Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Развитие сенсорики с помощью изотерапии

Сенсорное развитие имеет очень важное значение в становлении личности ребёнка. Современная среда ограничивает естественное развитие некоторых качеств, поэтому важно знать, как дать тот опыт, который необходим для развития здоровой и активной жизни.

Вебинар ведёт Айкуш Жораевна Калачян – педагог, музыкант, коуч, консультант по вопросам воспитания детей. Преподаватель со стажем 20 лет. Создатель обучающих игр, автор и ведущая тренингов.

Образование:
Высшее музыкальное – Ереванская государственная консерватория - специальность «певица и преподаватель»
Высшее психологическое, специальность «педагог-психолог»
Высшее психологическое, специальность «бизнес-тренер»

Прошла дополнительные курсы:

  • «Арт-терапия»
  • «Системно-родовая терапия»
  • Коучинг по сиcтеме ICM
  • «Коучинг детско-родительских отношений»
  • «МАК-терапия»
  • «Гуманная педагогика Шалвы Амонашвили»
  • «Биоадекватная методика обучения»

Наш мир полон предметов, расположенных в пространстве. Мы их воспринимаем с помощью своих органов чувств. Мы видим цвет, форму предмета, расстояние, на котором расположены они. Мы воспринимаем окружающий мир через вкусы, запахи, тактильные ощущения. Иногда у детей какие-то функции отстают в развитии. И это становится причиной более сложных и множественных форм отставания в развитии.

Для того, чтобы у детей развивались эти функции, нужно их стимулировать. Изо-терапия – это один из инструментов, которые помогают в развитии сенсорных качеств.

Сенсорные анализаторы передают в нервную систему информацию о его движениях, о теле. Представление о своём теле возникает через органы восприятия. Ребёнок видит и замечает это у других, потом сам повторяет. Он слышит речь, воспринимает двигательные рефлексы речевого аппарата родителей и окружающих, повторяет за ними. Если одно звено в этой цепи не функционирует, то нарушается вся система и страдает конечный результат в виде неразвитой речи.

Любое обучение начинается с восприятия. С помощью определённых рецепторов мы воспринимаем информацию. У нас следующие виды сенсорных анализаторов: двигательная, вестибулярная, слуховая, зрительная, тактильная.

При недостаточной остроте слуха ребёнок может не воспринимать звуки в некотором частотном диапазоне, тогда он не слышит звуки, часто это звуки – т, к, с, п э, ш, ф. В дальнейшем у ребёнка с таким нарушением возникают проблемы с произношением и орфографией. Такие отклонения за собой влекут комплексы, неуверенность, недопонимание. В детском возрасте это может привести к ЗПР.

Бывает воспитатель просит всех ребят встать в ряд. И тут кто-то стоит в сторонке, весь в замешательстве и не знает куда встать или думает, что он встал туда куда надо. Одной из причин такого поведения может быть нарушение пространственного мышления. Ребёнок не осознает, где его место, где ряд, что такое линия. Может конечно и быть другая причина, когда ребёнок в замешательстве от того, что не может решить рядом с кем встать.

Дисфункция сенсорного восприятия иногда проявляется в неумении воспринимать 2 и более раздражителя одновременно. Например, вы разговариваете с ребёнком и прикасаетесь к нему. Он воспринимает или речь, или прикосновение. Если до прикосновения он понимал, о чём вы говорите, то с момента прикосновения мозг переключился на другой канал информации и не воспринимает речь. Иногда для интеграции этих двух каналов нужно время, тогда часть речи пропадает из области слухового внимания ребёнка.

Мы видим, что проявления недоразвития сенсорики имеют довольно широкий спектр нарушений в общем психическом развитии ребёнка. Тяжёлые и множественные нарушения развития (ТМНР) ребёнка связаны именно с невосприятием внешней информации и неумением анализировать и интегрировать результаты полученной из вне информации.

Причин таких дисфункций две:

  1. Недостаток сенсорных впечатлений, чувственной информации.
  2. Переизбыток чувственной информации.

В случае дефицита нужно давать возможность получения разнообразного опыта и контакта с различными источниками информации. В случае переизбытка следует ограничить, дать ребёнку отдохнуть и структурировать получаемую информацию.

Что может дать изобразительное искусство в этом плане?

Изобразительное искусство – это рисование, лепка, коллаж. Мы имеем дело с распределением в пространстве множества форм различных цветов, разной фактуры. Само прикосновение к различным материалам, творчество в защищённом и комфортном пространстве запускает дремлющие механизмы.

И так посмотрим, что мы можем сделать для этого.

Хорошо начинать с работу с природными материалами: шишки, камешки, кубики, листочки. Можем разложить несколько шишек по размеру, большие - маленькие, раскрытые – закрытые, светлые - тёмные. Камешки: большие – маленькие, тяжёлые – лёгкие, округлый и с острыми углами, гладкие - шероховатые и т.д. Когда ребёнок видит, потом трогает, расставляет на плоскости и начинает играть с ними, то развивается и восприятие веса, материи, тактильные ощущения, света и тени, при этом активируется ещё и мелкая моторика, которая стимулирует образование новых синапсических связей. Можно продолжить работу рисуя на речных камешках.

Очень интересны и полезны различные техники рисования. Можете взять листок, нанести на него краску и отпечатать на листе бумаги. Там ярко проявятся прожилки листочка. А потом внимательно посмотреть и потрогать на листочках эти прожилки. Они выделяются и толщиной, жёсткостью по отношению к листу, и оттенком. Можно листочек понюхать, скатать в трубочку в ладошке.

Очень полезна работа с пластилином. Лепка даёт понимание не только цвета и формы, но и веса. Можно лепить фигурки, а можно распластать на картоне и нанести рисунок различными крупами. Таким образом мы активизируем и нервные рецепторы на кончиках пальцев, регулируется сила нажима, которая распределяется по всей руке включая плечевой сустав.

Следующий этап – это усложнение упражнений включением речи. Можно просто считать, говорить скороговорки, стишки, рассказать о том, что делает ребёнок и т.д.

О других практических упражнениях и о том, как правильно строить занятия для развития сенсорики я расскажу на вебинаре.

Ждем Вас 25 июня в 16:00

Уважаемые коллеги, напоминаем, что мы ведем группы в Whatsapp и Viber, в которых регулярно выкладываем анонсы предстоящих вебинаров, а главное - презентации и раздаточный материал после каждого проведенного вебинара. Присоединяйтесь! 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×