Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Умные пальчики" | Кобзарь Юлия Александровна. Работа №148486

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кобзарь Юлия Александровна
Проект по дополнительной общеобразовательной программе социально-педагогической направленности "Умные пальчики" 

«Умные пальчикм» (проект по дополнительной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности на базе МАУДО «Ожерельевский центр дополнительного образования»)

«Руки учат голову, затем голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» 
И. П. Павлов. 

В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности. 
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский 
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи. 
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. 
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. 
Актуальность проекта «Умные пальчики» заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное сохранению психического и физического развития ребенка. Также предоставляется возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус. 
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. 
Данный проект позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность. 
Данный проект направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметнопрактических действий. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально - волевой сферы и мелкой моторики. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей. Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам. 
Отличительная особенность проекта в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности. 
Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно полезной деятельности. 
Этапы работы. 
1 этап-знакомства со свойствами материалов. 
2 этап-обучение приемам изготовления. 
3 этап-изготовление поделок. Работа с родителями: индивидуальные консультации, анкетирование, ознакомление родителей с задачами проекта, с планом работы: приглашение родителей на открытое занятия, на выстави детских работ. 
-Познакомятся с различными материалами и их свойствами. 
-Освоят навыками работы с клеем, пластилином, красками (гуашь и акварель). 
-Научатся видеть необычное в обычных предметах. 
-Разовьют мелкую моторику рук. 
-Овладеют различными приемами преобразования материалов. 
-Освоят обобщенные способы работы. 
-Разовьют познавательные, конструктивные способности. 
-Разовьют интерес к результату и качеству поделки. 
Способы работы: 
1. Обрывание полосок и отрывание кусочков от листа бумаги. 
2. Комбинирование из готовых предметов композиции. 
3. Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение. 
4. Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток. 
5. Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение. 
6. Скрепление различных деталей. 
7. Нанизывание различных предметов. 
8. Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого орехов, семечек, гороха, веточек, камешков, ракушек, крупы. 
9. Комбинирование природных материалов с различными другими материалами. 
10. Лепка предметов из теста и пластилина. 
11. Выкладывание мозаики из пластилина на плоскостной рисунок. 

Цель проекта:

Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно - практических действий.

Задачи проекта:

1. Обучающие: 
- формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз, 
гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук); 
- формировать практические умения и навыки; 
- обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином, красками, соленым тестом. 
2. Развивающие: 
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; 
- совершенствовать движений рук; 
- развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память; 
- развивать речь детей. 
3. Воспитательные: 
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.); 
- воспитывать и развивать художественный вкус; 
- воспитывать усидчивость, целенаправленность. 

Достигнутые результаты:

В результате реализации проекта дети: 
• Научились различным приемам работы с бумагой. 
• Познакомились с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами. 
• Научились следовать устным инструкциям, создавать изделия из различных материалов. 
• Создают композиции с изделиями, выполненными в разных техниках: оригами, торцевание, аппликация, в том числе объемная. 
• Освоили нетрадиционные техники рисования: ладошками, пальчиками, различными печатками, трафаретами, «технику кляксография». 
• Создают сложные симметричные изображения в технике «монотопия» 
• Продолжат развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения; мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии. 
• Овладеют навыками культуры труда. 
• Улучшили свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. 
Главным результатом реализации проекта является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата. 

Социальная значимость проекта:

Современный ребенок - это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Группа «Умные пальчики» - как раз то место, где он реализует принципиальные для него потребности. Поэтому, мной и был разработан проект по развитию коммуникативных навыков ребенка. В то же время ребенок по-прежнему сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в один процесс. Все эти новые черты современного дошкольного детства нашли отражение в Проекте «Умные пальчики».

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×