Вопрос 1 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Оцените, пожалуйста, удобство нового дизайна нашего портала по пятибалльной шкале (где 5 — «Все отлично», а 1 — «Пользоваться стало крайне неудобно»)
Оценить
Вопрос 2 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Сталкивались ли Вы с какими-либо трудностями при работе с порталом? Если сталкивались, опишите их, пожалуйста
Отправить отзыв
Спасибо, что приняли участие в нашем опросе
Солнечный свет
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Вернуться к авторизации

Вебинар 10 февраля 18:00 МСК "Использование ТРИЗ-технологий в начальной школе"

Зарегистрироваться на вебинар

Вебинар для преподавателей начальных классов.

Научить детей самостоятельно решать жизненные задачи

ТРИЗ -технологии  для школьников – это особый подход к решению жизненных задач, который позволяет не унывать при возникновении сложных задач, а легко решить их с помощью базовых механизмов предложенных Г. Альтшуллером.  

Оформить сертификат участника вебинара

Вебинар ведёт Айкуш Жораевна Калачян – педагог, музыкант, коуч, консультант во вопросам воспитания детей.

Преподаватель со стажем более 15 лет. Создатель обучающих игр, автор и ведущая тренингов.

Окончила Ереванскую государственную консерваторию им. Комитаса.

Прошла курсы:

  • Константин Довлатов - «Школа коучинга», «Курс детско-родительских отношений»
  • Российская академия естественных наук - «Биоадекватная методика преподавания учебных дисциплин»
  • Шалва Амонашвили – «Гуманная педагогика»

 

В настоящее время ТРИЗ – технологии становятся всё более интересны и актуальны в жизни и особенно в образовании. Что же означают эти четыре буквы ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач.

Автор теории изобретатель Генрих Саулович Альтшуллер, он же писатель фантаст Генрих Альтов.

Генрих Альтшуллер своё первое изобретение запатентовал в 17 лет, в следующие 5 лет число изобретений увеличилось и стало более 10. В дальнейшем он задумался над тем, чтобы создать некий алгоритм, который позволит изобретателям в реализации своих идей. Не каждая идея жизнеспособна, как из простой идеи создать нечто действительно полезное и главное, работающее. Основным постулатом  ТРИЗ стало то, что технические системы развиваются по определенным законам, эти законы можно выявить и использовать для создания алгоритма решения изобретательских задач. Вначале он так и назывался АРИЗ, позже алгоритм стал теорией.

Из этой методики родилась ещё одна теория, это Теория развития творческой личности – ТРТЛ. Это личность с особенными качествами, которые позволяют не просто мечтать, глядя в небеса, а создавать вполне реальные вещи.

Школьная программа может включать в себе такие элементы, которые позволяют развивать творческую личность, которая смело может выдавать идеи, проверять гипотезы, конструировать рабочие модели.

ТРИЗ предлагает свой инструментарий поиска идей и проверки гипотез, что легко и разумно включить в программу школьного обучения.

Цель ТРИЗ-подготовки – это развитие фантазии и гибкого мышления, воспитание творческой личности, готовой к решению сложных задач эффективными способами. По сути оказывается, что творчеству можно научиться, его можно тренировать, как и любой другой навык. Не сказочная муза нисходит для того, чтобы вдохновить, а в ходе конкретных действий зарождается идея, которая зажигает внутренний огонь ребёнка, подвигая к поиску решений. А для решений тоже есть свои механизмы.

Чего стоит метод Робинзона! Возьмите любой предмет и найдите ему несвойственное применение. Опыт показывает, что дети очень быстро находят множество решений, при том, что взрослым это удаётся сложнее, потому что действуют ограничения и правила. Например, известная задача: найдите 20 способов использования канцелярской скрепки. Если взрослые  обычно предлагают 5-7 вариантов, то дети более 20. 

Другой вариант задачи: найти альтернативные способы создания чего-либо.

Как это можно использовать на уроке?

Пусть дети изложат идеи, как измерить расстояние между стенами в классе, не используя линейку. А потом измерят предложенными способами и проверят, какой способ более точный, а какой легко реализуемый.

Такое упражнение может быть хорошей прелюдией к изучению таблицы умножения, потому что наверняка нужно будет многократно прибавлять небольшие отрезки. А это долго и нудно. Тогда таблица умножения станет просто спасением. Вот вам мотивация для разучивания таблицы умножения.

Для заучивания наизусть таблицы умножения можно взять другой инструмент из арсенала ТРИЗ – синектику. Это способ сравнение и нахождение совпадений, схожих свойств, закономерностей. Таблица умножение их преподнесёт в огромном количестве. 1 умножая на любое число мы получаем её же, умножая на 10 добавляем 0. Уже легко. Умножая на чётное число, всегда получим чётное. А умножение на 5? Умножение на 9 – это просто сказка, шедевр математического совершенства мира.

В музыкальной теории, которое изучают на уроках сольфеджио строение интервалов, знаки в тональностях, всё подчиняется гениальной закономерности. А какой праздник, если дети сами находят эти закономерности.

Следующий метод «Да-Нет» ещё один работающий элемент, который учит задавать правильный вопрос. Из огромного множества вариантов, каждый правильный вопрос отсеивает половину вариантов, в результате чего через несколько вопросов можно дойти до правильного варианта. Это приучает к умению отсеивать лишние варианты и сэкономить силы, время и ресурсы.

Основные понятия ТРИЗ:

Креативность – умение генерировать идеи.

Творчество – умение создавать нечто новое необычное.

Изобретательство – умение найти способ реализации конкретного элемента проекта или самого проекта.

Созидание – умение создавать и реализовывать проекты.

ТРИЗ можно использовать и на любых уроках.

Например задание найти максимальное количество вариантов на уроке русского языка может звучать так:

«Кто найдёт больше однокоренных слов к слову …»

«Найдите прилагательные, описывающие качества данного предмета (явления).»

 В следующем простом упражнении мы применим технику, которую условно назовём «Облако мыслей»

Учитель:

- Напишите на отдельных листочках слова описывающую весну.

- А теперь каждый из вас пусть поставит свой листочек в таблице на правильное место, к глаголам, к существительным и к прилагательным.

Дети подходят к доске и прикрепляют свои листочки со словами.

Это интерактивное действие повышает мотивацию, поиск решений, и полезно, чтобы дети не засиделись на месте, а двигались и проявляли активность одновременно все ученики.

ТРИЗ обладает хорошим арсеналом инструментов, которые помогают не только разнообразить уроки, но и помогают лучше понимать материал и запомнить.

Оформить сертификат участника вебинара

Уважаемые коллеги, напоминаем, что мы ведем группы в Whatsapp и Viber, в которых регулярно выкладываем анонсы предстоящих вебинаров, а главное - презентации и раздаточный материал после каждого проведенного вебинара. Присоединяйтесь! 

Пожалуйста, подождите.
x
×