Солнечный свет
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 101-08-32
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 101-08-32
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 101-08-32
×

Методы языкового развития учащихся в рамках реализации ФГОС третьего поколения

Развитие читательской грамотности - одна из приоритетных задач обучения, ведь не только на каждом уроке, но и почти каждый день ученики сталкиваются с самыми разными текстами. Важно привить ученикам привычку эффективно работать с текстами, быстро находить ответ на вопрос, а также запоминать прочитанное.

На вебинаре мы разберём разные типы заданий, направленных на развитие читательской грамотности, подробно поговорим о том, как развивать разные типы чтения во время различных занятий, а также подробно разберем несколько эффективных методик.

Вебинар будет полезен не только учителям словесности, но и педагогам других дисциплин, а также учителям начальной школы.

Ведущая вебинара — учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории (стаж 6 лет), преподаватель школы для детей-билингвов в Сингапуре, автор первого методического курса по созданию рабочих листов, финалист Всероссийского конкурса «ПРО Образование» в номинации «Блоги, на которые стоит подписаться» — Щербакова Анастасия.

Методы языкового развития учащихся в рамках реализации ФГОС третьего поколения

Языковое развитие ребенка - длительный и сложный процесс, который необходимо начать контролировать как можно раньше.

Конечно, первые важные речевые механизмы закладываются еще в младенчестве и основная роль того, кто этот процесс направляет, отводится родителю. Во время обучения в школе процесс речевого развития занимает одно из ведущих мест в образовательном процессе.
Среди задач языкового развития, которые перечислены во ФГОС ООО, можно выделить следующие:

  • развитие лексического запаса
  • развитие фонематического слуха
  • развитие связной речи
  • развитие языкового творчества.

Рекомендации, которые мы дадим в этой статье, будут полезны детям самого разного возраста и точно разнообразят уроки разных дисциплин!

Языковое развитие на уровне лексики.
Расширение словарного запаса - важная задача, которая стоит перед каждым педагогом. Как эффективно работать над этим аспектом? Например, можно вводить в работу на уроке разные словарики, которые ребята ведут индивидуально. Туда можно записывать специализированную лексику (термины) или заносить целые языковые конструкции, которые обогатят речь ученика. Такие конструкции ребята могут использовать во время устных ответов, а также при построении текстов. Такой словарик эффективно составлять во время чтения текстов. Важно не просто записать новое слово, но и найти, подобрать синонимы к нему. Ученики могут меняться словарями и задавать друг другу вопросы по тем словам, которые каждый записал.

Языковое развитие на уровне предложений.
Простое, но полезное задание - удлинять предложение. Начинать с простого нераспространённого предложения, постепенно добавляя второстепенные члены.
Действительно расширяют словарный запас, учат “чувствовать” язык различные фразеологизмы и крылатые выражения. Их можно иллюстрировать, находить похожие словосочетания, пробовать использовать в языковом контексте.
Еще один вариант работы с предложениями - подбор синонимов. Можно составить предложение и попросить учеников заменить каждое слово похожим по смыслу. Для сильных учеников стоит ввести ограничения. Например, не использовать однокоренные слова. Вариант предложения для такого задания: “Красивый город засыпало белым снегом и крыши домов стали похожи на пряники”. Предложение, которое получилось после изменения: “Прекрасное поселение припорошила метель и верхушки зданий выглядели как засахаренное печенье”.

Языковое развитие на уровне текста.
Полезное задание на развитие речи, связанное с текстом: найти способы связи предложений в тексте, расставить предложения в правильном порядке, вставить недостающие слова в предложения.  Также можно использовать упражнения, нацеленные на работу с ключевыми цитатами или опорными тезисами.
Если это текст для ознакомительного чтения, то полезным будет задание на составление вопросов разного типа. Например, вопросы, требующие ответа “да” или “нет” (на понимание текста) и вопросы, требующие развёрнутого ответа. Можно не просто дать ответ, но и указать на конкретное место текста, где содержится ответ.

Творческие задания.
В этих заданиях используйте тематические картинки - виммбельбухи.
Составить предложение, а затем сложить их в историю, составлять описание предмета, по которому ученик должен отгадать, что загадано - вариантов творческих заданий множество! Еще один способ “разбудить” в учениках креатив - попросить составить историю, где каждое слово начинается с одной и той же буквы. Проще начать с согласных (например, “Б” или “П”), а потом переходить на гласные. Например: “Большая белоснежная белка безупречно быстро бегала”.

Игры на развитие речи.
Игры позволяют в неформальной обстановке не только отработать определенную технологию, повторить нужную лексику, но и позволить ученикам чувствовать себя более уверенно, использовать на практике полученные знания, больше выражать себя.
Игра “Цитатометр” - это более 50 карточек с разными цитатами, из которых убраны слова. На выбор предлагается 3 варианта, только один из них верный. Это простое задание помогает ребятам выстроить утверждение, привести аргументы в защиту своей точки зрения.
«Соображарий». Игра, которая позволяет подключить фантазию и использовать словарный запас. Нужно придумать слово на заданную букву, которое подходит под нужную характеристику (например, «то, что можно встретить в лесу» на букву К: кукушка, клюква и т.п). Можно играть на скорость, кто первый назовёт слово, можно давать каждому ученику отдельное задание.

Отличный вариант игры, которая расширит словарный запас — “Скрабл” и его возможные вариации. Есть детская версия с немного упрощёнными правилами — «Читачки». В этой игре тоже нужно составлять слова из букв и слогов, но ребятам она нравится, потому что они могут выбрать, каким персонажем играть (у каждого героя есть своя способность влиять на буквы), за слова получают кристаллы.
Для каждого возраста учеников, для каждого отдельного коллектива подойдёт своя система заданий и упражнений. Обязательно учитывайте сильные и слабые стороны класса, тогда работа с такими заданиями действительно даст видимые результаты.

Ждём Вас 16 декабря в 18:00

Уважаемые коллеги, напоминаем, что мы ведем группы в Whatsapp и Viber, в которых регулярно выкладываем анонсы предстоящих вебинаров, а главное - презентации и раздаточный материал после каждого проведенного вебинара. Присоединяйтесь! 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×
cont page