Занятия с одаренными учениками

Автор: Севрюкова Ольга Николаевна

 

Практический психолог Севрюкова  Ольга Николаевна

 

Программа развивающих занятий

 

«Путешествие в страну своей  Личности».

 

Руководитель: практический психолог  Севрюкова  О.Н.

 

Участники проекта: одаренные ученики школы.

 

Продолжительность проекта:  учебный год.

 

Актуальность программы: -  одной из фундаментальных идей  педагогической науки является необходимость обеспечения развития личности ребенка в процессе обучения, подготовка его к активной взрослой жизни  в обществе.

 

    В этом контексте важна полная реализация потенциала одаренных учеников. Именно в школе закладывается основы для дальнейшего интеллектуального и личностного развития учеников.

 

   В связи с этим появилась потребность в разработке программы занятий с одаренными детьми «Путешествие в страну своей Личности».

 

Цели программы:

 

  • развитие творческой, компетентной, увренной в себе личности в условиях  современной образовательной среди;

  • обеспечить психологическое сопровождение одаренных учащихся в реализации их способностей, развитии творческого потенциала;

  • создать условия для всестороннего, гармоничного развития личности каждого одаренного ребенка;

  • усилить в одаренных детях стремление к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и талантов.

    Задания программы:

 

  • развивать  интелектуальные способности ребенка, познавальные  процессы, креативное и аналитико-синтетические  функции мышления, наблюдательность учеников;

 

  • помочь участникам  понять сильные стороны своей личности,  сформировать уверенность в себе, способность к  самооцениванию, развивать позитивное мышление, способствующее формированию положительных черт характера;

 

  • эмоциональная  разгрузка участников, формировать способность к эмпатии;

 

  • поддерживать позитивную атмосферу группового  взаимодействия; создания в детском коллективе доверия, тепла, хорошего настроения;

 

Ожидаемые результаты:

 

  • позитивная динамика  в развитии личностных черт, навыков  и учений каждого ребенка, развитие творческого потенциала ребенка;

  •  уверенность в себе, доброжелательности, способности к  самооцениванию, активизация социальной активности;

 

  • владеть правилами конструктивного общения, способами преодоления трудностей и приемами самопомощи в ситуациях эмоционального дискомфорта;

  • сформировать сферу профессиональных интересов.

    Пути  реализации  проекта:   Программа расчитана на работу с  одаренными детьми школы, групповая форма занятий.

     Оптимальное  количество участников группы: 9-12 человек.

    Режим проведения - 1 занятие в месяц.

    Темы занятий разделены на ряд блоков, каждый из которых представляет собой разработанную тему. Основные блоки, предусмотренные программой: интеллектуальный, личностный, коммуникативный, профориентационный.

    Каждая тема содержит:

    - теоретический материал – представляет собой информационный блок по темам занятий с элементарными психологическими понятиями, терминами, с целью дать учащимся базовые психологические знания;

    - диагностический материал – предполагает изучение особенностей мыслительной деятельности, психологических особенностей личности, выявление личностных проблем с целью построения индивидуальной коррекционной программы, а также исследование интересов для профессионализации учащихся;

    - коррекционно-развивающий материал  - предусматривает проведение развивающих занятий, с целью обучения детей навыков саморазвития и самосовершенствования.

     Тематическое планирование.

    Блок І – Развитие интеллектуальных способностей.

    Занятие 1. Развитие креативности  и аналитико-синтетических функций мышления. Повышение уровня информативности.  Усовершенствование логического мышления. Развитие интеллектуальных способностей ребенка

    Занятие 2. Развитие творческих способностей: фантазирования  и чувствования себя в разных ролях.

    Блок ІІ – Развитие навыков социального взаимодействия.

    Занятие 1.  Развитие коммуникативных навыков,  развитие  навыков взаимодействия с одногодками.

    Занятие 2. Толерантность.

    Блок ІІІ – Развитие навыков самоконтроля, повышения самооценки.

    Занятие  1. Формирование адекватной самооценки. Обучать позитивно относится к себе и принимать  себя.

    Занятие 2. Формировать желание занимать  позицию лидера. Развитие навыков  самостоятельности  и умений принимать рискованные решения.

    Блок ІУ – Коррекция эмоционально-аффективной сферы.

    Занятия  1. Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности.

    Занятие 2. Развитие эмоциональной сферы, умения дифференцировать эмоции и чувства других людей.

    Календарное планирование:

    Сентябрь.

    Занятие 1. Развитие креативности  и аналитико-синтетических функций мышления. Повышение уровня информативности.  Развитие интеллектуальных способностей ребенка

    Октябрь.

