Вебинар 16 января в 18:00 "Развитие логического мышления младших школьников"

Записаться на вебинар

 

Развитие логического мышления младших школьников — одно из важнейших направлений обучения учащихся. На важность этого процесса указывают учебные программы и методическая литература. Совершенствовать логическое мышление лучше всего и в школе, и дома, однако далеко не все знают, какие методы для этого будут наиболее эффективными. Вследствие этого логическое обучение принимает форму стихийного, что негативно сказывается на общем уровне развития учеников. Бывает так, что даже старшеклассники не умеют логически мыслить, пользуясь приёмами анализа, синтеза, сравнения и пр. Как правильно развивать логическое мышление младших школьников — вы узнаете на вебинаре.

Содержательные вопросы вебинара:

  1. Особенности мышления учеников начальной школы.
  2. Педагогические условия развития логического мышления.
  3. Упражнения и игры на развитие логического мышления.

 


Вебинар ведет Магонова Ольга Николаевна – педагог-психолог, педагог дополнительного образования по работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, высшая квалификационная категория.


Окончила Смоленский государственный университет.

Прошла курсы повышения квалификации:
«Организация коррекционной работы и психолого-педагогического сопровождения детей с дислексией»,
«Арт-терапия: основные принципы использования данного метода в работе педагога-психолога»,
«Создание бесконфликтной образовательной среды: медиация в пространстве образовательной организации».

 

Развитие логических суждений у младших школьников в процессе освоения учебного материала в наше время приобретает большое значение. Поскольку самостоятельность мысли сопутствует осознанности обучения и влияет на индивидуальное самоопределение ребенка

Начальное образование должно заложить базовые основы общего умственного развития детей, которые создали бы условия для воспитания самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, который бы мог сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько способов решения проблемы, выделять главное и делать обобщенные выводы; применять знания в нестандартных условиях. Необходимым условием интеллектуальной грамотности такого человека является овладение логическими приемами и операциями.

 Процесс развития мыслительной деятельности у детей будет наиболее эффективным, если он будет использоваться в начальных классах не от случая к случаю, а в системе:

  • с использованием технологической модели по русскому языку,
  • с регулярным применением нестандартных задач на уроках математики,
  • с применением технологии обучения грамотного описания и сравнения объектов,
  • с вовлечением учащихся в познавательно-творческие конкурсы, в процессе усвоения содержания школьной программы, то есть регулярно применяться на уроках и во внеклассных занятиях.

Одной из основных логических операций мышления является операция логического суждения.

Суждение - это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, о наличии или отсутствии у них каких-либо свойств о состоянии, виде деятельности, или об отношениях между предметами. С педагогической точки зрения, логическими суждениями можно считать такие, с помощью которых ребенок последовательно, обоснованно излагает свои мысли.

Технология развития логического мышления младших школьников представляет собой совокупность следующих форм работы:

1) введение элементов логики в дошкольную математическую подготовку (программы "Развитие" (рук. Л.А.Вернер), "Детство" (рук. Т.Н.Доронова, Л.И.Иванова), "Радуга" (Е.В.Соловьева), интеллектуальный тренинг Е.А.Пономаревой);

2) введение в школьный курс новых (дополнительных) дисциплин, в которых логические знания и умения выступают в качестве объекта специального формирования (курсы "Шахматы" (И.Г.Сужин), "Информатика в играх и задачах" (рук. А.В.Горячев));

3) введение курса логики как самостоятельного учебного предмета (факультативные курсы Л.Н.Борейко, "Начала логики" (для 1 класса) Т.А.Кондрашенковой, "Мир логики" С.Гина, технология развития логического мышления Т.М.Садовской);

4) введение элементов логики в изучение базовых предметов, особенно математики как самой теоретической науки из всех изучаемых в школе, науки, выстроенной в соответствии с логикой. Данный подход является наиболее предпочтительным, поскольку может обеспечить всеобщую начальную логическую подготовку, ее органическую связь с предметным содержанием школьных курсов и преемственность между начальной и средней школой.

Содержание логической подготовки младших школьников включает основные логические умения и соответствующие им мыслительные операции. К концу обучения в начальной школе учащимся необходимо овладеть следующими логическими знаниями и умениями:

  1. Выделение признаков предметов и оперирование ими.
  2. Выделение признаков предметов (конкретных и абстрактных).
  3. Сравнение двух и более предметов:

а) выявление общих признаков (свойств) двух, трех и более предметов;

б) выявление отличительных признаков двух, трех и более предметов;

  1. Выявление общего свойства группы предметов:

а) подбор общего названия (собирательного имени) для группы предметов;

б) выявление лишнего предмета в данной группе;

в) нахождение недостающего предмета в данной группе;

г) сравнение групп предметов.

  1. Выявление закономерностей расположения предметов в ряду или матрице.
  2. Узнавание предметов по их признакам.
  3. Описание предметов по его признакам.
  4. Классификация.
  5. Словесная характеристика классов в готовой классификации.
  6. Деление на классы по заданному основанию. Отнесение объектов к классу.
  7. Введение основания для самостоятельно проводимой классификации.
  8. Проверка результатов проведенной классификации.

III. Понимание и правильное употребление логических слов (и, или, все, некоторые и другие).

  1. Определения.
  2. Выделение признаков объекта.
  3. Выделение характеристических совокупностей признаков объекта.
  4. Описание объектов по их признакам.
  5. Выделение родо-видовых отношений.
  6. Построение определений через род и видовое отличие (по готовым наборам слов).
  7. Простейшие умозаключения и доказательства.
  8. Умозаключения по индукции.
  9. Умозаключения по аналогии.
  10. Дедуктивные умозаключения:

а) на основе свойств отношений эквивалентности и порядка;

б) по правилам заключения, отрицания и силлогизма.

Младший школьник регулярно становится в систему, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения. В процессе решения учебных задач у детей формируются такие операции логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация.

Основные логические умения младших школьников.

  • анализ и синтез
  • сравнение и обобщение
  • классификация
  • выявление закономерностей
  • определение понятий
  • доказательство и опровержение

Поэтому технологическая модель по развитию мыслительной деятельности младших школьников должна реализоваться через блоки:

  • Аналитико-синтетический
  • Сравнение и обобщение

- Установление закономерностей

- Классификационный

Оформить сертификат участника вебинара

 

Пожалуйста, подождите.
×