Как педагогу организовать читательский клуб и заинтересовать чтением



Оформить сертификат участника вебинара

«Как педагогу организовать читательский клуб и заинтересовать чтением»

Читательский клуб — отличная возможность в более неформальной обстановке поговорить с учениками о важных вопросах, затронуть интересные темы. На вебинаре мы разберём, как педагогу организовать читательский клуб, как выбрать произведение, которое подойдет ученикам по возрасту и совпадёт с их интересами. Также мы поговорим о том, какие трудности в организации такого занятия могут встретиться, и как превратить читательский клуб в место, где учиникам и педагогу будет комфортно и интересно.

Ведущая вебинара — учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории (стаж 6 лет), преподаватель школы для детей-билингвов в Сингапуре, автор первого методического курса по созданию рабочих листов, финалист Всероссийского конкурса «ПРО Образование» в номинации «Блоги, на которые стоит подписаться» — Щербакова Анастасия.

Как педагогу организовать читательский клуб и заинтересовать им учеников

            На сегодняшний момент одной из самых важных реалий, связанных с фигурой современного читателя-школьника, является проблема читательской компетентности. Под читательской компетентностью мы подразумеваем набор определенных качеств, навыков и знаний, которые необходимы читателю для восприятия, понимания, интерпретации информации во время процесса чтения. Известно, что основной процесс формирования различных компетенций происходит во время участия ребенка в образовательном процессе.

             Необходимо различать чтение и читательскую грамотность. Под чтением принято подразумевать процесс перевода букв в звуки, именно чтение вслух. Читательская грамотность – более широкое понятие, включающее в себя не только владение техникой чтения,  но и метапредметные умения – осознавать свой уровень понимания текста, поддерживать понимание на должном уровне. Развитие читательской компетенции - задача не только педагогов русского языка и литературы, но и преподавателей других дисциплин.
Это большой миф, что чтение можно развивать только с помощью художественных текстов.
Главный инструмент - эффективные техники чтения, подбор подходящего текста и понимание целей работы.
К сожалению, интерес к чтению постепенно уменьшается с увеличением возраста школьников. Педагогу важно найти подход, определённые механизмы, которые помогут заинтересовать учеников чтением. В этом учителям может помочь формат книжного клуба.

Преимущества книжного клуба перед обычными уроками литературы или чтения:

- более свободная атмосфера
- возможность достичь более качественного результата (нет погони за проверкой академических знаний)
- выбор тем, интересных ученикам (соответственно, повышается интерес и мотивация)
- изменяется модель отношений “учитель-ученик” (открывается больше возможностей для взаимодействия)
- есть возможность поговорить на важные темы не в ущерб прохождению программы.

Этапы организации книжного клуба:

- анализ аудитории, выявление их потребностей (возраст, уровень читательской грамотности, уровень начитанности, интересы, боли, страхи)
- выбор подходящего формата занятий (продолжительность, место, количество участников). Книжно- ”разговорный” клуб, произведение в контексте культуры, чтение для развития речи, клуб, чтобы “разговорить” учеников, лучше узнать их, “воспитатательное” чтение,
- подбор произведений, написание программы
- знакомство с различными техниками чтения, методиками активного чтения (возможно, функционального формирующего чтения)
- создание дополнительных материалов (презентации, рабочие листы, подбор иллюстраций, подготовка текстов, карточек, схем)
- анонс мероприятия

Пример опросника о книжном клубе может быть и таким.

Цель книжного клуба:

помочь ученикам раскрыться, больше выражать свои мысли, строить развёрнутые предложения, лучше понимать прочитанный текст.

Как будет проходить занятие?
Учитель предлагает ответить на проблемный вопрос, связанный с содержанием произведения. Задача этого задания - погрузить учеников в процесс.
Затем можно прочитать текст с остановками, параллельно предлагать ученикам различные задания. В конце встречи провести рефлексию в необычной форме.

Как же заинтересовать учеников?
Советуем выбрать произведение, где поднимаются темы, которые могут быть интересны ученикам. Например, что-то о будущем, взаимоотношении людей (будет интереснее, если герои были примерно такого же возраста, как и они).
Лучше выбирать достаточно насыщенный сюжет, чтобы ученики могли предположить разные варианты развития событий. Желательно, чтобы в основе произведения лежал проблемный вопрос, на который нельзя ответить однозначно. Именно это и даст ученикам возможность рассуждать, мыслить, спорить. доказывать свою точку зрения. Также большое количество интересных заданий может дать форма произведения: например, записи как в дневнике, письмо, текст, написанный от 3 лица и прочее.
Привлечь учеников может и сам формат встречи. Уверены, что им понравится формат занятия, отличающийся от обычного урока, где можно высказывать свои мысли, делиться идеями без страха получить плохую отметку. Выберите интересное, возможно, интригующее название встречи или тему обсуждения.

Этапы работы с текстом – восприятие, понимание, интерпретация – являются важнейшей составляющей процесса чтения.
Постарайтесь построить занятие логично, но без предсказуемых ходов и скучных вопросов.
Ваши действия, ваши вопросы должны погружать в текст, еще больше увлекать учеников, заставлять их концентрироваться.

Проверенные произведения, которые понравились участникам (5-7 класс):
«Последний лист», «Дары волхвов» О. Генри,

«Свеча горела» Гелприн Майк, “Мама куда-то ушла” В. Распутин, “Зелёная пилюля” С.Прокофьева (для нескольких встреч).

Ждем Вас 9 июня в 18:00

Оформить сертификат участника вебинара

Уважаемые коллеги, напоминаем, что мы ведем группы в Whatsapp и Viber, в которых регулярно выкладываем анонсы предстоящих вебинаров, а главное - презентации и раздаточный материал после каждого проведенного вебинара. Присоединяйтесь! 



Пожалуйста, подождите.
×