Вебинар 5 апреля 18:00 "Система работы по коррекции произношения шипящих звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи"

Записаться на вебинар

 

Речь является важнейшей психической функцией человека. Четкое, верное произношение необходимо для уверенного общения ребенка со сверстниками и взрослыми, гармоничного развития и дальнейшего обучения.

На вебинаре вы познакомитесь с характеристикой, анализом причин возникновения сигматизма шипящих звуков, системой коррекции нарушенных звуков.

Правильная диагностика нарушений звукопроизношения шипящих звуков и грамотное коррекционное воздействие поможет вам неизменно достигать стабильных положительных результатов в самые короткие сроки.

 

 


Вебинар ведет Журова Инна Александровна – учитель-логопед, олигофренопедагог, высшая квалификационная категория.

С 2012 г. по 2017 г. член экспертной группы по экспертизе профессиональной деятельности педагогических работников социальных учреждений. 
С 2017 г. по настоящее время - член экспертной группы по аттестации педагогических работников Департамента Смоленской области по образованию и науке. 
Активный участник международных, всероссийских, региональных научно-практических конференций, семинаров, акций, круглых столов.

 

Система работы по коррекции произношения шипящих звуков у детей с тяжелыми речевыми патологиями

 

В настоящее время проблема коррекции речи приобретает особую актуальность. Число детей, имеющих те или иные нарушения звукопроизношения, постоянно возрастает. Обследование речи детей 4-5 лет специалистами-логопедами в разных регионах страны показало, что у 79% детей зафиксированы различные речевые дефекты. Особую тревогу вызывает тот факт, что у большого количества детей нарушения речи вызваны дизартрией, что затрудняет работу по постановке, автоматизации и введению звуков в речи.

Все мы прекрасно знаем, что нарушение звукопроизношения затрудняет обучение русскому языку, что приводит к дислексии и дисграфии. Нарушения чтения и письма в свою очередь приводят к неуспеваемости школьника по другим предметам. Четкое, правильное произношение необходимо для уверенного общения ребенка со сверстниками и взрослыми, гармоничного развития и дальнейшего обучения. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект.

У детей дошкольного возраста часто бывают нарушены шипящие звуки.

Дефект произношения шипящих [ш], [ж], [ч], [щ] звуков называется сигматизмом. Это фонетическое нарушение. К нему относятся отсутствие и искажения звуков.

Замена данных звуков другими, имеющимися в системе родного языка, называются парасигматизмом и по своей структуре являются фонетико-фонематическим нарушением.

Сигматизм шипящих звуков возникает у детей по разным причинам.

Это могут быть:

  • слабая иннервация мышц языка;

  • нарушения прикуса;

  • аномалии строения органов артикуляции (например, короткая подъязычная уздечка ведет к тому, то язык не имеет достаточного подъема для произношения шипящих звуков);

  • проблемы с фонематическим слухом;

  • подражание неправильной речи взрослых.

  1. Интердентальный сигматизм или межзубный сигматизм.

  2. Носовой сигматизм.

  3. Палатальный сигматизм.

  4. Латеральный или боковой сигматизм.

  5. Щечный сигматизм.

  6. Билабиальный сигматизм.

  7. Лабиальный сигматизм.

  8. Лабиодентальный или губно-зубной сигматизм.

  9. Дентальный сигматизм.

  10. Аддентальный или призубный сигматизм.

  11. Шипящий сигматизм.

  12. Свистящий сигматизм.

  13. Парасигматизмы шипящих звуков проявляются в следующих основных заменах: ш – с, т, ж; ж – з, д, ш; щ - с’, ш, т; ч – щ, т’, с.

Этапы логопедического воздействия.

I. Подготовительный этап

1. Развитие ручной моторики.

2. Развитие ритма.

3. Развитие дыхания.

4. Развитие речевого дыхания и голоса.

5. Закрепление правильного дыхания в процессе речи.

6. Развитие артикуляторной моторики.

7. Развитие слухового восприятия и внимания.

8. Развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

II. Этап постановки звука

III. Этап автоматизации звука.

IV. Этап дифференциации звуков речи.

V. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Для детей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают.

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.

Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x