    Занятие 2. Развитие творческих способностей: фантазирования  и креативности.

    Ноябрь.

    Занятие 3.  Развитие коммуникативных навыков,  развитие  навыков взаимодействия с одногодками.

    Декабрь.

    Занятие 4. Толерантность.

    Январь.

    Занятие 5. Формирование адекватной самооценки. Обучать позитивно относится к себе и принимать  себя.

    Февраль.

    Занятие 6. Формировать желание занимать  позицию лидера. Развитие навыков  самостоятельности  и умений принимать рискованные решения.

    Март.

    Занятие  7. Развитие ответственного отношения при выборе профессии.

    Апрель.

    Занятие 8. Развитие эмоциональной сферы, умения дифференцировать эмоции и чувства других людей.

    Май.

    Занятие 9.  Заключительное занятие. Викторина «Что? Где? Когда?».

    Занятие № 1. «Интересная психология»  для  подростков.

     

    Цель:

    1. Развитие креативности и аналитико-синтетической функции мышления.

    2.Стимулировать желание получения знаний в школе.

    Материалы: плакат с правилами работы группы, бейджики, листы бумаги, фломастеры.

    Ход занятия.

    1. Вступление.

    2. Основная часть.

         Сегодня  мы проведем  игры  по развитию памяти, внимания, мышления. Эти  процессы  развиваются  в  процессе разных видов деятельности.

    3.Упражнение «Незаконченные упражнения».

    Ваше задание: дописать их, а потом определить какую подсказку они в себе несут.

    - Под лежачий камень вода… (вода не течет).

    - Не святые горшки …(обжигают).

    - Кто не знает – пусть …(людей спросит).

    - Маленькая капля большой …(камень точит).

    - Никогда не говори: «не умею», а всегда говори: …(«научусь»).

    - Тот не ошибается, кто не к чему …(не притрагивается).

    - Не спросивши  брода…(не лезь в воду).

    - Одна голова хорошо, а … (один раз отрежь).

    - Семь раз отмерь … (один раз отрежь).

    - Лучше синица в руках, …(как журавли  в небе).

    - Кто рано встает, …(тому Бог дает).

    - Без муки нет … (науки).

    4.Упражнение «Клинопис».

    Инструкция: Посмотрите на изображенные символы и  поймите, что они означают или  чем они есть на самом деле.    (ответ: это цифры от 1 до 7 в их зеркальном отражении).  Обсуждение: что чувствует  человек,  когда  ранее неизвестное ему, становится известным и, даже, знакомым? Что переживаем мы, когда «открыть  глаза» на  что – то нам помогают окружающие? Кроме правильного, какие еще варианты решения были интересными?

    5.Игры на сообразительность.

    Ниже приведены задания и вопросы на сообразительность для детей  6-8 лет.

 

1.У троих братьев по две сестры. Сколько всего детей в семье? (Пятеро детей: три брата и две сестры).

 

2.Что тяжелее: 1 кг ваты или 1 кг железа? (Поровну).

 

3.Летела стая гусей. Один гусак впереди и два сзади. Один сзади и два впереди, один между двумя и три в ряд. Сколько гусей было? (Трое).

 

4.Четверо друзей поделили между собой поровну сем пакетов соков емкостью 1 л, 2л, 3л, 4л, 5л, 6л, 7л. Как они это сделали? (7л;6л,1л; 5л и 2л; 4л и 3л).

 

5.Было девять листов бумаги. Некоторые из них разрезали на три части. Всего пятнадцать листов. Сколько листов бумаги разрезали? (Три)

 

6.Тани 4 года, а Сереже – 6. Сколько лет было Сереже, когда Тани станет 6? (8 лет)

 

7.У животных две правые ноги и две левые ноги, две ноги  справа и две ноги слева. Сколько ног у животного? (Четыре)

 

8.Шесть картофелин сварили за 30 минут. За сколько минут  сварилась одна  картофелина? (за 30 минут).

 

9.Из-под ворот видно восемь кошачьих лап. Сколько кошек во дворе? (Две).

 

10.В трехэтажном доме жили трое собачат: белое, рыжее и черное. Собачата с первого со второго этажей не были черными. Белый щенок  жил не на первом этаже. Какой щенок живет на каком этаже?  (На первом – рыжее, на втором – белое, на третьем - черное).

