Вебинар 19 марта 16:00 «Развитие критического мышления у детей 7-10 лет»

Оформить сертификат участника вебинара

Вебинар будет полезен для учителей начальных классов

Научите детей мыслить самостоятельно.
Критическое мышление – это умение разносторонне изучать жизненные вопросы и делать разумные выводы. Этому нужно привить с самых первых лет учёбы в школе. Особенно важно сейчас, когда идёт лавина непроверенной и вредоносной информации.

Вебинар ведёт Айкуш Жораевна Калачян – педагог, музыкант, коуч, консультант во вопросам воспитания детей.

Преподаватель со стажем более 15 лет. Создатель обучающих игр, автор и ведущая тренингов.

Окончила Ереванскую государственную консерваторию им. Комитаса.

Прошла курсы:

  • Константин Довлатов - «Школа коучинга», «Курс детско-родительских отношений»
  • Российская академия естественных наук - «Биоадекватная методика преподавания учебных дисциплин»
  • Шалва Амонашвили – «Гуманная педагогика»

Умение мыслить самостоятельно было важно всегда, а сейчас тем более. В потоке неконтролируемой информации нужно суметь различить правду от навязанной и насаждаемой лжи. Всё чаще нечистоплотные политики начали привлекать в свои политические соперничества детей, играя на их лучших побуждениях, на юношеском максимализме. Ложь всегда подаётся окаймленная правдой и взвинчивает такие эмоции, при которых мыслительные процессы резко понижаются. Это страх, агрессия, чувство несправедливости. С такими эмоциями мысли человека резко сужаются коридор вариативных мыслей. Именно это и надо чтобы направить их действия по заданной схеме.


Только лишь критическое мышление, умение задавать такие вопросы: а кому это нужно; в чём смысл; что в итоге хотят; что я получу играют решающую отрезвляющую роль.
Важно знать, что нет ответов, пока не сформирован вопрос. Ответ приходит на вопрос. А дети часто берут всё на веру. И этому есть объективная причина – наше воспитание. В детском возрасте, когда ребёнок только начинает говорить «нет», «не хочу», «не буду», «я сам» формируется умение думать свои думы, а не только принимать взрослые. Это первые попытки ребёнка дать себе право думать. И что в этот момент отвечают им взрослые? Да, чаще всего они говорят: «нельзя говорить нет маме/папе», «хорошие мальчики (девочки) слушают маму/папу», или ругают, пренебрегают его мнением и насильно заставляют делать то, что хотят взрослые.

Смотря со стороны это выглядит очень странно: взрослый человек вступает в спор с ребёнком доказывая, кто здесь главный. Это то, что категорически нельзя. Нужно строить диалог с ребёнком таким образом, чтобы он принимал сам решения и видел последствия своего решения. Но увы, редко кто из родителей осознан и не вступает в игру «кто здесь главный». Дети часто приходят в школу уже без права самостоятельно мыслить.

Это влияет и на качество обучения, так как мозг научился быть в отключенном состоянии, а кто активен, часто называем строптивыми, шалунами. Да дети с самостоятельным мышлением на этапе освоения этого навыка могут быть неудобными. Но с ними очень интересно, особенно если на каждое его «нет» вы спрашиваете: «а что ты хочешь», «а почему ты так думаешь?».


Как же в школе уже детям 7-10 лет вернуть право думать и научить этому процессу?
Человечество прошло этапы «докритического мышления», когда всё принимало на веру и период «критического мышления», теперь человечество постепенно переходит к «многомерному мышлению». Так вот критическое мышление сформировалось в эпоху Аристотеля и Сократа когда вывели формулу: Тезис – Антитезис – Синтез.


В данной схеме выдаётся тезис, его рассматривают подробно, так же подробно рассматривают антиаргументы к этому тезису и принимается решение. Это как в современных судах есть прокурор-обвинитель, адвокат и судья, который анализирует полученную от двух противоположных источников информацию и выносит вердикт.


Как мы можем помочь детям развивать мышление?
Создать условия для выражения альтернативного мнения;
Просить аргументировать свои ответы и гипотезы;
Предложить механизм тестирования гипотез;
Организовать многомерные обсуждения;
Уважительное отношение к любым суждениям ученика.


Для этого на уроках после ответа ученика можно задать вопрос: «а почему ты так решил?». Тогда ребёнок включает свой мозг и вспоминает правила, аргументы на которых основывается его ответ. Часто на этом этапе дети, не думая меняют своё решение. Если это произошло быстро, то он не обдумал даже, а просто подумал, что ошибся и наобум накидывает ответы, вдруг какой-нибудь будет правильным. Для этого важно создать обстановку доверия, и попросить аргументировать ответ. Тогда дети начинают думать.

Да, они могут изменить своё мнение, так как в прошлый раз забыли применить одно из правил. А могут аргументировать и отстаивать правильность своего ответа. Особенно это важно, когда нет однозначного ответа, а есть мнения.


Следующий этап, это умение различать зёрна от плевел. Это когда информацию проверяем – это факт или мнение. Если факт, то с этим можно работать, а если мнение, то нужно найти факты, которые подтвердят или изменят мнение. С мнением мы ничего не можем делать конкретного. Почему? Потому что мнение может быть неверным, эмоциональным, непостоянным, оно зависит от фактов. Тогда мнение переводим в категорию гипотезы и проверяем гипотезу на истинность и только после этого формируем более точное мнение.


Для формирования мнения нужны какие-то правила, опорные пункты. Этими опорами служат жизненные ценности. Ребёнок сам эти ценности не придумывает, он получает от социума. И каждая ценность выше порядком подчиняет себе ценности нижнего порядка. Есть семейные ценности, которые подчиняются национальным и религиозным ценностям, а те в свою очередь подчиняются общечеловеческим ценностям. Поддержание этих ценностей и есть основа воспитания детей. А мерой всему служит золотое правило: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступили с тобой».


Есть и другие правила:
Добро должно быть осмысленным и сильным;
Милосердие выше справедливости;
Сила духа подчиняет себе силу тела.

Ждем Вас 19 марта 16:00 МСК

Оформить сертификат участника вебинара

Уважаемые коллеги, напоминаем, что мы ведем группы в Whatsapp и Viber, в которых регулярно выкладываем анонсы предстоящих вебинаров, а главное - презентации и раздаточный материал после каждого проведенного вебинара. Присоединяйтесь! 

Пожалуйста, подождите.
×