Вопрос 1 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Оцените, пожалуйста, удобство нового дизайна нашего портала по пятибалльной шкале (где 5 — «Все отлично», а 1 — «Пользоваться стало крайне неудобно»)
Оценить
Вопрос 2 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Сталкивались ли Вы с какими-либо трудностями при работе с порталом? Если сталкивались, опишите их, пожалуйста
Отправить отзыв
Спасибо, что приняли участие в нашем опросе
Солнечный свет
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Вернуться к авторизации

Эффективные задания для активизации учащихся в анализе лирического произведения



Оформить сертификат участника вебинара

Эффективные задания для активизации учащихся в анализе лирического произведения

Всем во время анализа стихотворения наскучили привычные вопросы «Какова тема стихотворения? А идея»?

Анализ лирики часто становится чем-то механическим, пропадает эмоциональность, крайне важная для уроков литературы.

На вебинаре вы узнаете, как интересно выстроить анализ стихотворения, какие задания предложить ученикам.

Вебинар будет полезен всем, кто знакомит юных читателей со стихотворениями. 

Ведущая вебинара — учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории (стаж 6 лет), преподаватель школы для детей-билингвов в Сингапуре, автор первого методического курса по созданию рабочих листов, финалист Всероссийского конкурса «ПРО Образование» в номинации «Блоги, на которые стоит подписаться» — Щербакова Анастасия.

“Эффективные задания для активизации учащихся в анализе лирического произведения”

Раздел по лирике входит в образовательную программу по литературе или литературному чтению каждого образовательного звена, а также каждого класса. Обычно в такой раздел включают библиографическую информацию о поэте, основные даты, связанные с важными реалиями творчества писателя, сами стихотворения и вопросы к ним.

К сожалению, анализ лирики часто становится чем-то механическим, пропадает эмоциональность, крайне важная для уроков литературы.

Как обычно происходит знакомство с лирикой? Чаще всего анализ лирического произведения выстраивается так: учитель рассказывает о биографии поэта (или ученик читает об этом сам). Часто жизненный и творческий путь в этом фрагменте информации никак не связаны. Стихотворение прочитано, а анализ начинается с вопроса «Какова тема произведения? Какова идея?”. Анализ проходит по плану, где обязательным критерием является исследование функций художественных средств языка (например, эпитет, метафора и прочее), ответы на вопросы по содержанию текста (то есть задания, где нужно назвать конкретное слово, строчку) и анализ формы (назвать тип рифмовки, рифмы, количество стоп). К сожалению, заданий такого типа недостаточно для того, чтобы погрузиться в лирическое произведение, понять его “изнутри”, прочувствовать те эмоции, которые вложил поэт в это стихотворение. Важно понимать, на каком уровне происходит анализ стихотворения на занятии. Это легко понять по следующим критериям.

Недостаточный уровень погружения в тему по лирике:
- даны только библиографические данные, отдельные даты
- творческий путь не характеризуется, только отдельные стихотворения
-  анализ происходит поверхностно ( о чем говорится, какие слова используются, но не сказано, почему и зачем, обращается внимание только на язык в общем)

Средний уровень погружения в тему:

  • исследуется синтаксический, лексический, образный уровень стихотворения
  • перечислены художественные средства языка
  • есть понятие о лирическом сюжете
  • уделяется внимание авторскому стилю, но без подробных примеров

Достаточный уровень погружения:

  • подробно проанализирован лирический герой
  • художественные средства не просто найдены, а объяснена их функция
  • рассмотрен лирический сюжет, ведущие образы
  • подробно охарактеризован авторский стиль, подобраны подходящие примеры

Как можно избежать шаблонного анализа по плану?

  1. Начать анализ, отталкиваясь от визуальных образов. Например, без подготовительного этапа дать ученикам прослушать или прочитать стихотворение и попросить представить образ или образы, которые он представил во время стихотворения. Похожее задание можно не по завершению чтения, а во время.
  2. Подключать к анализу иллюстрации, видеоряд. Часто ученики легче воспринимают прочитанное и услышанное именно через образы-помощники. Для сильных учеников можно предложить составить такой видеоряд самостоятельно.
  3. Исследовать символы, линии. Можно создавать график эмоций или настроений (собственного или лирического героя), проследить за скоростью в стихотворении.
  4. Обращайте внимание на цветопись и светопись. Порой важны не столько образы, сколько то, какими способами они созданы. Тем более к этому заданию можно подключить упражнение на новую лексику. Часто названия цветов, которые встречаются в стихотворениях, незнакомы детям.
  5. Оттолкнуться от лексики. Например, обратить внимание на то, какая лексика повторяется. Если внимательно проанализировать синтаксический строй и интонации, то можно вместе сделать выводы о том, какое настроение преобладает в стихотворении, какие эмоции являются ведущими. Если в стихотворении есть название, попробуйте дать ученикам текст без него. Предложите им подобрать название самостоятельно: одно слово-заголовок, словосочетание или предложение. Такое задание ученикам можно дать как для самостоятельного выполнения, так и для выполнения в паре или мини-группе.
  6. Исследовать, как меняется образ лирического героя. Что можно сказать о его настроении, какие маски эмоций он меняет, о чем можно было бы поговорить с ним?
  7.  Проанализировать контекст. В этом могут помочь письма, дневниковые записи, заметки современников. Важно создать у учеников ощущение присутствия, понимания атмосферы, в которой создавался текст.

 

Также отлично оживляют работу с лирическим текстом задания, связанные с эмоциями. Можно предложить ученикам изучить схему эмоций, а потом соотнести это с текстом стихотворения. С помощью линии можно создать график эмоций персонажа, исследовать, благодаря чему создается именно такой эмоциональный настрой.

Для сильных учеников можно дать задание с пропусками. Заранее убрать из стихотворения 5-7 слов и попросить по смыслу и правилам рифмы и ритма восстановить текст. Потом всем классом проверить, какие слова кто подобрал, сравнить результаты, сопоставить с оригиналом. Поразмышлять, почему именно такие лексические единицы выбрал автор.

Не забывайте использовать эти эффективные задания в анализе лирического текста и отходить от привычного плана. Поощряйте нестандартные мысли учеников, просите аргументировать их точку зрения и приводить подробные примеры.

Ждем Вас 14 июля в 18:00

Оформить сертификат участника вебинара

Уважаемые коллеги, напоминаем, что мы ведем группы в Whatsapp и Viber, в которых регулярно выкладываем анонсы предстоящих вебинаров, а главное - презентации и раздаточный материал после каждого проведенного вебинара. Присоединяйтесь! 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×