прикрепления» слов: (Слайд 20)
а) образы "ставятся" на хорошо освещенные места;
б) маленькие образы увеличиваются до больших размеров, большие уменьшаются до маленьких;
в) связка должна быть яркой, необычной;
г)используется динамика;
д)необходима детализация (вкус, слух, осязание);
е) можно прибегать к цвету и яркости.
Изучаем словарные слова с безударной гласной «я» (Слайд 21)
«Прикрепляем» слова к обстановке кабинета, наглядно это показываем:
Дверь - яблоко из Янтаря
Шкаф – заЯц (на вешалке трясётся)
Кулер – огромная лЯгушка (пахнет болотом)
Часы - Японец (медитирует)
Стена – тысЯча (вместо картин)
Панели – Ягуар бежит к сеЯлке
Угол – Январь,ель
Звезда – Язык
Ель – месЯц, рЯбина, Яйцо, Ягнёнок, Ядро
Под елью – Яичница
Получилось 15 слов. Если изучаются новые слова, то их «прикрепляем» к следующим объектам кабинета.
Повторим последовательность: дверь – Янтарь, шкаф - заЯц и т. д.
А теперь запишите эти все слова. Очень многие запомнили и слова, и их последовательность.
Я не задаю на дом зубрить словарные слова. Мы устно всем классом «прикрепляем» их к объектам кабинета. Повторяем несколько уроков (достаточно 2-3). И словарная работа превращается в игру с положительным результатом словарных диктантов. В последнее время мы стали использовать наглядность, что повысило результативность работы. Достаточно показать картинку с уже «прикреплёнными» словами. Несколько секунд, и все слова в голове, а диктант написан на «отлично».
При работе со словом “девочка” вывешиваю рисунок и спрашиваю, какой возглас восхищения издаем мы, когда видим опрятную и хорошо выглядящую девочку? “О!” Мы говорим: “О! Девочка!” Таким образом, акцентирую внимание на букве гласного, находящегося в слабой позиции.
Чтобы запомнить написание слов “шел”, “черный”, “желтый”, предлагаю рисунок ежика, который шагает в желтом плаще. Кто нарисован? Ежик. Какая буква стоит в начале слова? Запомните ее, т.к. в словах, с которыми мы познакомимся сегодня, есть эта буква. Какой по цвету ежик? (Черный) Во что одет? В желтый плащ. Что делал? Шел. На доске появляются слова с выделенной буквой е. Повторим. Шел черный ежик в желтом плаще.
“Заяц”. Сегодня я расскажу вам сказку о зайце. Жил на свете заяц. Был он очень хвастливым и часто повторял: “Я! Я! Я!” Но как только раздавался в лесу малейший шорох, то заяц начинал шептать: “Я… Я…” и прятался под куст. Найдите в слове “заяц” его хвастливое восклицание.
Все перечисленные методы похожи на увлекательную игру. Запоминание учебного материала становится более эффективным. Секрет мнемотехники прост – это ассоциация (связь нескольких образов). (Слайд 23)
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц на позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Многие младшие школьники испытывают затруднение при пересказе текстов и заучивании стихов и вот здесь нам помогут приемы мнемотехники. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе я предлагаю готовую план – схему.
- Как вы думаете, из каких этапов состоит работа по использованию мнемотаблиц?
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
- Попытаемся перекодировать информацию и прочитать, что здесь написано. Определите жанр прочитанного.
Это загадка: «Мухи белые летели и на крышу мухи сели» (Ответ: Снег)
В дальнейшем, уяснив правила работы с мнемотаблицей, ребенок активно включается в процесс создания своей схемы. Сначала дети работают с загадками, составляя мнемодорожку.
С
на
С неба звездой на ладошки водой. (Ответ: Снежинка)
Затем переходят к составлению мнемотаблиц. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при пересказе текста.
Благодаря приему мнемотехники, мне удалось достичь следующих результатов:
у детей появился интерес к заучиванию стихотворений, появилось желание пересказывать художественные произведения;
активизируется словарный запас,
улучшилась память детей,
многие дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед классом.
2.4. Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.
А теперь мне хотелось бы предложить вам на практике применить методы мнемотехники. Первая группа – составление мнемотаблицы по стихотворению.
К. Бальмонт «Осень»
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветках благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.
Вторая группа – составление
мнемотаблицы
по загадке.
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
(Ответ: Февраль)
Третья группа – составление
мнемотаблицы
по рассказу:
«Весна»
Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Из далеких стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы. Я очень люблю весну!
Четвертая группа – составление
«
СИНКВЕЙНа
» по нашей теме.
(В переводе с французского, синквейн – стихотворение,
состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая
отношение к данной теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.)
Просмотр полученных работ (1-3 группы). Участники читают произведение, а затем по схеме повторяют.
Систематизацию полученных знаний о данной технологии проведем с помощью приема «
Синквейн
» (4 группа).
«Мнемотехника
Творческая, интересная
Развивает, облегчает, содействует
Система методов и приемов
Память»
В заключение следует сказать, что использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным и "вкусным" мнемоника справляется просто великолепно. Попробуйте применить основные мнемонические приемы на себе — и вы скоро ощутите ее полезность и незаменимость. А если поможете понять и освоить мнемонические приемы своим детям — кто знает, может, вырастите нового Цицерона?
3. Подведение итогов, рефлексия
Применение приема символизации при запоминании позволяет глубже понять запоминаемый материал. Символизация запоминаемых понятий - это как раз и есть то, что обычно называют «думать при запоминании», «осмыслить запоминаемый материал».
Таким образом, использование методов мнемотехники:
• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
• развивает творческое познание детей.
- А сейчас небольшое отступление.
Мы с вами обратим внимание на экран, и я, абсолютно уверена, что справимся с заданием. Нужно продолжить эти высказывания.
Если ваш план на год- сажайте рис.
Если ваш план на десятилетия – сажайте деревья.
А если ваш план на всю жизнь - ……….
(учите детей)
Никто тебе не друг, никто тебе не враг!
Но каждый человек - ………..!
(Великий учитель)
Самым важным явлением в школе,
Самым поучительным предметом,
Самым живым примером для своих учеников является сам - ……….
(учитель)
Плохой учитель преподносит истину, хороший - …..
(учит её находить)
Мы сами должны верить в то, чему ……..
(учим)
И мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в работе с детьми.
Спасибо, уважаемые коллеги, за работу! Желаю вам творческих успехов!