Вопрос 1 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Оцените, пожалуйста, удобство нового дизайна нашего портала по пятибалльной шкале (где 5 — «Все отлично», а 1 — «Пользоваться стало крайне неудобно»)
Оценить
Вопрос 2 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Сталкивались ли Вы с какими-либо трудностями при работе с порталом? Если сталкивались, опишите их, пожалуйста
Отправить отзыв
Спасибо, что приняли участие в нашем опросе
Солнечный свет
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×

Эффективные задания для развития читательской грамотности в рамках реализации ФГОС третьего поколения



Оформить сертификат участника вебинара

Развитие читательской грамотности — неотъемлемая часть современного образовательного процесса.

Каждый педагог может построить работу так, чтобы во время занятия ученики эффективно работали с текстом и совершенствовали свою читательскую грамотность. Как это сделать?

На вебинаре мы подробно разберём алгоритм работы по развитию читательской грамотности, исследуем эффективные задания, которые можно включать в уроки и начальной, и средней школы. Вы узнаете, как интересно использовать тексты на уроках разных дисциплин и познакомитесь с ресурсами, где можно найти не только необходимые материалы, но и вдохновение при подготовки к урокам.

Ждём вас!

Ведущая вебинара — учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории (стаж 6 лет), преподаватель школы для детей-билингвов в Сингапуре, автор первого методического курса по созданию рабочих листов, финалист Всероссийского конкурса «ПРО Образование» в номинации «Блоги, на которые стоит подписаться» — Щербакова Анастасия.

«Эффективные задания для развития читательской грамотности в рамках реализации ФГОС третьего поколения»

Читательская грамотность - одно из приоритетных направлений в образовательном процессе. Независимо от предмета, который ведет педагог, и возрастных особенностей учеников, важно уделять внимание этому формату работы. Также одним из важнейших факторов эффективной работы с текстом является умение учащихся использовать различные источники информации.
В работе с классом необходимо использовать различные типы чтения: поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее. Также чтение бывает активным и пассивным. Разберем особенности каждого из видов чтения.

При изучающем чтении важно понять весь текст. При этом ученики могут сопоставлять прочитанное с собственным опытом. Можно перечитывать определенные места текста, останавливаться, более подробно разбирать незнакомую лексику. Цель такого типа чтения - как можно лучше и глубже понять прочитанное.

Часто на практике ученики используют поисковое чтение. При поисковом чтении нужно ознакомиться с новой информацией и найти ответ на поставленный вопрос. Главная задача - понимание основного содержания. Обычно такое чтение не предполагает обращение к словарям, работы с незнакомыми словами, остановок при чтении из-за того, что один из отрывков непонятен.

Просмотровое чтение. При этом виде чтения ученику необходимо чётко определить тему текста, понять, по каким вопросам построено повествование. Также важно понять, как к какой тематической области относится данный текст, какие вопрос поднимает автор. Читатель может дать оценку прочитанному: действительно ли это пригодится ему, интересна тема текста или нет.

Ознакомительное чтение. Цель этого процесса - получение общей информации о явлении и предмете, которому посвящён текст. Достаточно понять общее содержание, полное понимание всех деталей при ознакомительном чтении не нужно. При этом после работы с текстом важно еще раз упомянуть основные выводы и провести рефлексию, которая поможет ученикам сформулировать их отношение к прочитанному.

В образовательном процессе не стоит отдавать предпочтение только одному типу чтения. Стоит чередовать их в разных типах работ (в классе, индивидуально или в парах, в качестве самостоятельной работы, проверочной работы, домашнего задания). Можно брать для анализа не весь текст целиком, а выбирать наиболее подходящий для работы, соответствующий цели урока фрагмент. Предлагаем вам несколько упражнений, которые сделают работу с любым текстом более наполненной и эффективной.

Составление конспекта. Это не должен быть просто переписанный или лишь немного сокращённый текст без каких-либо специальных знаков или обозначений. Вводите вместе с учениками специальные значки, которые будут обозначать связь между частями текста, противопоставление, вывод и другие смысловые блоки.

Работа с текстовыделителями.
При чтении текста можно делать такие задания: выделить определённую лексику, важную для понимания темы текста, выделить предложение, лучше всего передающее идею автора, ключевые слова. Полученные слова можно объединить в группы, и задание будет проверять умение ученика группировать языковые единицы. Такие задания помогут ученикам находить необходимое место в тексте, более точно формулировать ответ на вопрос, быстрее находить ответ. Можно потренироваться находить точные формулировки на время.

Составление планов. Цитатный и тезисный план - самые популярные варианты, которые с лёгкостью можно включать в урок. Лучше прививать привычку работать с планами текстов как можно раньше. Можно использовать это задание наоборот: давать ученикам подробный план текста и просить восстановить текст, пересказать его, опираясь на план. Такой тип задания направлен на умение расставлять смысловые блоки в верном порядке.

Работа над заголовком. Важно анализировать, почему автор выбрал именно это слово или словосочетание для заголовка. Также стоит обращать внимание, почему порой у текста нет заголовка. Важно постоянно тренироваться в умении верно (то есть ёмко и точно) озаглавливать текст. Это поможет ученикам правильнее понимать суть прочитанного, обобщать прочитанную информацию.

Работа с таблицами и майнд-картами.
По любому тексту можно составить таблицу с данными, которые нужно проанализировать ученику. Можно искать ошибку, вписать недостающий элемент, восстановить связь между объектами. А в качестве дополнительного задания ученики могут самостоятельно составить таблицу по прочитанному тексту, оставить пустые ячейки, которые должна будет заполнить другая группа.

Советуем включать задания таких типов и во время знакомства с новой темой (например, во время чтения параграфа учебника), для самостоятельной работы с новым текстом, для обобщения изученного.

Ждём Вас 24 ноября в 18:00

Оформить сертификат участника вебинара

Уважаемые коллеги, напоминаем, что мы ведем группы в Whatsapp и Viber, в которых регулярно выкладываем анонсы предстоящих вебинаров, а главное - презентации и раздаточный материал после каждого проведенного вебинара. Присоединяйтесь! 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×
Выберите удобный для Вас тариф
Процесс обучения станет ещё более комфортным
Доступ к учебной платформе 24/7
Обучение от 3 дней
Отправка документов заказным письмом
Доставка курьером на дом
Доступ к учебным материалам
(с даты окончания)
3 месяца 12 месяцев неограниченный
Доступ к программе, при обновлении требований законодательства
Персональный помощник при обучении
Индивидуальные консультации с преподавателем обращение на почту звонок почта, звонок,
видео-созвон
Повторная отправка при утере документов +200 руб. +200 руб.
Твердая обложка к документу об обучении +300 руб. +300 руб.
Подарок от учебного центра и персональное благодарственное письмо
выбрать
выбрать
выбрать