Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

После просмотра дистанционного образовательного вебинара можете оформить международный сертификат участника вебинара.

Сертификат подтверждает участие в проводимых учебных вебинарах. На сертификате указывается ФИО участника (воспитателя или учителя), тема и продолжительность познавательного вебинара.

Получить сертификат
Тип
Вебинар
Документ
Сертификат участника профессионального вебинара
Сертификат подтверждает участие в современных проводимых вебинарах. На сертификате указывается ФИО участника (воспитателя или учителя), тема и продолжительность всероссийского вебинара.
Формат
Онлайн
Начало
14.07.2022 в 18:00
Стоимость
Бесплатно (сертификат оплачивается отдельно, стоимость 174 руб.)
Программа
На вебинаре вы узнаете, как интересно выстроить анализ стихотворения, какие задания предложить ученикам.
Диплом
Отзывы
План вебинаров на текущий месяц
курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Внедрение ФОП дошкольного образования
Цена от 1 700 ₽
994 ₽
36-248 часов
Организация работы с обучающимися с ОВЗ в соответствии с ФГОС
Цена от 1 700 ₽
994 ₽
36-248 часов
Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности
Цена от 1 700 ₽
994 ₽
36-248 часов
Безопасность и антитеррористическая защищенность объектов (территорий) образовательной организации
Цена от 1 700 ₽
994 ₽
36-248 часов
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
Цена от 1 700 ₽
994 ₽
36-248 часов
Адаптивная физическая культура в школе для детей с ОВЗ в условиях реализации обновленных ФГОС
Цена от 1 700 ₽
994 ₽
36-248 часов
Фамилия
Имя
Отчество
Номер телефона
Email
Записаться на курс

Всем во время анализа стихотворения наскучили привычные вопросы «Какова тема стихотворения? А идея»?

Анализ лирики часто становится чем-то механическим, пропадает эмоциональность, крайне важная для уроков литературы.

На вебинаре вы узнаете, как интересно выстроить анализ стихотворения, какие задания предложить ученикам.

Вебинар будет полезен всем, кто знакомит юных читателей со стихотворениями. 

Ведущая вебинара — учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории (стаж 6 лет), преподаватель школы для детей-билингвов в Сингапуре, автор первого методического курса по созданию рабочих листов, финалист Всероссийского конкурса «ПРО Образование» в номинации «Блоги, на которые стоит подписаться» — Щербакова Анастасия.

Раздел по лирике входит в образовательную программу по литературе или литературному чтению каждого образовательного звена, а также каждого класса. Обычно в такой раздел включают библиографическую информацию о поэте, основные даты, связанные с важными реалиями творчества писателя, сами стихотворения и вопросы к ним.

К сожалению, анализ лирики часто становится чем-то механическим, пропадает эмоциональность, крайне важная для уроков литературы.

Как обычно происходит знакомство с лирикой? Чаще всего анализ лирического произведения выстраивается так: учитель рассказывает о биографии поэта (или ученик читает об этом сам). Часто жизненный и творческий путь в этом фрагменте информации никак не связаны. Стихотворение прочитано, а анализ начинается с вопроса «Какова тема произведения? Какова идея?”. Анализ проходит по плану, где обязательным критерием является исследование функций художественных средств языка (например, эпитет, метафора и прочее), ответы на вопросы по содержанию текста (то есть задания, где нужно назвать конкретное слово, строчку) и анализ формы (назвать тип рифмовки, рифмы, количество стоп). К сожалению, заданий такого типа недостаточно для того, чтобы погрузиться в лирическое произведение, понять его “изнутри”, прочувствовать те эмоции, которые вложил поэт в это стихотворение. Важно понимать, на каком уровне происходит анализ стихотворения на занятии. Это легко понять по следующим критериям.

Недостаточный уровень погружения в тему по лирике:
- даны только библиографические данные, отдельные даты
- творческий путь не характеризуется, только отдельные стихотворения
-  анализ происходит поверхностно ( о чем говорится, какие слова используются, но не сказано, почему и зачем, обращается внимание только на язык в общем)

Средний уровень погружения в тему:

  • исследуется синтаксический, лексический, образный уровень стихотворения
  • перечислены художественные средства языка
  • есть понятие о лирическом сюжете
  • уделяется внимание авторскому стилю, но без подробных примеров

Достаточный уровень погружения:

  • подробно проанализирован лирический герой
  • художественные средства не просто найдены, а объяснена их функция
  • рассмотрен лирический сюжет, ведущие образы
  • подробно охарактеризован авторский стиль, подобраны подходящие примеры

Как можно избежать шаблонного анализа по плану?

  1. Начать анализ, отталкиваясь от визуальных образов. Например, без подготовительного этапа дать ученикам прослушать или прочитать стихотворение и попросить представить образ или образы, которые он представил во время стихотворения. Похожее задание можно не по завершению чтения, а во время.
  2. Подключать к анализу иллюстрации, видеоряд. Часто ученики легче воспринимают прочитанное и услышанное именно через образы-помощники. Для сильных учеников можно предложить составить такой видеоряд самостоятельно.
  3. Исследовать символы, линии. Можно создавать график эмоций или настроений (собственного или лирического героя), проследить за скоростью в стихотворении.
  4. Обращайте внимание на цветопись и светопись. Порой важны не столько образы, сколько то, какими способами они созданы. Тем более к этому заданию можно подключить упражнение на новую лексику. Часто названия цветов, которые встречаются в стихотворениях, незнакомы детям.
  5. Оттолкнуться от лексики. Например, обратить внимание на то, какая лексика повторяется. Если внимательно проанализировать синтаксический строй и интонации, то можно вместе сделать выводы о том, какое настроение преобладает в стихотворении, какие эмоции являются ведущими. Если в стихотворении есть название, попробуйте дать ученикам текст без него. Предложите им подобрать название самостоятельно: одно слово-заголовок, словосочетание или предложение. Такое задание ученикам можно дать как для самостоятельного выполнения, так и для выполнения в паре или мини-группе.
  6. Исследовать, как меняется образ лирического героя. Что можно сказать о его настроении, какие маски эмоций он меняет, о чем можно было бы поговорить с ним?
  7.  Проанализировать контекст. В этом могут помочь письма, дневниковые записи, заметки современников. Важно создать у учеников ощущение присутствия, понимания атмосферы, в которой создавался текст.

Также отлично оживляют работу с лирическим текстом задания, связанные с эмоциями. Можно предложить ученикам изучить схему эмоций, а потом соотнести это с текстом стихотворения. С помощью линии можно создать график эмоций персонажа, исследовать, благодаря чему создается именно такой эмоциональный настрой.

Для сильных учеников можно дать задание с пропусками. Заранее убрать из стихотворения 5-7 слов и попросить по смыслу и правилам рифмы и ритма восстановить текст. Потом всем классом проверить, какие слова кто подобрал, сравнить результаты, сопоставить с оригиналом. Поразмышлять, почему именно такие лексические единицы выбрал автор.

Не забывайте использовать эти эффективные задания в анализе лирического текста и отходить от привычного плана. Поощряйте нестандартные мысли учеников, просите аргументировать их точку зрения и приводить подробные примеры.

Ждем Вас 14 июля в 18:00

Уважаемые коллеги, напоминаем, что мы ведем группы в Whatsapp и Viber, в которых регулярно выкладываем анонсы предстоящих вебинаров, а главное - презентации и раздаточный материал после каждого проведенного вебинара. Присоединяйтесь! 

Пожалуйста, подождите.
x
×