На вебинаре будут представлены направления работы тьютора с детьми с особыми образовательными потребностями, создание оптимальных условий, способствующих их успешной социализации и адаптации.
В рамках проведения вебинара будут рассмотрены основные направления деятельности тьютора, способствующие успешному включению ребенка с особыми образовательными потребностями в воспитательную и образовательную деятельность образовательной организации. Рекомендации, представленные спикером, будут полезны не только специалистам, работающим с детьми ОВЗ, но и родителям, заинтересованным в помощи своим детям, ведь тьютором может быть не только специалист, но и родитель, получивший определенные знания.
Вебинар ведет Магонова Ольга Николаевна – педагог-психолог, педагог дополнительного образования по работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, высшая квалификационная категория.
Окончила Смоленский государственный университет.
Прошла курсы повышения квалификации: «Организация коррекционной работы и психолого-педагогического сопровождения детей с дислексией», «Арт-терапия: основные принципы использования данного метода в работе педагога-психолога», «Создание бесконфликтной образовательной среды: медиация в пространстве образовательной организации»
Организация инклюзивного образования: тьютор и его деятельность в образовательной организации
Одним из направлений современного образования является направление инклюзивного образования – включение детей-инвалидов и детей с ОВЗ в образовательный процесс (образовательную организацию) с учетом разнообразия и особенностей их образовательных потребностей. Инклюзивное образование должно реализовываться на всех возможных уровнях образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим. Целью инклюзивного образования можно определить успешное включение особых детей в образовательную среду с учетом их индивидуальных потребностей. К сожалению, современное образование не всегда готово к принятию детей-инвалидов в образовательный процесс. На данном этапе развития большая часть работников образовательных организаций не готова к качественной и практической работе с детьми с ОВЗ по причине того, что они просто имеют недостаточно даже теоретических знаний, не говоря уже о практике. Тьютор может быть своеобразным мостиком между специалистами, проводящими коррекционную и образовательную деятельность, быть координатором между специалистами образовательной организации.
В момент индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ тьютором можно выделить следующие этапы:
- получение, сбор, анализ и проработка информации (тьютор ознакамливается с заключениями врачей на основе записей в мед. карте обучающегося (воспитанника), результатами диагностик, заключением ПМПК, ИОМ (если такие имеются);
- проведение личных встреч с семьей обучающегося (специалист выявляет интересы, увлечения, особенности воспитания обучающегося. Этот этап можно назвать этапом установления контакта. Также нужно ознакомить ученика (воспитанника) с учебными помещениями, кабинетами, залами (помещением группы), местами общего пользования);
- слаженная групповая или личная работа с другими специалистами разных сфер (определение основных направлений коррекционной работы, разработка рекомендаций);
- установление и налаживание (если это требуется) контакта, взаимодействия с ребенком, родителями и другими членами семьи;
- адаптационный этап (адаптация к помещению, к условиям пребывания в образовательном учреждении, занятиям, режимным моментам).
Сроки адаптации всегда личные и зависят от многих моментов: индивидуальных потребностей ребенка с ОВЗ, предыдущего опыта социальных взаимодействий, от сложности заболевания и от многих других причин. Они могут быть от нескольких месяцев и могут достигать полутора лет, если нарушения у ребенка носят глубокий характер. Сложнее всего адаптация проходит у детей с различными нарушениями, к примеру, как аутизм, задержка психического развития, синдром Дауна. Период адаптации может быть заметно короче у детей, начинающих посещать или которые посещали ДОУ с полутора лет.
На этапе адаптации у тьютора возникают первостепенные задачи, такие как:
- создание безопасной обстановки, необходимых специальных образовательных условий с учетом личных образовательных потребностей;
- приобретение навыков самообслуживания;
- включение в коллектив;
- приобретение и развитие навыков взаимодействия, коммуникативных навыков, умения взаимодействовать (социально приемлемым способом) с детьми и взрослыми (на первом этапе это обозначение своих потребностей).
Важно понимать, что на всех этапах сопровождения помощь тьютора должна проводиться дозированно, не перегружено, и не ограничивая ребенка в самостоятельности - тьютор должен быть помощником и координатором в приобретении новых навыков особого ребенка.
- разработка ИОМ или АОП;
- непосредственное тьюторское сопровождение воспитательного и/или образовательного процесса на всех этапах его реализации;
- анализ успешности реализации коррекционно-развивающей работы, динамики (не только положительной, но и отрицательной) развития ребенка с ОВЗ.
Если обучающийся (воспитанник) успешно прошел процесс адаптации, то только после этого коррекционно-развивающая работа начинается в направлении успешной социализации, адаптации, коррекционного и развивающего обучения. На этих этапах важна поддержка ребенка, побуждение к самостоятельности.
На всех этапах работы проводится актуальный анализ и оценка результатов коррекционно-развивающей работы. Тьютор информирует специалистов, родителей, некоторых членов семьи ребенка, участников образовательного процесса об успехах и изменениях в процессе адаптации, обучения и социализации ребенка. Также тьютор может направить ребенка или членов его семьи на дополнительные консультации к другим специалистам.
Последним этапом работы специалиста можно определить комфортный безболезненный выход взаимодействия тьютора с обучающимся, выведение ребенка на уровень самостоятельности. Отход тьютора и/или снижение его влияния над образовательным процессом является показателем эффективности.
В работе современного тьютора еще большое множество неосвещенных вопросов и направлений работы, но она заслуживает особого внимания, так как призвана изменить образовательный процесс детей с ООП.
Ждём Вас 20 декабря в 18:00
Уважаемые коллеги, напоминаем, что мы ведем группы в Whatsapp и Viber, в которых регулярно выкладываем анонсы предстоящих вебинаров, а главное - презентации и раздаточный материал после каждого проведенного вебинара. Присоединяйтесь!