Международный
педагогический портал
Солнечный свет
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×

Развитие произвольного внимания у дошкольников посредством дидактических и речевых игр

Вебинар для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, родителей и воспитателей.

Развитие психических процессов – задача основная для дошкольного детства. Важно сформировать у детей восприятие, память, внимание и мышление – это является залогом успешности в школе и дальнейшей жизни. При этом необходимо развивать, например, не просто внимание ребенка к объекту, а именно произвольное внимание. Именно то, что дает рост в интеллектуальном, эмоциональном и физическом развитии.

Так как основным видом деятельности детей является игра, задача педагога играть в игры, с помощью которых легко развивать произвольное внимание.

На вебинаре рассматриваются методы, подходы для составления игр, их использование в повседневной деятельности детей.

Вебинар ведет Булдыгерова Наталья Сергеевна – воспитатель - практик, воспитатель –блогер, высшая квалификационная категория.

Окончила Новосибирский государственный педагогический университет.

Прошла курсы повышения квалификации: «Практическая дошкольная педагогика и психология», «Психолого –педагогическое сопровождение дошкольного образования в рамках ФГОС», «Инновационные и интерактивные технологии развития детского изобразительного творчества в рамках ФГОС»

Развитие произвольного  внимания у дошкольников посредством дидактических и речевых игр

Тема вебинара актуальна для воспитателей дошкольных учреждений и педагогов детских центров.

Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста является важной задачей в процессе воспитательно-образовательной работы в группе детского сада. Одним из основных психических процессов для успешного освоения знаний, формирования представлений об окружающем мире является внимание.

Теоретическими аспектами и изучением внимания, как психической функции занимались многие ученые, а именно:

  • Теодюль Рибо
  • Петр Гальперин
  • Дмитрий Узнадзе
  • Николай Ланге
  • Лев Выгодский

На основе теоретических и исследовательских подходов к изучению внимания как психической функции, можно выделить три вида внимания:

  • непроизвольное внимание - оно еще называется пассивным вниманием – это вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления.
  • произвольное внимание – это вид внимания, при котором человек сознательно выбирает объект внимания.
  • послепроизвольное внимание – это вид внимания, при котором человек делает осознанный выбор направления внимания, но уже без особой силы, которая сопровождается напряжением и усилием при произвольном виде внимания.

Внимание имеет ряд характеристик, о которых стоит упомянуть, прежде чем предлагать дошкольнику игры для развития именно сознательного внимания к какому-либо объекту.

  • По степени осознания - концентрация внимания.
  • По длительности во времени - устойчивость внимания.
  • По скорости перемещения фокуса - переключаемость внимания.
  • По сосредоточенности на нескольких объектах - объем внимания.
  • По выполнению нескольких действий - распределение внимания.

Первые признаки внимания у детей наблюдаются уже к концу первого месяца жизни младенца, проявляется как слуховое и зрительное сосредоточение на объекте: мамин голос, звук телефона или телевизора, облик мамы или папы.

В начале дошкольного возраста внимание ребенка отражает его интерес к яркому и эмоционально окрашенному объекту. Это внимание будет кратковременным и при виде другого предмета происходит мгновенное переключение внимания.

К окончанию дошкольного возраста ребенок может играть с предметом продолжительное время. Старшие дошкольники могут играть в одну и ту же понравившуюся им игру до получаса, а то и более.

К началу школьного периода преобладает произвольное внимание, что является хорошим показателем готовности к школе.

У детей дошкольного возраста внимание как психическая функция изучалось психологами и на основе теории, исследований, практики педагоги-дошкольники владеют инструментами, с помощью которых ребенок может расширять, углублять и развивать внимание.

Так, например, ребенок трех, четырех лет может удерживать внимание до нескольких минут, если объект будет обладать особыми свойствами, задевающими эмоциональную сферу.

Для детей шести, семи лет головоломки, ребусы, шарады и загадки способны удержать внимание более продолжительное время.

У детей старше семи лет быстрыми темпами начинает развиваться произвольное внимание.

Внимание - это основное психическое свойство человека. У дошкольников оно в основной стадии - непроизвольности, невольная сосредоточенность на явлении или объекте. Для ребенка в этот момент важна эмоциональная окраска события, основанная на интересе. Интерес - мощный фактор развития внимания у детей дошкольного возраста.

Так как игра – основной вид деятельности у детей в дошкольном возрасте, значит развивать произвольное внимание стоит через различные дидактические игры, в содержании которых лежат интерес и эмоции, которые, в свою очередь, воздействуют на внутренний мир ребенка.

Если в младшем дошкольном возрасте ребенок может рассматривать картинки 6-8 секунд, то уже в старшем это время увеличивается до 12 секунд. Значит, педагог может управлять временем и расширять внимание ребенка через эмоциональную составляющую и поддерживать интерес.

В младшем дошкольном возрасте возможно предлагать ребенку картинки и задания найти отличия, найти одинаковость или последовательность так, чтобы время на погружение было до нескольких минут. С каждой игрой, заданием и дидактической задачей время на сосредоточение увеличивается и ребенок развивает характеристики внимания: объем, концентрацию и распределение.

Играть с детьми во время образовательной деятельности, во время свободной игры и режимных ситуаций и одновременно развивать внимание - задача для воспитателя и интересная, и полезная.

На вебинаре будут представлены практические инструменты для развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста.

Ждём Вас 29 декабря в 18:00

Уважаемые коллеги, напоминаем, что мы ведем группы в Whatsapp и Viber, в которых регулярно выкладываем анонсы предстоящих вебинаров, а главное - презентации и раздаточный материал после каждого проведенного вебинара. Присоединяйтесь! 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×