Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Активизация речевой деятельности в рамках работы в ДОО



Оформить сертификат участника вебинара

Как инициировать речевую активность в ДОО

Вебинар для воспитателей ДОО, логопедов

Речь, как и любой навык развивается в процессе активной деятельности. В последнее время всё чаще встречаемся с феноменом, когда дети предпочитают объясняться невербальными средствами. Почему это так, как помочь им в активации речи узнайте на вебинаре

Вебинар ведёт Айкуш Жораевна Калачян – педагог, музыкант, коуч, консультант по вопросам воспитания детей. Преподаватель со стажем 20 лет. Создатель обучающих игр, автор и ведущая тренингов.

Образование:
Высшее музыкальное – Ереванская государственная консерватория - специальность «певица и преподаватель»
Высшее психологическое, специальность «педагог-психолог»
Высшее психологическое, специальность «бизнес-тренер»

Прошла дополнительные курсы:

  • «Арт-терапия»
  • «Системно-родовая терапия»
  • Коучинг по сиcтеме ICM
  • «Коучинг детско-родительских отношений»
  • «МАК-терапия»
  • «Гуманная педагогика Шалвы Амонашвили»
  • «Биоадекватная методика обучения»

Активизация речевой деятельности в рамках работы в ДОО

Часто в садик приходят дети, которые почти не разговаривают. Он могут говорить одиночные слова, могут просто изъясняться мимикой – телепатически. Стоит ли сразу их записывать в ряд отстающих в развитии? Не сразу. Но есть задача включить этих детей в общую группу, помочь им взаимодействовать, играть. Рано или поздно им придётся общаться, разговаривать и включать речь.

А какие функции вообще выполняет речь для ребёнка? Для взрослых это средство коммуникации. Для детей это ещё и средство выживания, средство для создания некоего комфорта, имитация взрослости. Если взрослому что-то нужно – он идёт и берёт. Ребёнок многие вещи не может сам брать, и он просит об этом словами. Однако в младенчестве, даже не умея говорить каждый ребёнок каким-то образом сообщает окружающему миру о своих потребностях. В этот период формируется некая телепатическая или интуитивная связь с ребёнком у матери. Потребность в речи не такая сильная. Поэтому некоторые дети могут долго не начинать говорить. И только когда попадают в круг людей, которые не воспринимают эти тонкие сигналы, такие дети вдруг начинают разговаривать вполне связанно. На моей памяти среди знакомых было достаточно детей, в основном мальчики, которые до 3 лет не разговаривали вообще. А потом догоняли сверстников в течение 3-5 месяцев по уровню речи. У таких детей нет отставания в развитии, просто нет особой мотивации говорить, их и так понимают окружающие. Как только они попадают в детский сад или расширяется круг общения у них активизируется речь.

Следующая категория, которая в последнее время встречается всё чаще– ребёнок умеет говорить, но предпочитает коммуницировать без слов. Он смотрит вам в глаза, и вы идёте делаете то, что он просит. Я видела, как это делала девочка 7 лет. Ей было достаточно посмотреть или сказать какую-то короткую фразу. Училась она хорошо на 4 и 5. Можно ли сказать, что у них особенности аутического спектра? Может быть. Влияет ли это на учёбу? Зависит от учителя и его отношения к такой особенности. Ребёнок начинает постепенно привыкать, что не все понимают его так как домочадцы и он начинает изъясняться словами.

Третья группа – это дети, где действительно есть проблемы в развитии, иногда слабо выраженные, иногда сильно. Но детсадовский возраст – это то время, когда можно наиболее легко восполнить такое отставание и помочь ребёнку адаптироваться к современной жизни, где учёба, приобретение знаний, умение говорить, читать и считать являются ключевыми навыками.

Для первых двух групп детей достаточно оказаться в среде сверстников, коммуницировать с другими детьми, играть и они начинают разговаривать и нарабатывать речь.

Прежде чем говорить свободно ребёнок проходит несколько этапов развития. Вначале это гукание, когда он, подражая взрослым воспроизводит отдельные звуки и сочетания звуков. Вдруг в какой-то момент он произносит своё первое слово. После этого словарный запас ребёнка расширяется, при этом некоторые слова он произносит не полностью, а частично. Эту абракадабру многие взрослые не в состоянии понимать. Постепенно появляются словосочетания, которые позже переходят на предложения. В этот момент дети начинают активно говорить, настолько, что взрослые только успевают кивать головой и говорить «угу», не вслушиваясь в речь, так как на большее их не хватает.

В возрасте 3-6 лет проявляются некоторые сложности, при которых требуется помощь взрослых для коррекции и развития:

  • Не произносятся некоторые звуки. Это может быть из-за проблем слуха, когда определённые звуковые частоты не доступны слуху ребёнка. А если он не слышит, то и не может воспроизводить. А может просто некоторая мышечная вялость, которая мешает выговаривать звуки.
  • Неумение изъяснить суть предмета. Ребёнок не может выделить важную информацию и говорит долго и витиевато.
  • Недостаток словарного запаса, особенно если он волнуется, то забывает слова.

Исходя из этих трёх видов проблем, которые могут решаться в ДОО мы строим свою работу.

Во-первых, развиваем слух. Привлекаем внимание к звукам окружающей среды и обращаем внимание на такие понятия, как громко – тихо, высокий звук – низкий звук. Имитируем звуки, издающиеся животными: мяу, гав, ква-ква, куку и т.д. Особенно интересно детям играется, когда они начинают говорить голосами животных в роли папы – низким голосом, мамы – средним и детским – высоким.  Куда идёт внимание ребёнка, та часть мозга у него развивается наиболее активно. Мы акцентируем слух и развиваем его.

Немаловажную роль играют кинезиологические упражнения. Речь идёт об упражнениях, где работают оба полушария головного мозга, руки и ноги выполняют перекрёстные движения.

В развитии умения изъяснить суть предмета помогает чтение сказок с последующим обсуждением. Вообще исследования психологов показывают, как отрицательно могут влиять на мышление ребёнка сказки, если они не проработаны, если их не обсуждают. Тогда ребёнок делает выводы исходя из своего ограниченного опыта жизни. Обсуждая героев, анализируя ситуации, многие вещи проясняются и воспринимаются детьми более объёмно и корректно.

А стихи, песни, считалки, выученные наизусть восполняют словарный запас, развивают ритмический слух, и создают оправданный повод многократно повторять слова, тем самым нарабатывая навык чёткой и ясной речи.

Ждем Вас 2 июля в 17:00

Оформить сертификат участника вебинара

Уважаемые коллеги, напоминаем, что мы ведем группы в Whatsapp и Viber, в которых регулярно выкладываем анонсы предстоящих вебинаров, а главное - презентации и раздаточный материал после каждого проведенного вебинара. Присоединяйтесь! 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×