Вопрос 1 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Оцените, пожалуйста, удобство нового дизайна нашего портала по пятибалльной шкале (где 5 — «Все отлично», а 1 — «Пользоваться стало крайне неудобно»)
Оценить
Вопрос 2 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Сталкивались ли Вы с какими-либо трудностями при работе с порталом? Если сталкивались, опишите их, пожалуйста
Отправить отзыв
Спасибо, что приняли участие в нашем опросе
Солнечный свет
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Вернуться к авторизации

Разработка уроков в соответствии с ФГОС третьего поколения. Развитие навыка критического мышления на уроках литературного чтения



Оформить сертификат участника вебинара

Разработка уроков в соответствии с ФГОС третьего поколения. Развитие навыка критического мышления на уроках литературного чтения

На этом вебинаре учителя начальных классов получат конкретные рекомендации и упражнения, способствующие развитию критического мышления. Эти упражнения можно использовать на уроках литературного чтения и не только.

В рамках ФГОС третьего поколения, которые вступают в силу уже с сентября этого года, одним из критериев качества образования является умение критически мыслить. Урок литературного чтения даёт широкий простор для развития этого навыка. На вебинаре будет представлены упражнения и игры, с практическими рекомендациями для использования на уроках.

Вебинар ведёт Айкуш Жораевна Калачян – педагог, музыкант, коуч, консультант по вопросам воспитания детей. Преподаватель со стажем 20 лет. Создатель обучающих игр, автор и ведущая тренингов.

Образование:
Высшее музыкальное – Ереванская государственная консерватория - специальность «певица и преподаватель»
Высшее психологическое, специальность «педагог-психолог»
Высшее психологическое, специальность «бизнес-тренер»

Прошла дополнительные курсы:

  • «Арт-терапия»
  • «Системно-родовая терапия»
  • Коучинг по сиcтеме ICM
  • «Коучинг детско-родительских отношений»
  • «МАК-терапия»
  • «Гуманная педагогика Шалвы Амонашвили»
  • «Биоадекватная методика обучения»

Разработка уроков в соответствии с ФГОС третьего поколения.  Развитие навыка критического мышления на уроках литературного чтения.

Критическое мышление на данный момент является одним из важнейших требований ФГОС. В современном обществе, где поток входящей информации настолько высок и разнообразен, что впускать её в себя без анализа, без фильтра просто опасно для здоровья.

Учёные психотерапевты в последние годы обнаружили новую психическую болезнь, которую назвали Думскроллинг. Это напасть возникает, когда человек читает новостную ленту и в большей части оттуда получает негативную информацию. Это создаёт внутреннюю картину фатального мира, где всё плохо и сделать с этим ничего не возможно и бессмысленно. Это приводит не только к глубочайшей депрессии с суицидальными тенденциями, но и блокирует волю человека. Чтобы защитить человека, нужно именно с детства научить отвечать на такие вопросы, как:

- В чьих это интересах?

- Насколько это верно?

- Что хотят от меня заполучить этой информацией?

- Готов/а ли я вложить своё внимание, деньги, энергию в это?

 

Повышение потребительства в обществе связано с политикой производителей, которые используют хорошее знание психологии личности и психологии масс для продажи своих товаров, услуг и идей. Они не гнушаются сильнейшими атаками на сознание детей, чтобы вырастить новое поколение будущих покупателей. Именно такую политику ведут, например, производители табачных изделий, которые в красочных и разнообразных упаковках продают электронные сигареты, представляя их, как безопасные для здоровья, и привлекательные вкусовым и цветовым богатством выбора.

Критическое мышление является так же элементом функциональной грамотности, так как оно позволяет более качественно выстраивать коммуникативные отношения с другими, иметь конкретные критерии для выбора из множества вариантов. И это важнейший компонент личностной и государственной безопасности, когда фейками и ложными информациями засорено информационное пространство.

  • Критическое мышление требует ряд особых навыков
  • Умение анализировать полученную информацию
  • Умение делать выводы
  • Принимать решения на основе проведённого анализа
  • Уметь формировать собственное мнение
  • Уметь отстаивать и защищать свою позицию

Сами по себе уроки становятся более интересными и мотивирующими, если включаются дополнительные инструменты для того, чтобы дети сами на опыте и суждениях приходили к определённым выводам, а не принимали всё на веру.

Использование предложенных инструментов позволяет так же повторить, анализировать и понимать учебный материал.

До недавнего времени основным инструментом мышления была логика. Ещё в древние времена Аристотель предложил 3 закона логики и лишь в 17-18 веках немецкий философ и логик Лейбниц предложил 4-ый закон логики.

Вот эти законы:

  1. Закон тождества - «Любое высказывание (мысль, понятие, суждение) на протяжении всего рассуждения должно сохранять один и тот же смысл».
  2. Закон не противоречия (противоречия) - «Невозможно, чтобы одно и то же одновременно было и не было присуще одному и тому же, в одном и том же смысле».
  3. Закон исключенного третьего – «Ничего не может быть посредине между двумя противоречивыми суждениями об одном, каждый отдельный предикат необходимо либо утверждать, либо отрицать»
  4. Закон достаточного основания - всякое положение для того, чтобы считаться вполне достоверным, должно быть доказанным; должны быть известны достаточные основания, в силу которых оно считается истинным.

Критическое мышление позволяет значительно расширить и где-то даже опровергать логические постулаты предшественников.

Законы логики прекрасно работают в двухмерной и дуалистической системе ценностей. Однако стоит посмотреть на ситуацию с разных позиций и уровней, как рушится эта система.

С тех пор, как была открыта квантовая механика и оказалось, что частица может быть и материей, и волновой структурой, несказанно расширилась видение предметов, событий.

Для развития критического мышления школьников есть прекрасные и уже получившие распространение упражнения ТРИЗ. А уроки литературного чтения, где ребёнок имеет возможность исследовать опыт сверстников, взрослых, животных, часто очеловеченных, наилучшим образом подходят для развития навыков анализировать, делать выводы, высказывать свои суждения и защищать свою точку зрения.

Здесь очень важна позиция учителя, который не выдаёт единственно верный ответ, а иногда следует за учеником, в другой раз направляет своими вопросами внимание на альтернативные тропы для исследования. Именно в этих случаях помогает такой инструмент как коучинг. Коучинг – это тренерство в дословном переводе. Главная функция коуча не указывать или давать готовые ответы, а наоборот, задавать вопросы, часто неудобные, которые заставляют направить луч внимания в до сих пор неизведанные учеником уголки.

Прекрасным инструментом для визуализации и систематизации информации являются ментальные или по-другому интеллектуальные карты.

Обо всех этих инструментах более подробно с примерами расскажу на вебинаре. Если эта тема для вас интересна, присоединяйтесь!

Ждём Вас 29 сентября в 18:00

Оформить сертификат участника вебинара

Уважаемые коллеги, напоминаем, что мы ведем группы в Whatsapp и Viber, в которых регулярно выкладываем анонсы предстоящих вебинаров, а главное - презентации и раздаточный материал после каждого проведенного вебинара. Присоединяйтесь! 

Пожалуйста, подождите.
x
×