внеурочная деятельность

Автор: котов владимир иванович

v\:* {behavior:url(#default#VML);}

o\:* {behavior:url(#default#VML);}

w\:* {behavior:url(#default#VML);}

.shape {behavior:url(#default#VML);}

Normal

0

false

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";

mso-bidi-theme-font:minor-bidi;

mso-fareast-language:EN-US;}

 

(слайд 1)Я – Котов Владимир Иванович, представляю Вашему вниманию дипломную работу по теме «Внеурочная деятельность по физической культуре как средство развития интереса к предмету у младших школьников»

Проблема формирования и развития интереса школьника к урокам физкультуры в настоящее время в науке становится всё более обсуждаемой. Это, прежде всего, связано с потребностями общества в здоровом молодом поколении. Неустойчивость современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Большое значение имеет внеурочная деятельность, первостепен­ной задачей которой является обеспечение младшим школьни­кам активного отдыха, направленного на повышение умствен­ной и мышечной работоспособности и снижение утомляемости.

Внеурочная физкультурно-оздоровительная работа углуб­ляет и расширяет учебную работу по физическому воспита­нию и проводится в форме игр, прогулок, экскурсий, турис­тических походов (изучается состояние различных уголков природы данной местности, результаты походов служат ма­териалом для проведения познавательных бесед, ребята при­обретают дополнительные умения и теоретические сведения, развиваются физически), занятий в спортивных кружках и секциях — на занятиях важно правильно распределить фи­зическую нагрузку. Разный уровень физической подготов­ленности и физического развития требует дифференцирован­ного подхода к учащимся младшей школы, детей необходи­мо удерживать от перенапряжения, надо облегчать им задания, но в то же время постепенно увеличивать нагрузку за счет более продолжительного участия в играх.

Проблема исследования: в какой мере внеурочная деятельность по физической культуре влияет на формирование интереса к предмету у младших школьников?

(слайд 2) Нами был определен научный аппарат, представленный на слайде

Объект исследования: процесс формирования интереса к предмету у младших школьников.

Предмет исследования: внеурочная деятельность по физической культуре как средство развития интереса к предмету у младших школьников.

Цель исследования:

1.         Определить способы формирования интереса у младших школьников.

2.         Изучить возможности формирования интереса у младших школьников.

3.         Разработать систему внеурочной деятельности по физической культуре, формирующую интерес к предмету у младших школьников.

Гипотеза: внеурочная деятельность по физической культуре способствует повышению интереса у учащихся к предмету «Физическая культура».

(слайд 3) Задачи исследования:

1.    Изучить научно-методическую литературу по формированию интереса у младших школьников способствует включение, во внеурочную деятельность по физической культуре, систематически приводящихся разнообразных подвижных игр

2.    Провести опытно-практическую работу по формированию интереса к предмету у младших школьников посредством внеурочной деятельности по физической культуре.

3.    Разработать систему внеурочной деятельности по физической культуре с целью формирования интереса у младших школьников.

4.    Создать методические рекомендации по формированию интереса у младших школьников к занятиям  физической культуры.

(слайд 4)Методы исследования:

1.         Анализ психолого-педагогической методической литературы.

2.         Наблюдение, тестирование.

3.          Педагогический эксперимент

Структура дипломной работы состоит из: введения, двух глав и заключения.

В первой главе дипломной  работы нами были рассмотрены теоретические основы повышения качества обучения на уроках физической культуры у школьников.

Нами был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования интереса у младших школьников, а также Возрастные и анатомо-биологические особенности у младших школьников.

(слайд 5) Сегодня нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации наших дней требуют от нас широты интереса.  Интерес - это реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Он является одним из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности.

Как сильное и очень значимое для человека образование, интерес имеет множество трактовок в своих психологических определениях:

-                   проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);

-                   особый сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека (А.А. Гордон);

-                   активное познавательное (В.Н. Мясинцев, В.Г. Иванов), эмоционально-познавательное (Н.Г. Морозова) отношение человека к миру;

-                   специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательности (А.Г. Ковалев).

Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Этот мотив окрашивает эмоционально всю учебную деятельность подростка.

