Вебинар 30 апреля 18:00 МСК "Мнемотехника как один из эффективных вспомогательных приёмов обучения"

Записаться на вебинар

 

Научно-технический прогресс, новое содержание и новые формы труда требуют внедрения новых приемов и методов обучения, которые создавали бы наиболее благоприятные условия для эффективного усвоения школьниками знаний, развития их мышления, формирования у них познавательного отношения к действительности и навыков самообучения и самообразования.
Именно использование приёмов мнемотехники может помочь в этом современному педагогу.
Содержательные вопросы вебинара:
1. Понятие «мнемоника» и область её применения.
2. История развития мнемотехники и эффективность её применения на уроках.
3. Примеры использования мнемотехники на уроках в образовательной организации.

 

 


Вебинар ведет Магонова Ольга Николаевна – педагог-психолог, педагог дополнительного образования по работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, высшая квалификационная категория.


Окончила Смоленский государственный университет.

Прошла курсы повышения квалификации:
«Организация коррекционной работы и психолого-педагогического сопровождения детей с дислексией»,
«Арт-терапия: основные принципы использования данного метода в работе педагога-психолога»,
«Создание бесконфликтной образовательной среды: медиация в пространстве образовательной организации».

 

Мнемотехника - технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание, история которой насчитывает более 2500 лет.

Мнемотехника  помогает развивать:

-  ассоциативное  мышление,

-  зрительную и слуховую память,

-  зрительное и слуховое внимание,

-  воображение,

-  связную речь.

  • Мнемотехника - это возможность заставить слабых учеников не просто прослушать, но и понять объяснение, возможность зажечь в их глазах огонек интереса, расширить границы восприятия.
  • Также мнемоприем - это средство для запоминания неалгоритмизуемых единиц. Для неалгоритмизуемых единиц может быть одна рекомендация: «Это надо запомнить». И вот тут на помощь приходит мнемоника.
  • Подчас неалгоритмизуемое правило вызывает затруднение не только у слабых ребят. Учащиеся с удовольствием воспользуются мнемонической «палочкой-выручалочкой».

Дети   часто испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал.

Для повышения результативности работы в данном направлении можно применять такие эффективные приёмы мнемотехники – мнемосхемы.

  • Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
  • Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
  • После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

При использовании элементов мнемотехники при заучивании стихотворений у детей:

  • появляется интерес к заучиванию стихов, скороговорок, загадок;
  • уменьшается количество времени для запоминания;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться   перед  аудиторией.

 

План работы с мнемотаблицами

  • 1 этап:
  • Подбор  (совместно с педагогом) схематических  рисунков для таблицы и рисование на готовых шаблонах.
  • 2 этап:
  • Неоднократное проговаривание строчек стихотворения по готовым схемам.
  • 3 этап: Чтение стихотворения наизусть без использования мнемотаблицы, с мнемотаблицей, и хором, и индивидуально.
  • 4 этап: Домашнее задание: приклеить мнемотаблицу в тетрадь и повторить стихотворение наизусть.

 

  • Порядок работы с мнемотаблицей:
  • мотивирование на запоминание стихотворения наизусть за 1 урок;
  • раздача шаблонов каждому обучающемуся отдельно;
  • подсчитать количество строчек в стихотворении и количество квадратов на шаблоне – их количество должно совпасть!
  • чтение строчки;
  • придумывание схематического рисунка (простого и понятного для ребёнка) к этой строчке;
  • рисование  схематического рисунка в одном квадрате (учитель параллельно – на доске);
  • повторение строчки, соответствующей этому рисунку.
  • И так с каждой строчкой.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки   дети  легко воспроизводит текстовую информацию.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

  • Использование звуковой памяти:
    1) Подбирается фраза, в которой число букв в каждом слове соответствует очередной цифре числа:
    «Это я знаю и помню прекрасно,
    Пи многие знаки мне лишни, напрасны»
    Соответственно расшифровывается как 3,14159265358
    2) Или в которой рифмуются сами цифры:
    «Чтобы ПИ запомнить, братцы,
    Надо чаще повторять:
    Три, четырнадцать, пятнадцать,
    Девять, двадцать шесть и пять»

    Преимущество: легко подбирать слова и составлять из них предложения, а так же расшифровывать.
    Недостаток: при запоминании длинных цифровых комбинаций
    (например: 7-мизначный номер телефона) придется составлять длинные предложения. Даже при небольшом количестве длинных предложений можно запутаться, не говоря уже о большом.
  • Способ 2: Использование образной памяти
    1) Одна цифра:
    Единица — кол, деревяшка в ошмётках коры, шершавая на ощупь. Двойка — лебедь, белоснежный и толстый и так далее для всех цифр.
    2)Две и более:
    После создания образного ряда запоминание цифр превращается в игру, похожую на рисование мультфильма.
    Например, для запоминания числа 21 можно представить себе лебедя, на которого упал кол, ушиб его и лебедь злобно шипит и щиплет кол. Таким образом, вместо абстрактных цифр в памяти появляются движущиеся картинки, которые легко и прочно в ней удерживаются.
    Преимущество: фантазия человека всегда найдет образное сравнение для любой комбинации цифр.
    Недостаток: тот же, что и в способе 1: при запоминании, к примеру, телефона получается длинный «мультик», а если телефонов несколько, то картинки из «мультиков» могут перепутаться между собой.
  • Способ 3: Использование раскладки телефонной клавиатуры
    Цифры заменяются соответствующими буквами из телефонной клавиатуры, а из букв составляются слова. Например: Телефонный номер Яндекса: 8-800-333-96-39, для запоминания предложен текстовый вариант номера: 8-800-333-YNDX
    Преимущество: цифровой ряд запоминается легче, если заменить сложные для восприятия его части буквами, образующими некую фразу, либо слово.
    Недостаток: цифры 0 и 1 не имеют буквенных значений в телефонной клавиатуре, поэтому запоминать их с помощью этого способа не получится, что является большим недостатком, так как это 1/5 всех существующих цифр (речь идет о 10-тичной системе счисления, в которой считает большинство людей
  • Способ 4: Цифро-буквенный алфавит
    Суть его заключается в том, что каждой цифре ставятся в соответствие какие-то буквы, а из букв составляются слова. Алфавитов таких известно несколько.
    Вот один из них:
    Буквы Н и Л в слове «НоЛь».
    1. Р от слова «Раз».
    2. Д — «Два» и Г, так как эта цифра больше всего напоминает данную маленькую букву.
    3. Т от «Три» и 3 — по внешнему сходству.
    4. Ч от слова «Четыре» (и, кстати, напоминает внешним видом), но более часто К от слова «Квадрат».
    5. П — «Пять» и Б, по схожести звучания (и по внешнему виду).
    6. Ш — «Шесть» и Ж, тоже по схожести звучания.
    7. С — «Семь», и, обычно этого хватает, так как С — очень распространённая буква.
    8. В — «Восемь» (внешнее сходство тоже сильное) и, иногда, сходное по звучанию Ф.
    9. Здесь сложнее. Можно М от слова «Много», так как 9 самая большая цифра.
  • Например, число 3312 можно записать как «тетрадь».
    Преимущество: малый размер получающихся фраз, так как в одном слове может быть закодировано несколько цифр. Легкость расшифровки (зависит от кодировки: есть интуитивно-понятные, а есть те, что нужно заучивать как таблицу умножения).
    Недостаток: необходимо подбирать слова по получившимся буквам и предложения по словам, а это, иногда, бывает затруднительным. А так же запоминать «кодировку» — соответствие цифрам определенных букв.

 

Оформить сертификат участника вебинара

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x