Вебинар 19 февраля 16:00 МСК "Семейные факторы, влияющие на буллинг в школе"

Зарегистрироваться на вебинар

Вебинар будет полезен для профилактики и решения проблем буллинга с учётом влияния семейных особенностей на этот процесс.

Буллинг (травля) - одна из самых распространённых поведенческих проблем школьников. Для её решения необходимы совместные усилия педагогов, родителей и психологов.

На вебинаре будут рассмотрены следующие вопросы:

-Причины и особенности буллинга в шкогле

-Какие семейные факторы усиливают риск подвергнуться буллингу?

-Как педагог может помочь справиться с буллингом?

-Основные формы и методы работы для профилактики буллинга

Оформить сертификат участника вебинара

Ведущая вебинара: Титерина Прасковья Вадимовна - семейный психолог, педагог-психолог, член секции психологов регионального общества психиатров России, стаж работы 10 лет.

Окончила Рязанский медицинский университет, факультет клинической психологии.

Прошла курсы повышения квалификации:
"Роль психолого-педагогических основ в работе с детьми"

"Основы телесно-ориентированной психотерапии"

"Нейропсихология в коррекционной работе"

Согласно исследованиям, каждый третий школьник сталкивался с темой травли со стороны своих сверстников. Одни становятся жертвами, другие агрессорами, а кто-то просто наблюдает со стороны. Почему возникает травля? И как защитить ребенка в такой ситуации?

Буллинг — агрессивное преследование одного человека другим или другими людьми.

Буллинг может выражаться разными способами - непристойные шутки, оскорбления, распространение слухов и сплетен, бойкот, физическое насилие, запись уничижительного видео и распространение его в интернете. Сегодня особенно активно развивается электронный (виртуальный) буллинг.

Травля может проявляться между ребенком и

— ребенком / группой детей

— учителем / учителями

Буллинг — это травмирующая для психики ситуация, и систематическое пребывание в роли «затравленного» приводит к

1) снижению учебной мотивации, отказам от посещения школы;

2) появлению симптоматики тревожных и депрессивных расстройств;

3) повышению риска суицидального поведения как у непосредственных жертв школьного насилия, так и у детей, постоянно наблюдавших ситуацию травли;

4) антисоциальному поведению, административным правонарушениям, преступлениям.

Школьный буллинг часто влияет на возникновение психических проблем не только у жертв и наблюдателей, но и у самих агрессоров.

На буллинг влияют различные факторы:

— личность самого школьника

— ситуация внутри класса / школы

— семейные факторы — их мы и рассмотрим в рамках данной статьи.

 Семейные факторы, увеличивающие риск стать участником травли:

 

  1. Качество внутрисемейных отношений, а именно количество конфликтов внутри семьи. Если ребенок систематически вовлечен в «семейные разборки», у него увеличивается шанс попасть в ситуацию школьной травли;
  2. Наличие издевающихся старших брата / сестры, от которых нет защиты со стороны родителей повышает вероятность того, что ребенок станет жертвой школьного насилия.
  3. Отсутствие личных границ у членов семье, отсутствии в действиях родителей согласованности, единых ценностей и этических стандартов (один разрешает, другой запрещает);
  4. Регулярное физическое насилие дома, когда ребенок сам подвергается ему либо становится свидетелем агрессивной модели поведения членов семьи друг к другу.
  5. Суровые и непоследовательные наказания, жестокое обращение в семье. Авторитарный стиль воспитания часто способствует формированию агрессивного поведения у ребенка;
  6. Вседозволенность, гиперопека — попустительский стиль воспитания не дает ребенку четких ориентиров о том, что можно и нельзя в отношениях с другими людьми. Ребенку сложно встроиться в детский коллектив с определенными правилами и нормами;
  7. Невключенность родителя в жизнь ребенка приводит к эмоциональной закрытости ребенка.

 Что делать?

 Снизить риск попадания ребенка в ситуации травли поможет:

— внимательное отношение родителей к ребенку, их заинтересованность и открытость в отношениях,

— включенность родителей в жизнь ребенка, отслеживание событий, происходящих с ним,

— теплые, поддерживающие отношения ребенка с родителями

Что может сделать педагог?

Во-первых, признать проблемы. Это бывает сложно, потому что:

- На практике часто действуем в пользу обидчика. Например, некоторые педагоги с неуважением относятся к детям, которые не могут постоять за себя.

- Иногда педагоги считают, что лучше дать детям возможность разобраться со своими проблемами самим.

- Некоторые педагоги не хотят поднимать обсуждение этой темы, пока не сталкиваются с людьми, требующими активных действий (с родителями)Исследования показывают, что открытость ребенка является наиболее значимым фактором, предупреждающим школьное насилие. Если ребенок рассказывает о своей жизни родителям, делится переживаниями.

Согласно опросам школьников, они склонны рассказывать о травле в первую очередь родителям, а не учителям, так как надеются, что родители будут более эффективны в разрешении проблемной ситуации.

Отношения матери и ребенка

Если матери страдают депрессиями, мало вовлечены в жизнь детей, в этих отношениях нет тепла, то дети таких матерей могут быть вовлечены в школьный буллинг или в качестве жертвы, или в качестве преследователя.

Отношения отца и ребенка

Есть исследования, которые показали важную роль отца в формировании буллингового или антибуллингового поведения. Так дети, чьи отцы тратят на них достаточное количество времени, реже попадают в ситуацию травли.

Время, проведенное ребенком с отцом, оказывает более значимое влияние на позицию ребенка в школе, чем экономический статус семьи.

Если отец вечно занят, пусть и зарабатывает больше денег, но меньше времени проводит с ребенком, риск попадания ребенку в ситуацию буллинга возрастает.

Очень важно не молчать об этой проблеме никому — ни детям, ни родителям, ни учителям, ни психологам. Об этом надо говорить.

Оформить сертификат участника вебинара

Уважаемые коллеги, напоминаем, что мы ведем группы в Whatsapp и Viber, в которых регулярно выкладываем анонсы предстоящих вебинаров, а главное - презентации и раздаточный материал после каждого проведенного вебинара. Присоединяйтесь! 

Пожалуйста, подождите.
×