Интерес проявляется на разных уровнях, и признаки его проявления могут быть различными в зависимости от возраста занимающихся

(слайд 6)Уровней становления интереса:

1 уровень: активное включение в выполнение заданий; жадное восприятие показа и объяснения упражнений; сильная сосредоточенность на заинтересовавшем упражнении; отсутствие отвлечений; возникновение вопросов в процессе двигательной деятельности; желание как можно дольше выполнять упражнения; оживление школьников, проявления радости; блеск глаз; напряженность и устремленность вперед, желание лучше видеть и слышать.

2 уровень (особенности поведения и деятельности, учащихся вне урока): после урока ученики активно задают вопросы учителю, высказывают собственные суждения по интересующей проблеме; беседуют и спорят, добровольно берут на себя обещания самостоятельно тренироваться дома.

3 уровень (особенности образа жизни, возникающие под влиянием интереса к тем или иным видам физкультурно-спортивной деятельности): занятия физкультурно-спортивной деятельностью в свободное от школы время, посещение соответствующих кружков и спортивных секций.

Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые физические и психические качества, получали удовлетворение от уроков.

Таким образом, поддержание интереса и целеустремленности у младших школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры, и формируется ли у них удовле­творенность занятиями физической культурой.

Большое влияние на развитие интереса младших школьников оказывает внеурочная деятельность.

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.

(слайд 7)Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, также понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Принципы организации внеурочной деятельности в школе:

-        соответствие возрастным особенностям обучающихся;

-        преемственность с технологиями учебной деятельности;

-        опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

-        опора на ценности воспитательной системы школы;

-        свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.

(слайд 8)Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности представленных на экране:

1.      Спортивно-оздоровительное

2.      Духовно-нравственное

3.      Общекультурное

4.      Общеинтеллектуальное

5.      Социальное

(слайд 9)В дипломной работе мы более подробно рассмотрели спортивно-оздоровительное направлении внеурочной деятельности.

Целью спортивно-оздоровительного направления является укрепление здоровья школьников путём применения комплексного подхода к обучению.

Задачи:

-     сформировать элементарные представления о единстве различных видов здоровья: физического, нравственного,  социально - психологического;

-     сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

-     развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях.

-     формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.

-     воспитывать стремление к здоровому образу жизни, отвращение к вредным привычкам.

Ценности: здоровый образ жизни, гигиена культуры и поведения, бережное отношение к природе, общение, доброта и отзывчивость, душевное равновесие.

(слайд 10) К формам внеурочной деятельности по физической культуре с младшими школьниками относятся:

«Часы игр» проводятся во внеурочное время, а также и каникулярный период, причём сбор детей для участия в играх назначается в определенный день и час в школе или на площадке.

Спортивные соревнования Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями дома и в коллективе физкультуры, повышают физическую подготовленность учащихся, сплачивают детский коллектив.

Спортивные секции создаются для учащихся, желающих заниматься определенным видом спорта.

Недели физической культуры. В течение недели проводятся различные спортивные мероприятия во всех классах по параллелям.

Дни здоровья проводятся один раз в четверть с охватом всех учащихся 1-11-х классов. В программу соревнований входят спортивные и подвижные игры, «Веселые старты» и эстафеты.

Экскурсии и походы выходного дня проводят классные руководители вместе с учителями физической культуры и родителями. Прогулки, экскурсии и походы чаще всего проводятся пешком, зимой могут быть использованы лыжи.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно перед занятиями в режиме учебного дня.

Спортивные праздники обычно посвящены тематическим датам.

(слайд 11)Так же эффективность внеурочной деятельности обеспечивается при соблюдении следующих условий:

-     тесная связь с учебной работой (преемственность содержания, организационно-методические приемы и т. д.);

-     доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих включение в физкультурно-спортивную деятельность широкого контингента учащихся;

-     преемственность принципов и методов всей системы внеклассной образовательно-воспитательной работы при широком участии ученического актива;

-     привлечение родителей и шефов к материально-техническому обеспечению условий для занятий, к руководству секциями, командами;

-     четкое руководство со стороны учителей деятельностью школьного коллектива физической культуры.

Во второй главе дипломной работы мы провели опытно-практическую работу по формированию интереса у младших школьников во внеурочной деятельности по физической культуре.