 

11. Денис гостил в селе неделю и два дня. Сколько всего дней гостил Денис в селе?(9 дней)

 

12.Сколько чисел «5»  в ряду чисел  от 1 до 100? (20)

 

13.Двое девочек шли в кино, им встретилось еще пять девочек. Сколько всего девочек шло в кино? (Двое)

 

14.Швея имеет кусок материи на пальто длиной 16 метров, от которого отрезает каждый день по 2 метра. После скольких дней она отрежет последний кусок? (Через 7 дней)

 

15.У  Буратино было пять целых яблок, шесть половинок и восемь четвертинок. Сколько всего яблок было у Буратино (Десять)

 

16.На руках десять пальцев. Сколько пальцев на десяти руках? (Пятьдесят)

 

17.Назови слово, которое составляется из трех складов, и указывает на 33 буквы. (Ал-фа-вит, аз-бу-ка)

 

18.Угадай слова: элек3рик, ви3на, смор1а. (электрик,  витрина, смородина).

 

19.В каком слове слышится  сорок гласных (Сорока).

 

20.Что находится в мыльном пузыре (воздух).

 

6. Упражнение  «Отгадай».

 

А) на ощупь предлагается школьникам с закрытыми глазами предметы и материалы, из каких сделаны эти предметы (исследованными предметами могут быть игрушки из резины, пластмассы, дерева и т.д.).

 

Б) Такое же задание выполнить не трогая предмета пальцами, используя только карандаш.

 

В) Определите в сантиметрах размер предмета..

 

7. Упражнение «Нарисуй»

 

У каждого ученика – лист бумаги и карандаш. Учитель предлагает всем закрыть глаза и с закрытыми глазами нарисовать (в определенной последовательности)  домик с двумя окнами, дверью, забором и деревьями по обе стороны домика. «Нарисуй трубу, окно, слева двери, дерево с правого бока, крыша…»  По окончанию игры ученики открывают глаза и смотрят, что у них получилось.

 

8. Упражнение «Слалом».

 

Игру проводят в просторном помещении. В определенном месте в конце комнаты строятся змейкой трое или четверо школьников, которые держаться за руки. У них закрыты глаза. Перед ними на расстоянии одного метра  устанавливаются кегли, или предметы, которые их заменяют. Школьники с закрытыми глазами должны пройти сквозь кегли змейкой, не сбивая их. Им помогает ученик, который  стоит напротив с открытыми глазами. Его помогают в командах: «Прямо», «Стоять», «Влево», «Вправо».

 

Занятие № 2. «Развитие креативности, фантазирования».

 

Цель:

 

1. Используя критичность, усовершенствовать операции сравнения понятий по уровню отличия.

 

2. Развивать наблюдательность.

 

Материалы: бейджики, плакат с правилам работы группы, листы бумаги, фломастеры.

 

Ход занятия.

 

1. Вступление.

 

2. Основная часть.

 

1. Изобразите пожалуйста, такое понятие, как «зрение»  с помощью правой руки, а действие «наблюдение» с помощью левой руки.

 

2.Объясните значение высказываний:

 

- Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

 

- Наблюдательность – путь к самосовершенствованию.

 

3.Напротив каждого слова напишите слово противоположного значения, антоним.

 

Грязный –

 

Исчезновение –

 

Чужой –

 

Низ –

 

Большой –

 

Враг –

 

Высокий –

 

Красивый –

 

Громкий –

 

Подобный –

 

Сухой –

 

3. Упражнения для развития мышления « Поиск предметов по заданным признакам».

 

   Необходимо назвать как можно больше предметов, которые имеют столько же признаков и в этом плане похожи на два-три предмета, которые предлагаются на иллюстрации. Побеждает тот, кто набрал больше ответов.

 

4. Упражнение  «Способы использования предмета».

 

   Предлагается хорошо известный всем предмет. Необходимо  назвать как можно больше разных способов его использования. Следует ввести запрет на использование неэтичных, варварских способов использования предмета. Побеждает тот, кто укажет наибольшее количество функций заданного предмета.

 

5. Упражнение «Числовые ряды».

 

Перед вами числовые ряды, в которых числа расположены в определенном порядке, то есть в определенном порядке, в определенной закономерности или по определенном правилу. Ваше задание, понять эту закономерность и на ее основании  продолжить числовой ряд  по двум числам.

 

2, 3, 4,5,6,7, …

 

6, 9, 12, 15, 18, 21, …

 

1, 2, 4, 8, 16, 32, …

 

6. Упражнение «Интересные задачки».

 

- Если человек зарабатывает 30 гривен в неделю, а тратит 24 гривны , то сколько ему необходимо времени, чтоб собрать 300 гривен?

 

- Если тетрадь стоит 50 копеек, то сколько тетрадей можно купить за 5 гривен?

 

- Сколько стоит 7 литров масла, если 100 грамм стоит 36 копеек?

