Вебинар 29 марта в 18:00 "Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей дошкольного возраста"

Записаться на вебинар

 

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

Содержательные вопросы вебинара:

  1. Возрастные особенности и основные этапы развития мелкой моторики и графомоторных навыков.
  2. Создание условий для накопления двигательного опыта и овладения письмом.
  3. Игровые упражнения на формирование тонко-координированных движений руки, зрительно-пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации.
  4. Повышение компетенции родителей в развитии у детей навыков письма.

 

 


Вебинар ведет Магонова Ольга Николаевна – педагог-психолог, педагог дополнительного образования по работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, высшая квалификационная категория.


Окончила Смоленский государственный университет.

Прошла курсы повышения квалификации:
«Организация коррекционной работы и психолого-педагогического сопровождения детей с дислексией»,
«Арт-терапия: основные принципы использования данного метода в работе педагога-психолога»,
«Создание бесконфликтной образовательной среды: медиация в пространстве образовательной организации».

 

«Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.

Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки: правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке; орфографические навыки: обозначение звуков соответствующими буквами, соблюдение собственно орфографических правил.

Совершенно очевидно, что при поступлении ребенка в школу у него должны быть достаточно хорошо развиты многие из выше перечисленных компонентов письма, и, прежде всего, двигательные и графические навыки, которые являются в акте письма определяющими.

Двигательный навык, по мнению В.А.Силивон, включает:

  • развитость мелкой мускулатуры пальцев, легкость руки, сенсорно-двигательные связи и координации, способствующие выполнению произвольных движений и коррекций высокой точности по силе, скорости, направленности и размаху;
  • развитие пространственно-ориентированной способности двигательной ориентации и координации на ограниченной плоскости: линейке, строке, клеточке; быстрое нахождение левой и правой сторон и т.д.;
  • сформированность зрительно-двигательных образов и представлений. Развитие аналитического восприятия и воспроизведения предметных изображений и буквенных знаков поэлементно-целостным способом.

Графический навык предполагает:

  • умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные и т.д.; условные знаки, в том числе и буквенные графемы и т.д.), выполняя их с разной силой нажима, скоростью, темпом, ритмом, наклоном, соблюдая их правильную форму, величину и рисунок;
  • легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона;
  • устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;
  • выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

Рассмотрим особенности некоторых психических процессов, отвечающих за успешность овладения навыком письма.

Зрительно-двигательная координация занимает важное место в формировании готовности к письму.

Еще одним важным компонентом готовности руки к письму является развитие мелкой моторики руки.

Еще одно из направлений — развитии зрительного восприятия у старших дошкольников, как основы навыков письма и чтения.

Работа по подготовке руки к письму должна быть систематической и комплексной, то есть осуществляться, по мнению педагогов и психологов, в следующих основных направлениях в работе с детьми:

  • развитие мелкой моторики руки;
  • тренировка зрительно-моторных и слухо-моторных координаций;
  • обучение ориентировки на листе бумаги;
  • формирование базовых графических навыков (с 5-5,5 лет – рекомендуют физиологи и медики).

Для эффективной подготовки руки ребенка к письму важно тесное творческое взаимодействие воспитателя и семьи ребенка, т.к. формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.

Тренировка зрительно-двигательной координации. 

Обучение ориентировке на листе бумаги. 

 Формирование базовых графических навыков. 

 Развитие мелкой моторики руки. 

 Гигиенические правила письма. 

Развитие мелкой моторики занимает важное место в подготовке руки дошкольника к письму.

Пальчиковый игротренинг. 

Игры с мелкими предметами (палочками, песком, нитками, крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, проволокой). 

Вырезывание ножницами. 

Изобразительная деятельность. 

Работа с бумагой. Оригами. Плетение. 

Занятия, упражнения и игры с использованием детской продуктивной деятельности. 

 Специальные физические упражнения. 

Итак, плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, как-то: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т.д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому столь важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом в дошкольном возрасте.

 

Оформить сертификат участника вебинара

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x