Изучив теоретический материал по проблеме формирования интереса к предмету у младших школьников во внеурочной деятельности по физической культуре, нами было проведено практическое исследование на базе МБОУ Отрадовской СОШ Азовского района Ростовской области во 2 классе.

Цель: Подтвердить или опровергнуть гипотезу, выдвинутую в теоретической части данной работы. Разработать систему работы по формированию интереса у младших школьников во внеурочной деятельности по  физической культуре.

Опытно-практическая работа проводилось в 3 этапа:

1.    констатирующий этап;

2.    формирующий этап;

3.    контрольный  этап.

С целью диагностики уровня познавательной активности школьников на констатирующем этапе нами были использованы диагностики на: определение уровня познавательной активности у учащихся; определение уровня качества знаний у старших школьников по физической культуре.

(слайд 12) На констатирующем этапе нами были использованы методики:

I. Анкета Н.Г. Лускановой, модифицированная нами к физической культуре, позволила выявить уровень учебно-познавательной мотивации школьников к данному предмету. Анкета состоит из 10 вопросов.

  1. Тебе нравится физическая культура?
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу, если в этот день первый урок – физической культуры?
  3. Если бы учитель сказал, что завтра на урок физической культуры приходить всем ученикам необязательно, ты бы пошел на урок?
  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют уроки физической культуры?
  5. Ты хотел бы, чтобы урок физической культуры был теоретическим?
  6. Ты хотел бы изучать только физическую культуру?
  7. Ты часто рассказываешь родителям о том, чем вы занимались на уроках физической культуры?
  8. Ты бы хотел, чтобы на уроках физической культуры учитель был не таким строгим?
  9. Выполняешь ли ты упражнения дома,  которые вы делали на уроке по физической культуре?
  10. У тебя есть друзья в школе?

Ответы учащихся оценивались от 0 до 3 баллов:

0 баллов – отрицательный ответ («нет»);

1 балл – нейтральный ответ («не знаю»);

3 балла – положительный ответ («да»).

 (Слайд 13)

Количественная оценка уровней учебной мотивации и познавательной активности школьников определяется следующими показателями:

25 – 30 баллов – высокий уровень учебно-познавательной мотивации, что соответствует высокому уровню познавательной активности;

19 – 24 балла – средний уровень учебно-познавательной мотивации;

11 – 18 баллов – низкий уровень учебно-познавательной мотивации, что соответствует низкому уровню познавательной активности;

ниже 11 баллов – негативное отношение к предмету, что свидетельствует о несформированной познавательной активности школьников.

Таким образом, по результатам проведенной методики мы сделали следующий вывод:

  • высокий уровень учебно-познавательной мотивации показали 2 учащихся – 20%.

·  средний уровень учебно-познавательной мотивации: 3 учащихся – 30%

·  низкий уровень учебно-познавательной мотивации: 5 учащихся

(слайд 14) II. Критариально-ориентированный тест, направленный на диагностику качества знаний у младших школьников по предмету «Физическая культура».  В качестве содержательной и критериальной основы был использован перечень планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Физическая культура», оценка достижения планируемых результатов обучения в начальной школе, учебник по физической культуре 1-4 класс А.П. Матвеева, а так же ФГОС НОО.

Тест содержал 10 заданий с выбором варианта ответа

Фрагмент тестовых заданий на определение знания  по физической культуре представлен на слайде

2. Отметь знаком правильную последовательность выполнения утренней зарядки

1.

2.

3.

 

 

4. Все комплексы

 

(слайд 15) Количественная оценка уровней качества знаний по предмету «Физическая культура»:

18 – 20 баллов – высокий уровень степени овладения программным материалом – знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;

14 – 17 балла – средний уровень степени овладения программным материалом – знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;

10 – 13 баллов – низкий уровень качества знаний о физической культуре, способах о физкультурной деятельности;

ниже 10 баллов – не допустимый уровень.

Таким образом, по результатам проведенной диагностики на определение качества знаний по предмету «Физическая культура», мы сделали следующий вывод:

  • высокий уровень показал 1 учащийся – 10%
  • средний уровень определен у  4 учащихся – 40%
  • низкий уровень у 5 учащихся – 50%

(слайд 16) Количественную оценку результатов  уровня сформированности интереса у младших школьников к предмету «Физическая культура» (по двум методикам) мы определили следующим образом:

43 – 50 – высокий уровень;

35 – 42 – средний уровень;

25 – 34– низкий уровень.