 

- Представим, что будильник показывает 6 часов, 22 минуты. Какое время будет показывать будильник, если минутная и часовая стрелки поменяются местами? (8 часов 8 минут, 2 часа 46 минут).

 

-  Мать послала сына на речку и просила принести 7 л воды. Дала 2  емкости по 3 и 5 л. Как можно вымерить ровно 7 л, не пользуясь ничем, кроме 2 емкостей и не вымеряя на глаз. Начинать надо с объема 5 литров.

 

- Есть две емкости 5 и 7 л. Необходимо отмерять 8 л. Начинать необходимо с 5 л емкости.

 

- Отцу 32 года, одному из его сыновей 8 лет, а другому 6 лет. Через сколько лет возраст отца приравняется сумме годов обоих его сыновей?

 

- Тройка коней за 1 час пробегает 15 км. Сколько км пробежит один конь?

 

- Врач провел сутки в больнице на дежурстве. После того он решил отдохнуть и лег спать в 8 часов вечера. На следующий день он должен быть в больнице в 11 часов утра. Поэтому он завел будильник на 10 часов. Сколько пройдет времени до звонка будильника?

 

- От мотка шпагата длиной 48 метров каждый день отрезают  по 8 м. На какой день останется последний кусок шпагата?

 

- В семье четверо детей: Сергей, Ирина, Иван, и Галина. Им по 5,7,9, 11 лет. Сколько лет каждому из них, если один из мальчиков ходит в детский сад, Ирина младше Сергея, а сумма годов девочек делится на 3?

 

  • В школе обучается 400 учеников. Докажите, что хотя бы двое из детей родились в один день.

    Занятие № 3.  «Эффективное общение».

    Цель: познакомить учеников с навыками еффективного общения, формирование культуры речи учащихся.

    Материал: бейджики, плакат с правила работы группы, плакат с изображением озера, листы бумаги,

    Ход занятия.

    1. Принятие правил поведения на тренинге.

    1.Конфиденциальность. Вне группы нельзя обговаривать то, что происходило на тренинге.

    2.Доброжелатьельное отношение друг к другу.

    3.Искренность. Каждый говорит про свои чувства, мысли, впечатления, которые есть на самом деле.

    4.Все присутствующие активно работают.

    5.Критиковать не человека, а конкретный поступок, но в мягкой, доброжелательной форме, критика должна сопровождаться советом.

    6. Говорить надо коротко и конкретно, придерживаться регламента.

    2. Ваши ожидания.

    На доске вы видите плакат, на котором изображено большом озеро, а вокруг деревья. У каждого из вас есть листок бумаги в форме лебедя. Напишите  пожалуйста свои ожидания от тренинга.

    3. «Подарки».

        Пусть каждый  по очереди сделает подарок соседу слева. Подарок не обходимо сделать молча, невербально, но так, чтоб ваш сосед понял, что вы ему дарите. Пока все не получили подарки, говорить нельзя. Когда круг замкнется – обсуждается, поняли ли вы, что вам подарили.

    4. «Пять добрых слов».

        Участники обрисовывают свои ладонь, внизу подписывают, по кругу передают следующему участнику, который на одном пальце должен записать позитивную черту хозяина рисунка, дальше лист передается другому учаснику, и так, пока не будет записано пять добрых  слов на каждом рисунке. Эти работы возвращаются автору.

    Обсуждение:

 

  • Было ли вам приятно узнать мысли ваших одноклассников о себе?

  • Что мешает вам каждый день высказывать позитивные впечатления, эмоции?

    5. Упражнение «Ассоциации»

    Цель: получение обратной связи, развитие навыка размышлять о свойствах других людей, сравнивая их с другими объектами.

        Один из участников становится ведущим, он выходит из комнаты, остальные загадывают кого-то из присутствующих. Вернувшийся ведущий может задать группе три вопроса, например: «Если бы этот человек был рыбой (животным, погодой и т.д.), то какой?» Участники по очереди дают свои ассоциации на загаданного человека, после чего ведущий должен угадать, о ком шла речь. Если попытка оказалась неудачной, он может задать еще один вопрос. Затем ведущий может смениться.

    Назначение:

 

  • дать возможность каждому участнику узнать, как его воспринимают другие;

  • коррекция собственного восприятия других людей.

    6. Ролевая гимнастика

    Продекламировать  стихотворение «У лукоморья...»

    Назначение: снятие напряжения;

    6. Откровенно говоря... (участники занятия делятся впечатлениями).

Подведение итогов

comments powered by HyperComments

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга

Подпишитесь на последние новости сайта!

Пожалуйста, подождите.
x