Вебинар 12 апреля в 18:00 "Современные формы познавательно-исследовательской деятельности при дистанционном обучении"

Записаться на вебинар

 

Современное образование, идущее в ногу со временем, базируется на новых информационных технологиях и предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и телекоммуникационные средства обучения. Одной из попыток привести в соответствие знания, умения и навыки учащихся с потребностями сегодняшней действительности, полной и переполненной информацией, стало изобретение особого типа поисковой деятельности, которую учащиеся смогли бы осуществлять с помощью Интернета.

Содержательные вопросы вебинара:

  1. Понятие современных форм познавательно-исследовательской деятельности.
  2. Воспитательные и образовательные цели и возможности современных форм познавательно-исследовательской деятельности.
  3. Принципы организации современных форм познавательно-исследовательской деятельности.

 

 


Вебинар ведет Магонова Ольга Николаевна – педагог-психолог, педагог дополнительного образования по работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, высшая квалификационная категория.


Окончила Смоленский государственный университет.

Прошла курсы повышения квалификации:
«Организация коррекционной работы и психолого-педагогического сопровождения детей с дислексией»,
«Арт-терапия: основные принципы использования данного метода в работе педагога-психолога»,
«Создание бесконфликтной образовательной среды: медиация в пространстве образовательной организации».

 

«Современные формы познавательно-исследовательской деятельности при дистанционном обучении»

Дистанционное обучение как новая форма обучения и, соответственно как новая форма образования активно формируется и развивается в нашей стране. Цель его дать учащимся элементы универсального образования, позволяющее им адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в системе мировой и национальной культур. Это обучение строится на основе современных информационных технологий, которые позволяют быстро и гибко координировать меняющиеся потребности обучаемого.

Под дистанционным обучением в средней школе следует понимать образовательную систему на основе компьютерных телекоммуникаций с использованием современных педагогических и информационных технологий. Дистанционное обучение – это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения с помощью современных информационных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:

  1. потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;
  2. работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;
  3. при заочной (экстернатной) форме обучения;
  4. выполнение проектов и исследовательских работ;
  5. работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
  6. увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).

Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:

  1. создания образовательного пространства;
  2. формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;
  3. развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) – одна из форм электронного обучения, при котором:

Ученик:

  • выбирает форму обучения с использованием ДОТ,
  • планирует время изучения материала,
  • планирует последовательность изучения материала.

Должен:

  • изучить материал образовательной программы,
  • достичь требуемых результатов обучения.

Учитель:

  • организует образовательный процесс с использованием ДОТ,
  • разрабатывает и предоставляет учебные материалы,
  • проводит формирующее и итоговое оценивание,
  • консультирует,
  • оказывает помощь,
  • является ответственным за достижение обучающимся планируемых результатов.

Выделяют основные формы дистанционного обучения:

Видеолекции (of-line), on-line лекции (Skype технологии);

Видеоконференции (of-line, on-line), форумы, дискуссии;

Чат (видеочат) – занятия (консультации, текущее оценивание, деловые игры, итоговое оценивание) – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий.

Вебинары (on-line семинары, тренинги, практические занятия) – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет. Все формы ДО можно использовать при реализации различных образовательных программ:

– Участие (on-line, of-line) в обучающих интернет-мероприятиях : интернет-фестивалях, конкурсах, олимпиадах, викторинах и др.
– Подготовка к олимпиадам, к ЕГЭ, ГИА, используя интернет-ресурсы
– Участие в школьных телекоммуникационных мероприятиях.
– Дополнительное обучение “по интересам”: сетевые сообщества по интересам, мастер-классы, дистанционные курсы.
– Исследовательская и проектная деятельность: сетевые проекты .

Можно выделить ряд характеристик, присущих дистанционному курсу, если он претендует быть эффективным:

  • тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкая постановка задач и целей обучения, доставка необходимых учебных материалов;
  • максимально возможная интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратная связь между обучаемым и учебным материалом, предоставление возможности группового обучения;
  • наличие эффективной и оперативной обратной связи, позволяющей ученику получать информацию о правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию;
  • постоянное поддержание мотивации учащегося;
  • необходимость учитывать особенности технологической базы, на которой планируется использовать тот или иной курс при определении содержания и структурировании всего учебного материала.

Несомненно, дистанционное образование имеет свои преимущества. Оно помогает:

  1. учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности;
  2. решать психологические проблемы учащихся;
  3. снимать временные и пространственные ограничения и проблемы;
  4. правильно оценить и рассчитать свои силы, организовать свою деятельность;
  5. расширять коммуникативную сферу учеников и педагогов;
  6. проявлять свои способности к созиданию, реализовать потребность фантазировать, придумывать, творить.

Геокешинг («geocaching», от греч. «geo» – Земля, англ. «cache» – тайник) – связано с поиском тайников или разгадыванию загадок связанных с географическими координатами.

Геотаггинг(«geotagging»,от греч. «geo» - Земля, англ. «tag» – метка, ярлык) основано на использовании в качестве меток географических GPS координат точки, в которой сделана фотография. При размещении в сети новых фотографий участники проекта добавляют к ней описание и ключевые слова – метки, по которым фотография в дальнейшем может быть найдена.

Гео-квест – каждая команда обеспечивается спутниковым навигационным GPS-приемником, сим-картой и цифровым фотоаппаратом. Команды получают sms-сообщение с загадкой. Задание заключается в том, чтобы по данной загадке команды нашли заданный объект города, с помощью GPS-приемника правильно сняли координаты этого объекта, предоставили место. Команда должна отослать sms-сообщение с координатами данного объекта, и только тогда получит новое задание.

«Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе.

Виды заданий для веб-квестов.

  • Пересказ– демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
  • Планирование и проектирование– разработка плана или проекта на основе заданных условий.
  • Самопознание– любые аспекты исследования личности.
  • Компиляция– трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
  • Творческое задание– творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
  • Аналитическая задача– поиск и систематизация информации.
  • Детектив, головоломка, таинственная история– выводы на основе противоречивых фактов.
  • Достижение консенсуса– выработка решения по острой проблеме.
  • Оценка– обоснование определенной точки зрения.
  • Журналистское расследование– объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
  • Убеждение– склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
  • Научные исследования– изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

Метод кейс-стади (case study) является самостоятельным методом, его основа — поиск обучающимися решения конкретной ситуации.

Метод основан на анализе конкретных случаев. Ситуации (случаи) для анализа собираются и описываются специальным образом. Этот метод обучения предназначен для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; умение работать в группе. Цель метода — проанализировать ситуацию и выработать практическое решение совместными усилиями группы учащихся. Ситуация должна быть взята из практики.

Сейчас в учебных заведениях большинство учащихся свободно пользуются современными информационными технологиями, это упрощает для них процесс поиска информации, обработки ее и предоставления в различных презентативных формах. Поэтому использование в проектной деятельности учеников компьютера как инструмента творческой деятельности способствует достижению нескольких целей:

  • повышение мотивации к самообучению;
  • формирование новых компетенций;
  • реализация креативного потенциала;
  • повышение личностной самооценки;
  • развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств (например, поэтические, музыкальные, художественные способности).

В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета.

Оформить сертификат участника вебинара

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x