По итогам проведения двух диагностических методик, нами были получены следующие результаты уровня сформированности интереса у младших школьников к предмету «Физическая культура»

  • высокий уровень - 1 учащийся, что составляет 10%
  • средний уровень - 3 учащихся, что составляет30%
  • низкий уровень – 6 учащихся, что составляет 60%

 

Вторым этапом нашего исследования был формирующий этап, который проводился в течение практики.

Цель формирующего этапа: формирование интереса у младших школьников к физической культуре.

Материал был подобран с учетом возраста учащихся.

 (слайд 17) Нами была работа система работы по формированию интереса к предмету у младших школьников во внеурочной деятельности по физической культуре в количестве 10 внеурочных занятий по физической культуре:

«Порядок составления утренней гимнастики»

«Как мы спасали Красную  Шапочку (преодоление препятствий и метание мяча в цель)»

 «Подвижные игры «Эстафета зверей»

«Спорт в жизни детей» «Путешествие по цирку»

«О, олимпиада!»

«Весёлые старты»

 «Зов джунглей»

«Питание - необходимое условие для жизни человека»

«Прогулка по зоопарку» - игра  по ритмической гимнастике»

 

 (Слайд 18) С целью определения динамики повышения интереса к предмету «Физическая культура» у младших школьников нами был проведен контрольный этап опытно-практической работы. Диагностика проводилась с использованием диагностик констатирующего этапа. Задания были немного видоизменены

Количественные показатели диагностики 1:

высокий уровень показали 4 учащихся – 40%;

средний уровень показали 3 учащихся – 30%;

низкий уровень показали 3 учащихся – 30%

Количественные показатели диагностики II:

  • высокий уровень показал 2 учащийся – 20%;
  • средний уровень определен у  5 учащихся – 50%;
  • низкий уровень у 3 учащихся – 30%.

По итогам проведения двух диагностических методик на контрольном этапе, были получены следующие результаты  уровня сформированности интереса у младших школьников к предмету «Физическая культура»:

  • высокий уровень показал 2 учащийся – 20% (Ольга Т.; Маргарита Л.);
  • средний уровень определен у  5 учащихся – 50% (Артём Б.; Дарья М.; Александр Р.; Марина У.; Егор Р.);
  • низкий уровень у 3 учащихся – 30% (Эльдар К.; Виктория П.; Данил Н.)

Таким образом, при сравнении данных констатирующего и контрольного этапов исследования мы видим, что уровень сформированности интереса к предмету повысился у 3учащихся

Мы сделали вывод, что внеурочная деятельность по физической культуре способствует повышению интереса у учащихся к предмету «Физическая культура».

(слайд 19) Проанализировав результаты нашей исследовательской работы, мы пришли к выводу, что для повышения интереса у учащихся, учителю  физической культуры необходимо учитывать ряд условий:

1.        Проводить внеурочные мероприятия, посвященные спортивно-оздоровительной деятельности;

2.        Использовать формы и методы проведения, повышающие интерес и уровень знаний к физической культуре;

3.        Успех в участии во внеурочной деятельности по физической культуре и поощрение.

4.        Физические упражнения, игровые задания, подвижные игры, использованные на занятиях, должны соответствовать программным требованиям обучения и воспитания младших школьников.

5.        Поддержание интереса и целеустремленности у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры, и формируется ли у них удовле­творенность занятиями физической культурой.

6.        Проводить диагностику уровня сформированности интереса к предмету в начале учебного года.

7.        Анализировать поведение учащихся при подведении итогов внеурочных занятий и указывать, кто из них хорошо выполнил задание, кто и почему не выполнил их, какие задания затрудняли.

При соблюдении данных рекомендаций в их единстве возможно достижение оптимального уровня развития интереса к предмету у младших  школьников.

Основываясь на полученные данные, можно утверждать, что разработанная нами система занятий оказалась дидактически и методически оправданной. Данный фактор подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

 

 

comments powered by HyperComments

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга

Подпишитесь на последние новости сайта!

Пожалуйста, подождите.
x