Детская психосоматика: причины и профилактика болезней



Оформить сертификат участника вебинара

Детская психосоматика: причины и профилактика болезней

Вебинар «Детская психосоматика: причины и профилактика болезней» будет полезен педагогам и родителям для того, чтобы понимать психологические причины детских болезней и проводить своевременную профилактику.

На вебинаре будут рассмотрены следующие вопросы:

  • Что такое детская психосоматика и как она формируется?
  • Как определить психологические и физические причины болезней детей?
  • Методы помощи детям в улучшении физического состояния.
  • Психологические и педагогические приёмы профилактики детской психосоматики.

Ведущая вебинара: Титерина Прасковья Вадимовна - семейный психолог, педагог-психолог, член секции психологов регионального общества психиатров России, стаж работы 10 лет.

Окончила Рязанский медицинский университет, факультет клинической психологии.

Прошла курсы повышения квалификации:

  • «Семейная психология»
  • "Роль психолого-педагогических основ в работе с детьми"
  • "Основы телесно-ориентированной психотерапии"

Детская психосоматика: причины и профилактика болезни.

Что такое психосоматика? Психосоматикой называют связь между физическим и соматическим состоянием организма человека. Те психологические конфликты, переживания, трудности, которые не были вовремя осознанны и переработаны, со временем могут проявиться через тело. Так многие болезни у детей имеют под собой психологическую основу, причём, зачастую дети в большей степени подвержены психосоматическим заболеваниям, чем взрослые люди.

Существуют определённые периоды развития детской психосоматики.

Ранний перинатальный период – когда эмоциональное состояние мамы, её образ жизни, отношение к собственной беременности могут сказаться на состоянии ребёнка.

Период новорождённости – это время, когда ребёнок при нарушении коммуникации с мамой или изменении эмоционального фона в семье, может при помощи болезней “показывать” свое эмоциональное состояние.

Возраст от одного до семи лет. Ребёнок научается говорить, но зачастую ему крайне сложно разобраться в своих чувствах и переживаниях и правильно их понять. Поэтому если его что-то беспокоит, то это может проявляться через тело – через заболевание.

Возраст старше восьми лет. Если ребёнок подавляет свои эмоции и стесняется делиться ими со взрослыми, то это может стать причиной развития различных заболеваний.

Существует большая семёрка психосоматических заболеваний – Чикагская семёрка. Сюда входит: эссенциальная гипертония, бронхиальная астма, язвенная болезнь, сахарный диабет, ревматоидный артрит, неспецифический язвенной колит, нейродермит.

Какие ещё заболевания относятся к детской психосоматике?

Нарушение аппетита, рвота, нарушение стула, аллергия, тики, навязчивый кашель, нарушение ритма сердца, повышение температуры, заикание, головные боли, бессонница, депрессия.

Существуют три основных теории психосоматических заболеваний:

  • Концепция личностных профилей
  • Последствия стресса по Сельи
  • Био – психо– социальная модель.

Как формируется психосоматика?

Все переживания ребёнка, тревоги, различные эмоции должны быть вовремя проявлены, осознаны и проработаны. Если этого не происходит своевременно, то эти переживания никуда не исчезают, остаются в виде телесных блоков. Когда психотравмирующие ситуации повторяются из раза в раз, эмоции имеют свойство накапливаться, и далее находят выход в виде соматических проявлений.

Главная причина детских болезней: психологи доказали, что с рождения и до семи лет ребёнок – это отражение родителей, особенно мамы. Соответственно, то, что происходит в эмоциональной жизни мамы, во многом говорит о причинах психосоматики её ребёнка.

Как психосоматика влияет на обучение ребёнка?

Ребёнку становится трудно сосредоточиться на заданиях и он часто отвлекается, снижается уровень памяти и концентрации внимания, появляется безразличие к обучению и оценкам, становятся более частыми конфликты в детском коллективе, возможны частые пропуски занятий, в результате всего перечисленного снижается качество обучения.

Как педагог может помочь при детской психосоматике?

Педагог может оказывать диагностическую помощь, способствовать поиску оптимального решения и заниматься профилактикой психосоматических заболеваний у детей. Всё это вместе образует единую систему, которая необходима для улучшения состояния ребёнка.

Диагностика включает в себя:

  • Выявление признаков психосоматики у ребёнка
  • Определение причин психосоматики
  • Проведение проективных тестов.

Как может выглядеть поиск решения?

  • Это планирование последовательных шагов по выходу из ситуации,
  • Помощь ребёнку и семье в разумном решении психотравмирующей ситуации,
  • Изменение взаимоотношений ребёнка с окружающими, коррекция нарушенных реакции и форм поведения.

Методы помощи при детской психосоматике:

1. Нервно – мышечная релаксация направлена на расслабление мускулатуры, а также нормальную деятельность вегетативной нервной системы и эмоциональной сферы ребёнка.

2. Игровая терапия включает в себя систему различных игр и основана на том, что проигрывание различных ситуаций снижает эмоциональный накал.

3. Сказкотерапия – это метод, включающий использование различных сказок для успокоения, а также разыгрывания сказочных ситуаций с целью снижения внутреннего напряжения психики ребёнка.

4. Арт– терапия или терапия изобразительным искусством, где для улучшения состояния ребёнка, уменьшения страхов и проработки травмирующих ситуаций используются рисунок, лепка, танец.

5. Музыкотерапия – это метод с использованием различных музыкальных направлений и музыкальных инструментов, что оказывает позитивное влияние на эмоциональный тонус ребёнка.

Профилактика психосоматических заболеваний включает:

  • Адекватные методы воспитания ребёнка, без гиппо или гипер опеки.
  • Стабилизации эмоционального состояния родителей, для этого необходимы родительские беседы и родительские собрания.
  • Различные занятия, которые направлены на стабилизацию эмоционального состояния детей – игры, тренинги, физкульт – минутки.

 

Ждём Вас 7 августа в 17:00

Оформить сертификат участника вебинара

Уважаемые коллеги, напоминаем, что мы ведем группы в Whatsapp и Viber, в которых регулярно выкладываем анонсы предстоящих вебинаров, а главное - презентации и раздаточный материал после каждого проведенного вебинара. Присоединяйтесь! 

Пожалуйста, подождите.
×